Осмысление вопросов нравственности в духовно-академической науке начала XX века

Архангелова Ольга Сергеевна

В настоящей статье к рассмотрению предлагаются следующие вопросы нравственной психологии: что такое нравственный закон, его связь с нравственным чувством; основные черты нравственного закона; кому присущ нравственный закон; соотношение внутреннего закона с внешним; основные требования нравственного закона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmyslenie_voprosov_nravstvennosti.odt20.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОСМЫСЛЕНИЕ ВОПРОСОВ НРАВСТВЕННОСТИ В ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

Архангелова О. С., педагог-психолог.

Попытка объяснения понятия о нравственности впервые в русской литературе была предпринята Иоанном Леонтьевичем Янышевым – русским богословом, писателем, философом, проповедником и церковно-общественным деятелем. В 1906 году вышла в свет его книга «Православно-христианское учение о нравственности». Во введении к этой работе автор пишет: «Говорят, что в настоящее время, когда все толкуют об оздоровлении нашего отечества, Л. Толстой советует каждому русскому улучшить свое внутреннее настроение. Прекрасные слова, только они не определяют, из каких именно элементов нравственности и во имя кого или чего должно образовываться это внутреннее улучшение?» [Янышев 1906: Х]. В  современном обществе этот вопрос все еще остается весьма актуальным. Для его прояснения считаем полезным обратиться к наследию духовно-академической науки начала XX в., а именно к учению И. Л. Янышева.

В настоящей статье к рассмотрению предлагаются следующие вопросы: что такое нравственный закон, его связь с нравственным чувством; основные черты нравственного закона; кому присущ нравственный закон; соотношение внутреннего закона с внешним; основные требования нравственного закона.

Прежде чем обратиться к вопросу о нравственном законе, необходимо определить, что такое нравственность и связанные с нею понятия, а именно: нравственная потребность и нравственное чувство.  После детального анализа, сопоставления значения русского слова нравственность со значением соответствующих ему выражений в греческом, немецком и латинском языках И. Л. Янышев заключает, что по своему этимологическому значению «нравственность есть более или менее прочное внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем самом известные приятные чувствования и выражающееся в известных действиях или поступках» [Там же: 16]. Примечательно, что автор не определяет нравственность просто как набор нравов или способы поведения (довольно частое определение нравственности), а речь идет об особом настроении, следствием которого являются определенные чувствования.  Янышев также предполагает существование в человеке врожденной потребности,  как   этого настроения, так и относящихся к нему чувствований, и называет ее нравственной потребностью или нравственным инстинктом.

Нравственная потребность развивается и удовлетворяется в двух сферах: в сфере отношения духовных потребностей к телесным и в сфере отношения личности человека к другим разумно-свободным личностям. Так, если в человеке независимо от его воли возникает предпочтение потребностей духовных потребностям телесным, а также  человек согласовывает свои личные потребности с потребностями других, значит, имеет место быть влияние нравственной потребности. Причем И. Л. Янышев считает эту потребность центральной, высшей.

Любая потребность, в том числе и нравственная, первоначально заявляет о себе нашему сознанию посредством определенной «психологической формы», которой является чувство. Нравственная потребность осознается посредством нравственного чувства. Сознание нравственной потребности невозможно, если человек живет только удовлетворением потребностей телесной природы, не различая в себе духовных потребностей.

Что же такое нравственное чувство[1]? У протоирея И.Л. Янышева мы находим следующее определение:  «Нравственное чувство есть непосредственная, непроизвольная и субъективно-индивидуальная оценка произвольных намерений или действий воли, поскольку она проявляется в этих конкретных намерениях и действиях». [Янышев 1906: 48]. Нравственное чувство – это то, что позволяет осознать нравственный закон.

Обратимся теперь к прояснению понятия «нравственный закон». Законом принято называть правило или совокупность правил, которые определяют способ действия какой-то силы, например, силы тяжести, силы мышления, если это физический или логический закон. Нравственный закон - это правила, определяющие действия нравственной свободы человека. Более полное определение у Янышева звучит следующим образом: «Нравственный закон есть правило, обязывающее человека к добрым намерениям и действиям силою его собственного нравственного чувства» [Там же: 54-55] Нравственный закон, таким образом, проясняет, как мыслить, что делать, чтобы достичь своей нравственной цели.

Обратим внимание, что движения нравственного чувства и образование нравственного закона  возникают независимо от воли человека.  Причем нравственный закон никогда не может обойтись без нравственного чувства, «ибо только оно дает предписаниям или требованием его жизненную силу и внутренний авторитет истины» [Там же: 48].   Нравственный закон  господствует в человеке, только тогда, когда есть свидетельство нравственного чувства. Если же такового не происходит, то не нравственный закон будет управлять человеком,  а, как отмечает Янышев,  «буква и внешняя физическая сила», тогда не может быть речи о нравственной жизни.      

Какие черты присущи нравственному закону? Понятие о нравственном законе вполне подходит под общее понятие о законе и обладает всеми существенными чертами присущими любому закону. Без этих черт закон не имеет силы закона.

Первая черта – это всеобщность, т.е. закону подчинены все известные силы, где бы и когда  бы они не действовали.

Вторая черта – это неизменность, т. е. правило, которое выражает закон, исключает собою всякий случай или произвол и заправляет силою неизменно, коль скоро она проявляется.

Третья черта – это необходимость, т. е закон исполняется неизбежно, коль скоро подлежащая ему сила поставлена в требуемые законом условия.

Пояснение первых двух черт относительно нравственного закона дано ниже при разборе вопроса, кому присущ нравственный закон. Что касается последней черты - необходимости, то здесь важное добавление делает И. Л. Янышев о том, что эта «необходимость есть для свободы человека не физическая, а нравственная и  называется или нравственной необходимостью или, что то же, чувством долга» [Там же: 57].  По сути, чувство долга и нравственное чувство есть одно и то же. Только нравственное чувство имеет место быть, когда сознанию еще не присущ нравственный закон, а чувство долга возникает как результат осознания правил предъявляемых нравственным законом.

Несмотря на то, что нравственный закон обладает всеми существенными чертами закона физического, между ними есть определенные различия. Физический закон действует непосредственно в подлежащей ему силе. Нравственный - выражает только требование должного. Однако преимущественное различие между ними не в этом, а в том, что  «требование нравственного закона обращено к самосознательной силе и притом как требование сторонней независимой от нее, высшей силы» [Там же: 60].

Кому присущ нравственный закон? Ссылаясь на авторитет Священного писания  Янышев пишет, что «нравственный закон присущ сознанию всех людей» «его требования обязательны для них в силу их собственного нравственного чувства или, - что на языке Священного Писания одно и то же, - их собственного сердца» [Янышев 1906: 55-56].  

Ветхий завет свидетельствует о естественном нравственном законе через Моисея, который сказал своему народу относительно заповеди Божьей, что она «не недоступна для них и не далека». «Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30, 11-14).

«Свидетельство же Нового завета, - пишет И. Л. Янышев, - о естественном нравственном законе по своей ясности и определенности не оставляет желать ничего лучшего».  Ученый указывает на относящееся сюда классическое место Писания: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.  Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2,14-15) Таким образом, язычники, не являясь иудеями по наружности, оказываются внутренне иудеями по «обрезанию сердца» (Рим.2, 28-29), т. е. по их нравственному чувству.

Из указанных мест Священного Писания Янышев делает вывод, что апостол Павел учит  «во-первых, о том, что сознанию каждого человека присущ нравственный закон, а во вторых, о том, что требования этого закона обязательны для каждого в силу его собственного нравственного чувства» [Янышев 1906: 56].        

Однако, несмотря на то, что нравственный закон присущ сознанию всех людей нравственное чувство, посредством которого он начинает осознаваться, имеет различную степень развития и качества. Янышев отмечает: «В ком же нравственное развитие под влиянием наследственной порчи так слабо или превратно направлено, что нравственное чувство совсем не возбуждается ничем, того св. апостол называет дошедшим до бесчувствия (Евр. 4,13) или омраченным в сердце (Рим. 1, 2)»

И. Л. Янышев полагает, что «сознание нравственного закона невозможно без внешнего авторитета».  Человек может обрести  нравственное  самосознание, сознание своего я с присущим ему нравственным законом, только с учетом участия Личной, Живой Силы – Бога [Там же: 64].

Каково соотношение внутреннего (естественного) закона с внешним законом (сверхъестественным или откровенным)? «Как внутренний так и внешний закон суть только две нераздельные стороны одного и того же божественного Откровения». Друг без друга эти законы не имеют значения, так как «внутренняя нравственная потребность человеческой природы без внешнего возбуждения и направления ее навсегда осталась бы слепым инстинктом..». Также «внешнее откровение со стороны Бога без внутренней,..,  нравственной потребности в самом человеке, было бы только звуком для внешнего слуха человека, без всякого для него смысла и жизненного значения» [Там же: 64].

И, наконец, рассмотрим, какие  основные правила или требования нравственного закона выделяет И. Л. Янышев. Первое требование нравственного закона – это аскетизм в широком смысле этого слова, не только религиозный, который состоит из поста, молитв и других подвигов, так и аскетизм, который заключается в господстве над телесными влечениями и внешнею природою. Это требование формулируется ученым следующим образом: «Господствуй, как разумно-свободная власть, над телесными потребностями природы твоей, а через тело и над внешнею природою, т.е., обладай и пользуйся ими, и через то совершенствуй непрестанно духовные силы твои» [Там  же: 193].

Удовлетворение этого требования развивает свободную волю человека в обладании  и пользовании материальным и имеет свои положительные последствия, а именно созидает в человеке добродетели или «субъективные нравственные блага»  и  «объективные или внешние нравственные блага». К субъективным нравственным благам Янышев относит  мудрость, трудолюбие, воздержание, мужество (храбрость и терпение). Все эти аскетические добродетели своим общим мотивом имеют потребность предпочтения духа телу и заключаются в одной – самоуважении, а именно уважение человека к своей личности. Это самоуважение не имеет ничего общего с гордостью, надменностью,  самолюбием, но заставляет человека избегать всего, что унижает его в глазах других, и в особенности всего, что не гармонирует с его известными общественными обязанностями [Янышев 1906: 202].  

Что касается объективного или внешнего нравственного блага, то оно включает: «нормальное развитие физического организма или тела, здоровье и продолжительность его жизни»; «определенное призвание в жизни человека»; «собственность или имущество во всех его видах, как необходимое условие духовно-органической жизни человека и как труда, к которому он призван в жизни»; «все земные радости или удовольствия, соединенные с приобретением и обладанием перечисленных внешних благ  и составляющие нечто внешнее или дополнительное по отношению к той духовной радости, в которой сознается удовлетворение собственного нравственного чувства»;  «весь мир, насколько он усвояется человеком, насколько человек сам влияет на него и насколько в том и другом случае он служит орудием духовного развития и источником разнообразных радостей человека» [Там же: 202].

Второе требование нравственного закона заключается в любви к ближнему. Выражается оно в следующей формуле: «соединяйте вместе ваши силы и разделяйте между собою труды и радости всестороннего духовного развития через обладание и пользование природою в таких правовых формах общежития, которые соответствуют как тождеству вашей духовно-телесной природы, так и индивидуальным особенностям каждого из вас; короче: любите друг друга и в вашей любви будьте справедливы друг к другу» [Там же: 223].  

Любовь к ближнему понимается Янышевым  не как слепое инстинктивное сочувствие к ближнему или привязанность к нему, которая зачастую делает из ближнего орудие своих прихотей с попранием всех прав человека.  Но эта любовь – разумная любовь,  «просвещенная сознанием права и справедливости, как сознательное настроение, направленное к удовлетворению всех духовно телесных потребностей ближнего, как самостоятельной личности» [Там же: 220-221] Это «любовь, управляемая правдою, или правда, одушевляемая любовью».

В заключение хотелось бы отметить, что    требования нравственного закона не навязываются, но исполняются, если признаются личностью обязательными для себя. Можно сказать, что закон нравственный действует с обусловленной необходимостью. Его исполнение не вынуждается, а только обязывается, так как он обусловлен свободной волей человека. Так, нравственный закон обязывает любить, но не принуждает к этому. Ранее в общих чертах были рассмотрены последствия исполнения нравственного закона, но если человек игнорирует нравственный закон, это не значит, что закон перестает действовать.  В этом случае его подтверждение достигается отрицательным путем. Нравственный закон навлекает на человека пагубные последствия, влечет саморазложение и самоуничтожение человека, которое прекращается только в случае подчинения человека требованием закона. Священное Писание прямо указывает на то,  что Бог не принуждает к исполнению  нравственного закона, но предлагает, обращая внимание на последующие блага для человека в случае его соблюдения и проклятия в случае неисполнения. Выбор же следовать нравственному закону или нет, остается за человеком.

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30, 19).

Литература

  1. Библия. Синодальный перевод.
  2. Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. С-Петербург, 1906.

[1]        В Священном Писании не употребляется понятие «нравственное чувство», а говорится о сердце человека, в том значении, которое И. Л. Янышев вкладывает в  понятие «нравственное чувство».