Выступление из опыта работы по теме : "Формирование оптимального психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учереждения"

Петрова Оксана Васильевна

Оптимальный психологический климат в дошкольном образовательном учереждение играет важную роль в формировании воспитательного процесса......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_uchitel_goda.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Управление образования Ковдорского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад № 5 «Теремок»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме:

«Формирование оптимального психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения»

                                                        Подготовила:

                                                        педагог-психолог

                                                        1-ой квалификационной категории

                                                        Петрова Оксана Васильевна

г. Ковдор

2019


СЛАЙД 1. (титульный)

СЛАЙД 2. (цель) Оптимальный психологический климат в дошкольном образовательном учреждении играет важную роль в формировании воспитательного процесса, воздействует на качество обучения и воспитания подрастающего поколения. Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения цели исследования.

СЛАЙД 3. (задачи) Для достижения поставленной цели были определены задачи, они представлены на слайде.

Согласно задачам, обозначено понятие «психологический климат». Оптимальный психологический климат представляет полифункциональный признак эмоциональной включенности человека в трудовую активность, а также меру эмоциональной отдачи данной работе, определяя значение психического потенциала людей, а также барьеров, лежащих на пути к реализации эмоциональных запасов коллектива. В самом совокупном варианте психологический климат коллектива характеризуют как доминирующий в группе условно крепкий психический настрой его сотрудников, проявляющийся в разнообразных формах их работы.

СЛАЙД 4 – 5 – 6 (программа). Для достижения поставленной цели и решения представленных задач мною была разработана Программа по формированию оптимального психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения. Программа состоит из пяти (5) блоков. Каждый блок содержит ряд разделов, направленных на достижение определенных целей.

СЛАЙД 7 (фото). С сотрудниками дошкольного образовательного учреждения были проведены методики на определение уровня сплоченности коллектива и характером сложившихся отношений (эмоциональный, поведенческий и когнитивный); уровень сработанности и совместимости: коллективизм, сплоченность, контактность и открытость.

СЛАЙД 8 (диаграмма № 1). Обработка результатов проведенного исследования показала следующие результаты: групповая сплоченность в коллективе ниже среднего, потому что некоторые коллеги не могут на группе работать в паре, расходятся во мнениях, не уступают друг другу коллектив не сразу принимает молодых специалистов.

СЛАЙД 9 (диаграмма № 2). Согласно условиям методики, когнитивный компонент положительный, а оценка эмоционального и поведенческого компонента неопределенная, а значит, характеризует психологический климат коллектива как нестабильный.

В коллективе не выявлено межличностных инцидентов, атмосфера достаточно благоприятная. По эмоциональному и поведенческому компоненту педагоги давали неопределенную оценку, определяя коллектив «не плохим, но и не хорошим», часть педагогов не является активными участниками в дружеских отношениях.

СЛАЙД 10 (диаграмма № 3). Результаты исследования показали, что ни один сотрудник в коллективе не оценил психологический климат как положительный; при этом бóльшая часть педагогов оценили, как отрицательный, и еще часть педагогов оценивают уровень психологической атмосферы в коллективе как средне благоприятный.

Таким образом, психологическую атмосферу педагоги в дошкольном учреждении оценили неблагоприятной. В коллективе высокая напряженность, недоверие к коллегам, неуверенность в себе, выполнение работы с опозданием, конфликтные отношения с родителями воспитанников.

СЛАЙД 11 (фото). На основе полученных данных диагностики педагогического климата в коллективе, мной был проведен ряд мероприятий, направленных на сплочение коллектива, на развитие мотивационной готовности к сотрудничеству друг с другом. Так, были проведены психологические тренинги: «Формирование благоприятного психологического климата», «Вместе мы – сила», тренинг на снятие эмоционального напряжения. Проведены семинары-практикумы: «Сплочение педагогического коллектива», «Эффективное общение». Оказана консультативная помощь педагогическому коллективу.

СЛАЙД 12 (диагностика № 1). Результатом проведенной работы стала положительная динамика формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Так, коллектив стал более сплоченным, отзывчивым; внимательным к молодым специалистам; педагоги идут друг другу на уступки; помогают в работе (разработке программ, в написании планов. участие в конкурсах, выручить сменой на группе).

СЛАЙД 13 (диагностика № 2). Согласно результатам, средние оценки положительны, что позволяет психологический климат в коллективе охарактеризовать как положительный. Педагогический коллектив дошкольного учреждения достаточно сплочен в таких направлениях как: приобретение методического пособия, игрушек и детской мебели, равномерность снабжения работой, величина заработка, желание работать дальше. Коллектив не имеет отрицательных показателей, что говорит о хорошей обстановке в коллективе благодаря правильной организации труда.

СЛАЙД 14 (диагностика № 3). Результаты проведенного исследования показывают, педагогический коллектив считает психологический климат достаточно благоприятным и характеризует его наличием доверия друг к другу, отмечает появление чувства защищенности и взаимной поддержки. Выделяет заботу и внимание в отношениях с руководителем и коллективом. Появились творческие идеи, которые можно воплотить в трудовую деятельность, позволяющие профессионально расти, вносить вклад в развитие дошкольного учреждения.

СЛАЙД 15 (рекомендации). В конечном итоге проделанной большой работы мною были разработаны психолого-педагогические рекомендации по поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе дошкольной образовательной организации.

Таким образом, одним из моментов становления творческого потенциала педагогического коллектива можно считать формирование рационального психологического климата.

СЛАЙД 16. Спасибо за внимание!