Занятие для учащихся и родителей классов для детей с ОВЗ на тему: «Мы вместе»

Колдаева Ольга Васильевна

Занятие разработано для педагогов-психологов и классных руководителей для работы с родителями и учащимися классов для детей с ОВЗ в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие

для учащихся и родителей 4 класса

 для детей с ОВЗ (слабовидение)

на тему: «Мы вместе»

Колдаева Ольга Васильевна, педагог-психолог

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 города Железногорска Курской области

Цели:

  1. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ
  2. Гармонизация детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  3. Выработка у родителей педагогических умений позитивного взаимодействия с ребенком с ОВЗ
  4. Развитие способности учащихся и их родителей  к рефлексии
  5. Оптимизация форм детско-родительского взаимодействия

Задачи:

  1. Создание позитивного психологического климата в группе
  2. Развитие форм и навыков личностного общения в системе «родитель – ребенок», способов взаимодействия
  3. Определение условий эффективного взаимодействия
  4. Развитие интереса к себе, первичных навыков самоанализа
  5. Развитие способности принимать собственные проблемы, преобразовывать их в положительное и позитивное
  6. Развитие навыков конструктивного общения
  7. Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей с ОВЗ

Материалы и оборудование: мольберты; стулья, цветные карандаши и листы для рисования; карточки с буквами слов пословицы

 План занятия:

  1.  Приветствие. Упражнение «Знакомство». Упражнение «Пишущая машинка».
  2. Основное содержание занятия. Упражнение «Семейный щит»
  3. Подведение итогов занятия.
  4. Заключительная часть. Упражнение «Мы тебя любим», «Подарок».

Ход занятия

  1. Вводная часть.
  1. Приветствие.

Упражнение «Плечо к плечу»

Психолог: «Уважаемые родители, дорогие ребята, я очень рада, что мы сегодня имеем возможность пообщаться в несколько необычной для вас обстановке. Я уверена, что наше общение сегодня будет радостным, потому что мы сегодня все будем делать для того, чтобы вы, родители, пообщались со своими детьми, а дети с вами. Мы сможем узнать что-то новое о вас, вы о своих детях и, конечно, дети о своих родителях. Первое упражнение, которое я хочу вам предложить называется «Знакомство».

Упражнение в кругу «Знакомство».

Психолог предлагает родителям и детям встать в общий круг так, чтобы каждый ребенок стоял рядом со своими родителями.

Психолог: «Уважаемые родители, прошу вас по часовой стрелке называть имя своего ребенка (то, каким вы обычно называете его дома, в повседневном общении и которое вашему ребенку нравится больше всего). После этого дайте ребенку краткую характеристику – что ребенок больше всего любит и что он больше всего не любит».

После каждого представления психолог спрашивает ребенка насколько верно он был представлен и просит ребенка подтвердить или опровергнуть слова родителя. Во второй части упражнения психолог меняет задание – просит детей по очереди, против часовой стрелки, представить своих родителей –как их зовут, какой характер, что они больше всего любят и не любят.

Психолог: «большое спасибо все за откровенность. Давайте похлопаем друг другу за откровенность!»

  1. Введение в тему.

Психолог предлагает родителям и детям пройти и сесть на стулья.

Упражнение «Пишущая машинка».

Психолог:  «Сегодня на наше занятие я приготовила пословицу, которая звучит следующим образом: «Семья крепка ладом». Мы, взрослыми хорошо понимаем смысл данной пословицы, а как понимают его наши дети?».

Психолог просит детей объяснить смысл данной пословицы.

Идёт обсуждение.

Психолог:  (итог) –« Верно, только в крепкой семье царит взаимопонимание, мир. В такой семье все прислушиваются к мнению других членов семьи, нет повода для ссор и конфликтов, все проблемы решаются быстро и сообща. Сейчас мы посмотрим насколько в нашей классной семье мы умеем слушать и слышать другого, действовать сообща».

Психолог раздает буквы пословицы и просит родителей и детей как можно быстрее собрать пословицу.

Психолог:  «Молодцы. А теперь я попрошу вас встать в круг. Ваши семьи крепки ладом – это видно по тому, с какой любовью вы рассказываете о своих детях и дети рассказывают о вас. Но есть и еще одна семья – школьная. Мы не просто посторонние люди – ученики, родители и учителя. У нас – большая дружная семья класса. Мы с вами встали в круг. Круг – геометрическая фигура, у которой нет начала и конца. Мы сейчас замкнули наш круг пословицей. Пусть ваши семьи и наша школьная семья всегда будут без начала и конца, без разрывов, чтобы ничто не могло разорвать этот круг взаимопонимания, дружбы и доверия».

Психолог: «Большое спасибо ! Давайте дружными аплодисментами скрепим наш договор!».

Основная часть.

Упражнение «Семейный щит».

Психолог: «Следующее наше упражнение называется «Семейный щит». Для его выполнения я приготовила для вас  мольберты и листы бумаги, разделенные на 4 части.

Уважаемые родители, я прошу вас в течении определенного времени вместе с детьми нарисовать четыре рисунка:

-наш ребенок в настоящем;

-наш ребенок в будущем;

-наше хобби – семейное. Если же его нет, то тогда нужно нарисовать хобби вашего ребенка;

-наша мечта».

Психолог уточняет, что ребенка нужно нарисовать необычным образом – с чем или кем он у родителей ассоциируется (цветок, животное и т.д.). Главное – передать особенности каждого ребенка.

Обращается внимание родителей и детей на то, что рисование должно быть совместным, принятие решения о том, что и как рисовать – тоже совместное.

Идет рисование. После рисования все рисунки выставляются на общее обозрение. Проводится самопрезентация своих «семейных щитов» в ходе которой дети совместно с родителями представляют свои семейные  рисунки, объясняют их.

Общее обсуждение.

  1. Заключительная часть.

Психолог: «Наше занятие подходит к концу. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и капельку своего душевного тепла. Для этого я предлагаю снова вам встать в круг. Следующее упражнение называется «Мы тебя любим» и посвятим мы его  нашим детям, которых с искренней любовью только что рисовали и представляли. Каждый ребенок по очереди выходит в круг. Его мама (папа) три раза называет имя ребенка и все громко говорят «Мы тебя любим!». Таким образом каждому ребенку мы сможем подарить нашу общую любовь. Итак, начинаем!».

Упражнение «Подарок».

-Психолог: «А в заключение я предлагаю вам поучавствовать в небольшой, но приятной церемонии, которая поможет нам выразить теплые чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: по кругу каждый из родителей дарит своему ребенку подарок без слов, а он, в свою очередь, должен угадать – что же ему подарили. После этого ребенок дарит подарок родителю».

После того, как все обменялись подарками, психолог завершает занятие и дарит всем большое сердце и предлагает поблагодарить друг друга за занятие.

Литература

  1. Азбука для родителей.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми– М., 2004.
  3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
  7.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3 – М.: издательство «Генезис», 1998 г.