Формирование компетентности сохранения и укрепления здоровья студентов через кружковую деятельность

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Целью работы является формирование установок на самооздоровление и самовосстановление здоровья студентов через доступные, малозатратные методы и средства профилактики здорового образа жизни. В ходе работы рассматриваются теоретические положения здоровьесбережения, проведено исследование состояния здоровья студентов. Приводятся программа и учебный план кружковой деятельности по здоровьесбережению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Алданский политехнический техникум»

Формирование компетентности

сохранения и укрепления здоровья студентов через

кружковую деятельность

Педагог-психолог

Л.С. Дмитриенко

Февраль 2017г

ВВЕДЕНИЕ

     Проблемы сохранения здоровья студентов и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранения здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, исходим из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и  практики  в сфере здоровьесбережения.

     Здоровье студентов – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

     Одним из основных направлений деятельности Алданский политехникум считает работу по формированию здорового образа жизни учащихся, активное поддерживание физического и психического здоровья студентов, оказание индивидуальной помощи учащимся на основе педагогической, психологической диагностики, проведение "обучения здоровью". 

    Здоровье рассматривается как отражение профессиональной компетентности, конкурентоспособности, т.е. профессиональных возможностей, обеспечивающих специалисту более высокий профессиональный статус, устойчиво высокий спрос на его услуги.     Система непрерывного профессионального образования включена в решение проблем формирования здорового образа жизни.

   Хорошее здоровье необходимо нашим студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по различным направлениям деятельности.

    Необходимо воспитание устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности наши выпускники личным примером и собственными убеждениями могли воздействовать на здоровье общества, несли идеи ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.
    В процессе обучения студенты испытывают трудности, которые связаны не только с внешними факторами, но и внутренними: серьёзная учебная нагрузка, недостаточное умение организовать свой труд и отдых, потеря интереса к физическим упражнениям, проявление гиперактивности и синдрома «ранней усталости», ухудшение психологического и физического здоровья студентов (ранние соматические проявления: аллергии, астма, заболевания желчевыводящих путей, поджелудочной и т.д.; у многих обучающихся завышен порог чувствительности (как болевой, так и сенсорный. Отсюда присущий им «пофигизм» как адаптивное решение. Поскольку у таких ребят отсутствуют собственные жизненные программы, собственный взгляд на мир, то их внушаемость многократно повышается. Нейропсихологический статус отклонений в развитии является причиной агрессивного поведения в подростковом возрасте. Этим объясняется подростковая жестокость, стремление к насилию.

    Общеизвестен тот факт, что подростки, юноши и девушки, поступая в средние и высшие учебные заведения, уже имеют колоссальный набор заболеваний. Поэтому очень важно субъективное мнение студентов о состоянии своего здоровья, где большинство обучающихся выделили зависимость здоровья от образа жизни, который они ведут.

Коренное реформирование системы образования и, как следствие, преобразования, проводимые в системе среднего профессионального образования, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности студентов I курсов. Увеличивается численность студентов, полностью освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, и количество занимающихся, отнесенных к специальной и подготовительной медицинских групп.

Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и наиболее резкое ее падение наблюдается в период от 15 до 25 лет.

В последнее время постоянно говорят о здоровье, как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых как здоровый образ жизни. На сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, поэтому первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья.

По выражению академика Н.М. Амосова "Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем".

Следовательно, необходима актуализации мотивации к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Студенты - это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровья населения в последующие годы.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Программа деятельности по здоровьюсбережению в АПТ.

В национальной Доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, куратооров, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.

 Понятие «здоровьесберегающих технологий» относится к качественной характеристики любой образовательной технологии, показывает, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающей технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здравоохранения [1,5].

   Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательной среде следует понимать как систему мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения его влияния на здоровье данной группы лиц.

   В Алданском политехникуме главными направлениями здоровьесберегающей деятельности являются:

• рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

• проведение ежегодной диспансеризации студентов;

• рациональная организация двигательной активности студентов, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

• организация рационального питания студентов;

• система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

• создание службы психологической поддержки студентов;

• организация доврачебного выявления факторов и групп риска девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ среди студентов (популяционный скрининг и мониторинг) с применением медико-технических технологий.

Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее полная в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым.

К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность педагогов и медицинских работников. Также в медико-гигиенических технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий.

Ко второй группе относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Реализуются на занятиях физической культуры и секциях на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

К третьей группе относятся экологические здоровьесберегающие технологии (ЕЗТ), которые направлены на создание природосоответствующих, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных отношений с природой.

К четвертой группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Реализуют специалисты по охране труда, защиты в чрезвычайных ситуациях, инженерно-технические службы, сотрудники пожарной инспекции и т.д.. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом, как сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии (СВТ), которые делятся на три подгруппы:

• Организационно-педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и других дезаптационная состояний.

• Психолого-педагогические технологии (ППТ) связаны с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

• Учебно-воспитательные технологии (НПО), которые включают в себя программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья студентов, мотивации их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), предупреждения вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно -воспитательной работы со студентами после занятий.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, которые в последнее время все чаще включаются в внеурочную работу техникума:

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии - формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).

Так, к социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий можно отнести психологическую службу поддержки студентов.

Такая служба осуществляет поддержку психологического здоровья студентов по нескольким направлениям:

1. Диагностика уровня психологического здоровья; уровня индивидуально-психологического развития.

2. Консультирование, направленное на сохранение и развитие психологического здоровья и индивидуально-личностных особенностей студентов.

3. Психокоррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, неблагоприятных форм поведения и конфликтных отношений в процессе адаптации студентов к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении.

4. Учебно-методическая работа, включающая разработку и апробацию социально-психологических тренингов профессионально-личностного развития обучающихся.

    В техникуме разработана и реализуется программа «Здоровье». Цель программы – обеспечение научно-методических, организационных, информационных и других условий для оптимизации социальной среды, создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

    Программа включает основные направления деятельности:

- взаимодействие с медицинскими учреждениями города для изучения физического здоровья студентов;

- сотрудничество с родителями студентов и консультации преподавателей-предметников;

- использование в работе диагностических методов исследования;

- организация просветительской работы со студентами по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри АПТ, так и за его пределами;

- организация работы по формированию правильного отношения студентов к занятиям физической культурой, спортом;

- формирование личной рефлексии студентов по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).

Процесс воспитания здорового человека предполагает реализацию педагогических условий, обеспечивающих развитие и становление личности; определённые требования к организации воспитательного процесса, порядок действий; среду, в которой совершается процесс решения педагогических задач; наличие правил и отношений, обеспечивающих реализацию цели педагогического воздействия, и т. д.

Первое условие – информирование студентов о ЗОЖ (организация информационного обеспечения) осуществляется на этапе ознакомления с первого года обучения в техникуме. Задача – формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Информирование осуществляется в рамках учебных дисциплин и во внеаудиторной деятельности при помощи методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъектно-объектный характер взаимодействия педагога и студента: лекции, лекции-беседы по профилактике простудных заболеваний, гриппа, вензаболеваний, СПИДа, алкоголизма, табакокурения, наркомании; диспуты, дискуссии, деловые игры, встречи со специалистами-медиками, валеологические конференции, просмотр и обсуждение научных, документальных и художественных фильмов по ЗОЖ, обзоры медицинской литературы и периодической печати. С первой недели обучения в АПТ студенты активно вовлекаются в работу спортивных секций.
Для физического развития студентов в АПТ есть спортивный и тренажёрный залы. Согласно плану спортивно-массовых мероприятий на каждый учебный год в техникуме проводится спортивные соревнования по 4-5 видам с участием всех групп. Ежегодно в финальных соревнованиях по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, шашкам, спортивному многоборью между группами, между кафедрами принимают участие более 200 студентов.

В АПТ ежегодно работают во внеурочное время спортивные секции с охватом 120-140 человек (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, атлетическая гимнастика).
Команды техникума принимают активное участие в городских и республиканских соревнованиях: легкоатлетической эстафете, лыжной эстафете, волейболу, баскетболу. Проводятся традиционные товарищеские встречи по волейболу и баскетболу с командами других учебных заведений.

Второе условие – актуализация эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу ценностных ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознание их значимости в собственной жизнедеятельности.

Это условие соотносится со вторым этапом воспитания здорового человека – этапом актуализации. Это второй год обучения в техникуме Задача – формирование знаний, умений и навыков по ЗОЖ, профилактике и охране здоровья. Наиболее эффективными формами являются беседы, классные часы, психологические занятия и тренинги, индивидуальная и коллективная диагностика, проблемные задания дискуссионного характера, выпуски бюллетеней «Нет курению!», просветительская и научно-исследовательская работа по данному направлению, участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Студенты АПТ ежегодно участвуют в городских и республиканских акциях: «СПИД – стоп!», «Молодёжь против!», «Я выбираю жизнь!», КВН, конкурсах плакатов, посвящённых Всемирному Дню борьбы со СПИДом, здоровому питанию, экологическим проблемам.
В реализации установок на сохранение, укрепление здоровья мы учитываем, что системно-образующим видом деятельности является познавательная, далее досуговая. Своеобразием нашей воспитательной работы является концентрация вокруг ключевых дел. Именно через них осуществляется попытка целостного воздействия на коллектив студентов и отдельную личность, на его рациональную и эмоциональную сферу.

Эффективность работы с молодёжью, особенно в сфере досуга, зависит от опоры на реальные интересы и социально-значимые потребности студентов. Примером могут служить мероприятия воспитательного характера: внеклассные мероприятия, уроки-мастерские, концерты, театрализованные представления.

Третье педагогическое условие воспитания здорового человека предусматривает обогащение опыта здоровьесберегающей деятельности, овладение способами формирования и ведения ЗОЖ и включения в свой образ жизни.

Задача третьего года обучения – стимулирование активного применения знаний, умений, навыков в практической деятельности. Формы работы: конкурсы профессионального мастерства по всем специальностям как внутритехникумовские , так и республиканские. российские «Worldskills», региональные, научно-практические конференции, дискуссии, , развитие волонтёрского движения по пропаганде ЗОЖ, проведение акций милосердия (помощь детям, оказавшимся в трудных жненных условиях, помощь престарелым, инвалидам учреждения временного пребывания пос. Ленинский)

Таким образом, воспитание здорового человека через совокупность педагогических условий, методов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе учебного заведения и способствовать решению проблемы формирования ЗОЖ участников образовательного процесса.

  1. Профилактика здоровья студентов через кружковую деятельность.

   Кружок «Экология здоровья» работает в Алданском политехникуме второй год, имеет свою программу, девизом которой являются слова швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци «Лучшее, что можно сделать для людей, это научить их самим себе помогать».

   Известно более 200 определений понятия «здоровье». По определению ВОЗ, здоровье-состояние полного физического, духовного или социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:

- наследственность - 20%;

- уровень медицинского обеспечения - 10%;

- экология - 20%;

- образ жизни - 50%.

Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.

Действительно, здоровье, как и жизнь, личное богатство, как распорядится ими человек, зависит от его желания, знаний, умения.

В работе таких авторов, как Л.В. Баль (2014г), С.В. Барканова (2013г) «Формирование здорового образа жизни российских подростков» подчеркнуто, что «здоровье мы приобретаем вместе с жизнью как необходимую принадлежность и не думаем о нем, пока не потеряем». В то же время здоровье подчиняется общим законам, присущим Вселенной, и только тогда, когда человек нарушает эти законы, приходит болезнь.

В своей программе кружка «Экология здоровья» мы опираемся на философскую концепцию У-Син, которая является основой практической медицины Древнего Востока. Она опирается на законы Природы, на пять первоэлементов (вода, огонь, дерево, земля, металл), а также на философию народов Саха и России.

Задача сохранения и укрепления здоровья, формирование социального, духовно-нравственного и психологического благополучия подростков и обучающихся актуальна в нашем учебном заведении.

Отношение к человеку как сложному объекту познания является правомерным и эффективным при использовании системного подхода к его здоровью в целях профилактики заболеваний. Живой организм – это открытая система, которая ежечасно и ежедневно зависит от своих жизненных условий. Здоровье человека как целостное состояние организма, характеризующееся определенной стабильностью гомеостаза, является понятием многомерным и динамичным.

Системный подход успешно применяется в различных отделах науки, поскольку системоцентрическое знание направлено на раскрытие внутренних резервов организма человека с применением законов природы.

В связи с этим важно научить студентам этим знаниям, сформировать установки на осознанное отношение к своему организму, на заботу о здоровье в начале жизненного пути.

Предмет исследование: Изучение состояния здоровья студентов, их отношения к здоровому образу жизни.

Объект исследования: студенты ГАПОУ РС (Я) «АПТ».

Проблема исследования: исследование на предмет создания здоровьесохраняющей среды через внеурочную деятельность.

Цель исследования: формирование установок на самооздоровление и самовосстановление здоровья студентов через доступные, малозатратные методы и средства профилактики здорового образа жизни.

Задачи:

- познакомить обучающихся с различными концепциями жизнедеятельности организма, психологическими аспектами сохранения и укрепления здоровья;

- разработка рекомендаций по укреплению и коррекции здоровья студентов средствами и методами нетрадиционной медицины;

-создание центра самооздоровления и самовосстановления здоровья через просветительскую деятельность участников кружка;

Актуальность: 

- Необходимость формирования культуры здорового человека, раскрытие механизмов сохранения, формирования, укрепления здоровья в процессе реализации потенциала человеческого организма;

- необходимость ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее экономических условиях, партнерское и семейное благополучие, профессиональное долголетие, здоровую обеспеченную старость.

Ожидаемые результаты: 

  1. приобретение ключевых социальных компетентностей, формирование духовного развития и здорового образа жизни.
  2. приобретение навыков саморегуляции, саморазвития и самореализации приведет к успешной и счастливой жизни.
  3. принятие философии восточной медицины, русской культуры, народа Саха, применение традиций и обрядов различных национальных культур в жизнь поможет в программировании своей деятельности по укреплению здоровья
  4. На интеллектуальном уровне – это обобщение представлений об окружающем мире, о связях между явлениями природы и здоровьем человека.
  5. На эмоциональном уровне – это формирование чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  6. На практическом уровне – это формирование навыков исследовательской деятельности, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуациях

Программа кружковой работы: основана на использовании традиционных методов самооздоровления и сохранения здоровья.

Целью кружковой работы является создание мотивации к здоровому образу жизни как гармонии отношений человека с собой, людьми, природой, обучение следующим правилам и жизненным принципам: быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, согласно законам природы, законам бытия.

Программа кружка “Экология здоровья” рассчитана на обучающихся 1-2 курсов (102 занятия по 3 часа в неделю) и включает следующие разделы:

  1. Философия здоровья и организм здорового человека: концепция У-СИН-философия восточной медицины, философия «Кут-Сyр» по К.Д. Уткину, духовные практики, дыхательные практики, в частности, физиолога Александра Сметанкина: о сознательном управлении механизмами здоровья, и в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием (дыханием по Сметанкину) при помощи биологической обратной связи (БОС).
  1. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
  2. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
  3. Психологическая помощь для оздоровления путем достижения душевного равновесия и обретение внутреннего покоя.
  4. Диагностика и коррекция здоровья.
  5. Творите свое здоровье: Организация практической помощи студентам в укреплении и сохранении здоровья.

   Знакомство с Философией здоровья.

Восточная медицина более глубоко представляет систему строения человека и выделяет в ней четыре уровня: физическое тело, меридианальную систему, эмоцию и психику. В своих подходах восточная медицина учитывает целостность и взаимосвязь всех уровней организма.

   В теории китайской медицины существует «Учение о пяти первоэлементах» У-СИН: ВОДА, ДЕРЕВО, ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, МЕТАЛЛ.

   Каждый из органов или систем человека соответствует определенному первоэлементу и взаимодействует с другими органами по системе У-СИН. Органы, соотнесенные к к одному первоэлементу, имеют физиологические, функционально энергетические связи: желчный пузырь с печенью, мочевой пузырь с почками. Также имеется аналогичная связь между органами разных первоэлементов: желудком и тонкой кишкой, тонкой кишкой и толстой кишкой, желчным пузырем и желудком и др.

  Философия здоровья включает философскую концепцию гармоничного развития человека. Это мы также рассматриваем на примере мировоззрения русского и якутского народов, работ якутского философа  К.Д. Уткина «КУТ-СYР», биоэнергетической теории Луизы Хей.

Известная писательница перевернула сознание многих, на собственном примере показав, что телесное и ментальное здоровье зависят от самого человека. Таблица заболеваний Луизы Хей сегодня стала книгой номер один, которую рекомендуют тяжелым пациентам врачи приверженцы традиционной медицины. Таблицу болезней Луизы Хей читать и изучать начали даже скептики, которые всегда предвзято относились к различным духовным практикам. Суть биоэнергетической теории проста и многим известна: изменив сознание и мысли, убрав закостенелые стереотипы, можно избавиться от многих недугов. Первым было слово. Луиза Хей прекрасно осознавала это, создавая знаменитые аффирмации здоровья. Слово и лечит и может убить. В таблице здоровья Луизы Хей каждый человек может найти верную фразу, которая поможет излечить любой недуг. Кроме телесного здоровья, такие фразы прекрасно воздействуют на ментальное поле человека, улучшая все остальные факторы повседневной жизни: учебу, работу и личную жизнь. Если вы хотите открыть новую страницу в вашей жизни, полную счастья и здоровья, позитивных эмоций и любви, — таблица Луизы Хей вам поможет. :

 - Физическое здоровье.

Диагностические медицинские данные: журнал обращений фельдшера:

Жадобы на головные, сердечные боли – 43%

Жалобы на желудок – 27%

Жалобы на боль в глазах – 5%

Жалобы на боль в спине- 15%

Жалобы на боли в животе – 10%

Результаты опросов:

  1. Количество курящих в группах 1 курса – 53%
  2. Количество курящих в группах 2 курса – 39%
  3. Количество курящих в группах 3 курса –24%
  4. Количество курящих в группах 4 курса – 13%

Количество студентов, занимающихся спортом:

   1 курс – 37%

2 курс - 46%

3 курс – 58%

4 курс – 69%

Инструкция по проведению дыхательной гимнастики следующая: 
на легком вдохе через нос подросток надувает живот как шарик с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох; на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик. Вдох ученик делает через нос, коротким и «вкусным», как будто он вдыхает аромат цветов, а длительный выдох делает спокойным через слегка приоткрытый рот, словно под его воздействием маленький бумажный кораблик постепенно отправляется в плаванье. 
Дыхание свободное, как песня.

   Психологическая помощь для оздоровления путем достижения душевного равновесия и обретение внутреннего покоя. Психологическая интерпретация причин болезненных состояний. Практические занятия на индивидуальное самосовершенствование и преодоление негативных информаций. Психологическая защита. Психология и психотерапия эмоций. Сказкотерапия. Метафорические карты. Волшебные карты счастья.

Диагностические данные:

- уровень тревожности – высокий уровень ситуативной тревожности – около 37% в группах 1 курса

- уровень эмоционального комфорта: хороший – 75%, средний- 18%, низкий- 7%

Традиционные и современные аспекты фитотерапии: вопрос охраны природы растений Якутии, дикорастущие пищевые растения, аптека на огороде, источники витаминов вокруг нас, основные принципы сбора, хранения и правила применения лекарственных растений.

Практическое занятия с целью изучения состояния собственного здоровья.

- Экспресс-диагностика состояния по руке (прибор Акулайф);

- лечение по руке (прибор Акулайф).

Сохранение и укрепление здоровья на занятиях психологического кружка «Экология здоровья» эффективно, экономически малозатратно, доступно для студентов, способствует формированию установок на здоровый образ жизни.

Заключение

      Б.Н. Чумаков пишет: «Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка». Навык здоровья, который обретут студенты на занятиях кружка, останется с ними на всю жизнь. Что подразумевается под навыком здоровья? В первую очередь – это умение защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды: неблагополучной экологической ситуации, высоких учебных нагрузок, стрессов учебной и в дальнейшем профессиональной жизни.

  1. Проводим постоянное анкетирование среди обучающихся с различными темами здоровья, которые способствуют информационной статистике обучающихся, ведущих ЗОЖ;
  2. Активно участвуем в Месячниках, декадах Здоровья, акциях «Молодежь АПТ против наркотиков!», «Мир без курения», «Жизнь без СПИДа» и т.д
  3. Даем рекомендации преподавателям по проведению минуток отдыха во время учебных занятий с целью обучения студентов приёмам релаксации и саморегуляции;
  4. Инициируем совместные спортивные соревнования между обучающимися и преподавателями (тренинг «Веревочный курс», «Веселые старты» и др);
  5. Участие обучающихся в НПК студентов политехникума и республиканским НПК «Шаг в будущую профессию» с докладами по профилактике здоровья ( Муксунова А «Связь биологической активности студентов с умственной работоспособностью и успеваемостью»; Ефремов В «Исследование ценностных ориентаций студентов Алданского политехникума»)
  6. Показатели физической активности студентов возрастают от 1-го курса к 4-му: посещение спортивных секций на 1.6%, участие в районных, республиканских соревнованиях спортивного характера на 12%;
  7. Улучшилась степень информированности студентов в области здорового образа жизни;
  8. Показатель работоспособности и успеваемости студентов имеют положительную динамику.

Н.Н. Куинджи относит образ жизни к социально-биологическим факторам, компонентам которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных и профессиональных функций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего возраста, воспитывать у обучающихся активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный учебный план

Тема

Кол-во часов

Тема 1. Организм здорового человека (12 часа)

1

Путешествие в мир здоровья

2

2

Организм. Круг У-СИН.

4

3.

Философия КУТ-СYР по К.Ф. Уткину.

2

4.

Исцели себя сам. Биоэнергетическая теория Луизы Хей.

4

Тема 2. Влияние окружающей среды на здоровье человека (14 часов)

1

Биологическая обратная связь – зеркало здоровья

1

2-3

Источники загрязнения окружающей среды. 
Химическое, радиационное, биологическое загрязнения среды и здоровье человека

2

4

Природно-очаговые заболевания

1

5

Влияние звуков на организм человека. Музыкотерапия.

2

6.

Лечение цветом. Цветотерапия.

4

7

Ландшафт как фактор здоровья

2

8

Возможности адаптации человека к изменениям окружающей среды

2

Тема 3. Взаимосвязь здоровья и образа жизни (16 часов)

1

Режим дня. Сон, его значение

1

2

Толкование сновидений. Ресурсы снов.

2

3

Очищение организма как метод оздоровление.

1

4

Питание, сезонное питание, здоровая пища.

2

5

Фитотерапия. Растения Якутии.

2

6-7

Инфекционные заболевания и их профилактика

1

8

Йога-путь к здоровью.

2

9

Дыхательные гимнастики. Цигун, диафрагмально-релаксационное дыхание (дыхание по Сметанкину) при помощи биологической обратной связи (БОС).

2

Массаж, его виды. Китайский точечный массаж. Су-ДЖОК в повседневной жизни.

2

Тема 4. Психология здоровья (18 часов)

1

Психика человека и психическое благополучие

2

2

Эмоции. Работа с чувствами

2

3

Владей собой (психопрофилактика эмоциональных срывов)

4

4

Психические состояния человека (врабатывание, монотония, настроение)

2

5

Утомление

2

6

Стресс

2

7-9

Социальная адаптация

2

10

Общение и его влияние на психическое состояние человека

2

Тема 5. Творите своё здоровье (26 часов)

1

Творчество как способ укрепления здоровья

6

2-3

Арттерапия

6

4

Сказкотерапия

6

5

Аромотерапия

3

6

Чайная церемония

3

7

Мастерская Здоровья «Будьте здоровы»

2

Тема 6. Практические способы профилактики здоровья (28 час)

1.

Экспресс-диагностика состояния по руке (прибор Акулайф);

6

2.

Коррекция состояния здоровья (Прибор Акулайф)

6

3.

Дыхательные практики

3

4.

Работа с мандалами. Мандала счастья, жизни, целостности

4

5.

Работа с аффирмациями

2

6.

Арт-терапевтическое занятие.

1

Итого

102

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.

Организм здорового человека (3 часа)

1. Здоровье. Сущность здоровья в понимании учащихся (опрос). Здоровье как состояние полного благополучия. Компоненты здоровья: (анкеты, тесты по различным аспектам здоровья).

2. Организм. Здоровье-это резервные возможности организма. Органы и системы, входящие в состав организма, их основные функции. Круг У-СИН. Как оценить развитие организма подростка, юноши. Что определяет нормальное развитие организма (отношение к умственным и физическим занятиям, увлечения, характер питания, склонность к заболеваниям). Самоанализ своего здоровья.

Тема 2.

Влияние окружающей среды на здоровье человека (6 часов)

1. Окружающая среда. Понятие окружающей среды. Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов, свойств атмосферного воздуха на организм человека. Биологическое действие солнечной радиации. Световой климат, освещенность.

2–3. Источники загрязнения окружающей среды. Источники загрязнения биосферы: смог, промышленные отходы, аварийные выбросы токсичных веществ. Радиоактивные вещества, влияние радиоактивных веществ на человека, лучевая болезнь. Биологические загрязнения (микроорганизмы, вирусы, гельмиты, простейшие). Возбудители инфекционных заболеваний.

4. Природно-очаговые заболевания. Природно-очаговые болезни (клещевой энцефалит, чума, орнитоз), способы заражения. Меры профилактики, способы защиты.

5. Влияние звуков на организм человека. Звук (ультразвук, инфразвук) как воздействие окружающей среды. Шумовое загрязнение (промышленные и транспортные шумы) и его отрицательное воздействие на здоровье человека. Благоприятное воздействие звуков на человека (тихий шелест листвы, птичьи голоса, шум прибоя и т.д), звуковое воздействие в медицине.

6. Питание как фактор здоровья. Благоприятное воздействие питания на здоровье человека. Очищение организма как путь к сохранению, укреплению здоровья. Традиционные и современные аспекты фитотерапии: растения Якутии, аптека на огороде, источники витаминов вокруг нас, ядовитые растения флоры Якутии,

7. Возможности адаптации человека к изменениям окружающей среды. Формирование мотивации в сохранении природной среды обитания

Тема 3.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (8 часов)

1. Режим дня. Рекомендуемый режим дня. Как правильно составить режим дня школьника. Основная задача режима дня – помощь в адаптации к условиям окружающей среды и нагрузкам, профилактика заболеваний.

2. Основы питание. Правильное питание. Значение белков в питании детей и подростков. Значение жиров и углеводов в питании. Роль витаминов, минеральных веществ в питании, связь их с состоянием здоровья. Режим питания. Диета. Питание больных. Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание, и привычка есть много сладкого. Нарушения обмена веществ, связанные с нехваткой в пище витаминов. Анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания.

3. Физкультура, закаливание. Закаливание: физиологические и психологические основы. Как выработать индивидуальный способ закаливания. Двигательная активность: физиологические и психологические основы. Формирование потребности в физическом саморазвитии. Йога, массаж, подвижные игры. Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования.

4. Личная гигиена. Гигиена тела: уход за кожей, волосами, ногтями, зубами и другими органами и частями тела. Гигиена питания. Гигиена жилища. Гигиена рабочего места. Формирование мотивационной основы гигиенического поведения.

5. Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в группе. Личный имидж как признание, как оценочное отношение группы людей. Удачный имидж как воплощение желаемых качеств. Язык одежды. Как смена одежды влияет на поведение и самоотношение (тест). Аккуратный и неряшливый студента. Влияние внешнего вида на психологическую атмосферу в классе. Прическа – зеркало души.

6-7. Инфекционные заболевания и их профилактика. Знакомство с основными инфекционными заболеваниями и правилами их лечения. Соблюдение правил личной гигиены. Мотивации сохранения и укрепления здоровья.

8. Полезный досуг. Влияние типа личности на использование досуга (тест). Отдых-разрядка и отдых-зарядка. Эффект смены деятельности.

Тема 4.

Психология здоровья (10 часов)

1. Психика человека и психическое благополучие

Роль и место психического в жизни человека (Тест “Сам себе психолог”). Психическое благополучие как составная часть здоровья. Умение избегать психического перенапряжения. Психосаморегуляция. Потребность в сопереживании.

2. Эмоции

Эмоции как реакции на внешние воздействия, как переживания, связанные с достижением цели. Виды эмоций и их роль в жизни человека. Классификация эмоций по силе влияния, по качеству и поведенческой стороне. Эмоции, возникающие в экстремальных ситуациях.

Эмоции у человека и животных. Эмоциональность как свойство личности. Оценка своего эмоционального опыта (тест).

3. Владей собой

Простейшие приёмы и методы снижения эмоционального возбуждения: мышечное расслабление, расслабление дыхания, мысленные формулировки. Регуляция эмоциональных состояний: физические и дыхательные упражнения, установки, идеомоторные представления. Выбор собственного способа регуляции.

4. Психические состояния

Характерные особенности психического состояния. Сон, фазы сна. Его влияние на здоровье человека. Период перехода из состояния покоя в рабочее состояние (врабатывание). Условия, ускоряющие врабатывание в условиях школы и дома при выполнении домашних заданий. Как избежать монотонии. Настроение и его влияние на деятельность человека. Настроение в школе и после неё (самоанализ).

5. Утомление

Признаки и причины утомления. Виды утомления (физическое, психическое, эмоциональное, умственное) и их признаки. Анализ причин собственного утомления и способов его избегания и снятия.

6. Стресс

Стресс как психическое состояние в экстремальных условиях. Влияние стресса на здоровье (сердце, сосуды, иммунитет, работоспособность). Определение школьных, общественных и семейных стрессоров (ранжирование). Доступные способы выхода из стрессового состояния.

7. Социальная адаптация

Формирование адекватной положительной самооценки. Формирование индивидуальности. Как найти своё место в коллективе. Развитие необходимых социальных навыков.

8. Общение

Функции и структура общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. Эмоциональное общение, убеждающее общение как факторы воздействия на психическое здоровье человека. Общение и терпимость. Различные “техники общения”. Практическое применение различных “техник” (разыгрывание ситуаций).

Тема 5.

Творите своё здоровье (8 часов)

1. Творчество как способ укрепления здоровья

Магическое слово “творчество”. Счастлив тот, кто ему сопричастен. Пишите! Рисуйте! Делайте! Творческие приёмы влияют на самочувствие, активность, настроение. Решение творческих задач. Определение способов творческого выхода из психотравмирующих ситуаций.

2–3. Арттерапия

Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, как средство психологической коррекции невротических, психосоматических нарушений, трудностей в обучении, социальной дезадаптации, при семейных конфликтах. Техника “Мандал”. Работа с глиной, пластилином, тестом. Изготовление поделок из природного материала. Коллажи на заданную тему.

4. Сказкотерапия

Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых.В сказке в символической форме рассказывается, как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды жизни, как приобрести дружбу и ценить любовь, как бороться и прощать…Сказки являются основой формирования “нравственного иммунитета”.Сказки возвращают ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира, дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал.

5. Ароматерапия

Хотя апельсин можно купить в любое время года, в нашем сознании он связан с ожиданием праздника. Как запахи влияют на настроение и самочувствие. Как повысить тонус или снять боль. Как пользоваться ароматами.

6. Чайная церемония

Чай от всех бед выручай! Чай укрепляет иммунитет и способствует приятному времяпрепровождению. Как правильно организовать чайную церемонию. Выход в “Чайный дом”.

7. Будьте здоровы Занятие- мастерская.

Много ли нам надо для полного счастья? Посчитаем!

Список использованной литературы

  1. Горелов И.Д. Путь к успеху. – Основы безопасности жизнедеятельности, № 7, 2011
  2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2011
  3. Куинджи Н.Н. Валеология, Пути формирования здоровья молодежи. – М., просвещение, 2014.
  4. Маюров А.Н, Маюров Я.А. – Уроки культуры здоровья.- М, Педагогическое общество России, 2013
  5. Психология здоровья: новое научное направление. Учебник для вузов. – СПб, Питер, 2014.
  6. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. СПб.: Питер, 2005
  7. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н., Мартынова О.В., Черемных Н.И., Пастушенко Л.И., Гвоздев Е.В. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2013.
  8. Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., Интерфакс, 2016
  9. Уткин К.Д, Парадигма Севера. – Якутск, Бичик, 2014
  10. Хей Л. «Исцели свою жизнь»- М.,
  11. Хей Л. 10 способов, как полюбить себя. –М,
  12. Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда. – М., Наука, 2015г