Работа педагога-психолога с приёмными семьями и семьями находящимися в трудной жизненной ситуации в рамках Центра поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации

ELENA Ahmadeeva

Опыт работы по деятельности педагога психолога с приёмными семьями  и семьями находящимися в трудной жизненной ситуации  в рамках Центра поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с приёмными семьями

 и семьями находящимися в трудной жизненной ситуации

в рамках Центра поддержки детей.

На VIII гражданском форуме «Гражданское общество: Диалог. Партнерство. Доверие» в ноябре 2018г. Н.А. Назарбаев сказал, что в Казахстане не должно быть детских домов. В решении данного вопроса необходимо искать новые подходы. В первую очередь, важно создавать механизмы при помощи которых нужно поддерживать кровные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, развивать институт профессиональных семей. Важно, чтобы дети, которых взяли в приёмные семьи в дальнейшем не вернулись бы детские дома, не оказались бы на улице.

 Деятельность педагога-психолога в рамках ЦПД как раз таки и направлена на решение этих вопросов. Для родителей приёмных семей проводиться школа приёмных родителей, на протяжении ряда лет уже накоплен определенный опыт работы. Родителей знакомят с психологическими особенностями детей, оставшихся без попечения. Вскрываются мотивационные установки родителей, идет работа с ожиданиями. Знакомят с механизмом обеспечения благоприятной адаптации ребенка в семье, с типами и методами воспитания. В ходе встреч  обеспечивается живой контакт принимаемых детей с приёмными родителями, их братьями и сестрами. Вырабатываются практические навыки эффективного общения с детьми. В дальнейшем идет сопровождение этих семей, родители обращаются за бесплатной психологической помощью при возникновении затруднений в детско-родительских отношениях, для разрешения кризисных ситуаций связанных с ростом и взрослением принятых детей. Отслеживание адаптации ребенка в семье идёт через различные формы: выезд в семью, приезд семьи в детский дом к специалистам, беседа с родителями и детьми по телефону, видео - сообщение , связь с органами опеки и попечительства, самостоятельный  приход ребёнка в детский дом, сообщения со школы. При проведении мониторинга адаптации детей при непосредственном контакте с принимающей семьёй и ребёнком педагогом-психологом заполняется форма «Мониторинг адаптации ребёнка в семье», где имеются показатели проявления адаптации и дезадаптации по различным аспектам, а именно, физическое развитие, психомоторное, эмоциональное развитие, характер, взаимодействие с окружающими, формирование привязанности и чувства психологической защищенности, делаются дополнительные заметки. Проводиться диагностика внутрисемейных отношений через психодиагностику и беседу с семьей. При адаптации детей в семье выявляются затруднения родителей. Для решения данных ситуаций педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей и детей, ситуативный и поведенческий тренинг для детей, как в стенах детского дома в рамках работы ЦПД, так и непосредственно при выезде в семью. Проводиться реабилитационная работа с ребенком с использованием приёмов арттерапии, сказкотерапии и др. Отслеживание эмоционального состояния детей и родителей, их поддержка, ориентирование родителей в различных ситуациях. Имеются случаи дезадаптации, когда речь идёт не об отдельных затруднениях или ситуациях, а целом наборе факторов, которые делают семейные отношения и семью в целом дисфункциональной, чаще всего это нарушения эмоциональной сферы, стойкие деформации характера, нарушения во взаимодействии с окружающими, негативное отношение к выполнению социальных норм и правил, отсутствие чувства психологической защищенности и нарушения привязанности. Такие  случаи дезадаптации требуют консультаций и лечения дополнительных специалистов врачей психо-неврологического профиля. Проводиться психологическая поддержка психо-эмоционального состояния родителей через отреагирования отрицательных эмоций и овладения новыми способами реагирования.

 К педагогу-психологу в ЦПД обращаются и дети и родители, которые воссоединились с кровной семьей, к сожалению за годы проведенные вне семьи наблюдается нарушения привязанности.  Проблемы детей в приёмных семьях практически не отличаются от проблем детей живущих в полных семьях, но есть и важные моменты, касающиеся восстановления жизненного сценария ребенка, его прошлого. В таких ситуациях родители не всегда могут подобрать нужные слова и эффективно составить диалог, необходима помощь специалиста. Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывают моменты взросления приёмных детей, когда они уже проявляют большую самостоятельность в организации своего времени и досуга, выбирают для общения свой круг друзей. На детско-родительском тренинге идет работа с недосказанностями в общении, с обидами, с недопониманиями, установкой новых или снятие старых границ в воспитании. Родители учатся пониманию и принятию, осознанию своих жизненных установок и их влиянию на процесс взаимоотношений. Чем больше времени воспитанник прожил в детском доме, тем больше наблюдается у него проявление защитных механизмов адаптации, проявления нарушений различных  видов привязанности. Предстоит долгий путь формирования новых навыков эффективного общения, новых моделей поведения.

Педагог-психолог в составе мобильной бригады посещает семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Чаще всего это семьи, которые состоят на учёте в отделах полиции (пьющие, неработающие, дебоширы и т. д.), или числятся как малообеспеченные у социальных педагогов школ. В ходе посещения данных семей выясняется прежде всего объем необходимой помощи и поддержки, проводятся беседы о соблюдении прав детей в семье и недопущения фактов насилия. При посещении семьи специалистами составляется план защиты ребёнка, а затем оказывается практическая помощь нуждающимся в ней, на каждую семью заводиться личное дело семьи.

 В ЦПД родители, лишенные прав или ограниченные в правах имеют возможность посещать и встречаться с детьми в детском доме в выходные и праздничные дни. Проводиться работа по восстановлению в родительских правах и воссоединению с кровной семьей.

Таким образом, работа по проекту ЦПД позволила оптимизировать процессы  становления, развития  воссоединившихся семей, семей принявших  детей  на  воспитание,  создать  благоприятные условия  пребывания  ребёнка в домашнем  окружении. Предоставила участникам психологическую и информационную поддержку, способствующую успешной адаптации приёмного ребенка в семье, профилактики вторичного отказа от ребёнка. Появилась возможность проводить работу с детьми, находящихся в семьях с трудной жизненной ситуацией.

Однако остаются и проблемы, требующие дальнейшего разрешения:

  • Дети, проходящие адаптацию в семье и выбывшие за пределы г.Караганды не всегда имеют возможность  сопровождаться специалистами центра, поэтому необходимо обеспечить наличие бесплатной психологической помощи на местах.
  • Отсутствует система поддержки семей, в материальном плане благополучная, у которых имеются дети «группы риска», родственники их выгоняют из дома, отказываются от них в силу трудностей в воспитании, появляется риск попадания в детский дом, либо попадают в спецшколы, необходимо развивать службу поддержки таких семей.
  • Семьи кровных родственников как правило не обладают тем воспитательным ресурсом, как приёмные семьи, не имеют достаточной психологической культуры, так как сами в недавнем прошлом были дезадаптированы в социуме. Поэтому отделам опеки, участковым на местах следует держать данные семьи на особом контроле, школьные социальные педагог, психолог, куда прибывает ребенок должны подключаться к данному сопровождению, так как работники центра в данной ситуации работая в правовом поле могут подключаться только при обращении со стороны кровных родственников, а этого они как правило не делают, в результате ребенок может остаться один на один со своей проблемой.
  • Предусмотреть в законодательстве нормы, позволяющие брать вне очередной отпуск потенциальным усыновителям, патронатным воспитателям, опекунам при прохождении ШПР и посещении ребенка на протяжении 14 дней в детском доме, чтобы установить контакт и лучше познакомиться с индивидуально-личностными особенностями друг друга.
  • С целью профилактики возврата ввести обязательное посещение и прохождение патронатными воспитателями и опекунами школы приемных родителей. Наличие педагогического образования и опыт успешного воспитания родных детей не гарантирует успеха в воспитании приёмных детей , без знания особенностей и установления тесного контакта не возможна благоприятная адаптация в семье.

Педагог-психолог Ахмадеева Е.В.

Детский дом «Құлыншақ» ЦПД