Особенности взаимосвязи самоэффективности и эмоциональной окраски профессиональных представлений учащихся старших классов

Анастасия Горбатых

К молодым специалистам в современном мире предъявляют высокие требования: они должны иметь, как высокий уровень теоретической и практической подготовки, так и отличаться социальной зрелостью, сохраняя при этом высокую самоэффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorbatyh_a.v._statya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

А.В. Горбатых

Россия, г. Ростов-на-Дону, МАОУ «Школа  №53 им. Б.Н. Слюсаря»

Аннотация. В статье рассматривается изменение представлений о будущей профессиональной деятельности в процессе школьного обучения у учащихся старших классов с высоким и низким уровнем самоэффективности. Подчёркивается, что система профессиональных представлений, которая начинает формироваться в процессе обучения в старших классах, является обязательным компонентом в успешности профессионального становления личности, качественного выполнения своей профессиональной деятельности, творческого подхода к работе. Выявлено, что существует взаимосвязь самоэффективности и компонентов эмоциональной окраски профессиональных представлений учащихся. Особый акцент  конце статьи делается на том, какие знания, умения и навыки в результате психологического исследования приобрели учащиеся профильного педагогического класса, проводившие работу совместно с психологом школы.

Ключевые слова: уровень самоэффективности, профессионализм, профессиональные представления, готовность к профессиональной деятельности, эффективность деятельности, ученики старшей школы.

К молодым специалистам в современном мире предъявляют высокие требования: они должны иметь, как высокий уровень теоретической и практической подготовки, так и отличаться социальной зрелостью, сохраняя при этом высокую самоэффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды [2].

Т.О. Гордеева, последовательница А. Бандуры, рассматривает самоэффективность как «веру субъекта в свою способность справиться с определённой деятельностью» [1, с. 250-253].

Что касается эмоциональной окраски профессиональных представлений, то эту научную категорию можно рассматривать частно, как одну из сторон профессиональных представлений. Эмоциональная окраска связана с доминирующим у человека настроением; мыслями, связанными с профессией и профессиональной деятельностью; а так же уверенностью в завтрашнем дне. Различные объекты трудовой деятельности у разных людей могут быть как положительно, так и отрицательно окрашены.

С каждым годом повышается роль подготовки компетентных специалистов, которые должны обладать не только высоким уровнем самоэффективности, но и  сформированными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Потому можно утверждать, что уровень самоэффективности связан с профессиональными представлениями. Система профессиональных представлений, которая начинает формироваться ещё в процессе обучения в старших классах, является обязательным компонентом в успешности профессионального становления личности, качественного выполнения своей профессиональной деятельности, творческого подхода к работе.

Несмотря на то, что профессиональные представления оказывают воздействие как на выработку профессиональных качеств навыков, так и на отношение учащихся старших классов ко всему учебному процессу, на отношение к будущей профессии, в школе им не уделяется внимание (за исключением профориентации). В этом и заключается проблема. В качестве актуальности исследования так же можно выделить то, что  аспекты самоэффективности в русле профессиональных представлений еще не изучены, поэтому исследование сохраняет свою новизну и актуальность.

Чаще всего профессиональные представления исследуются рационально, однако недостаточно изучена взаимосвязь между эмоциональной окраской профессиональных представлений и самоэффективностью учащихся старших классов. Эмоциональную окраску можно рассматривать как частную категорию, как одну из сторон профессиональных представлений. Эмоциональная окраска связана с  доминирующим у человека настроением; мыслями, связанными с профессией и профессиональной деятельностью; а так же уверенностью в завтрашнем дне. Различные объекты трудовой деятельности у разных людей могут быть как положительно, так и отрицательно окрашены.

Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении особенностей взаимосвязи самоэффективности учащихся 9-11 классов и эмоциональной окраски профессиональных представлений. Полученные результаты дополняют научные знания о профессиональных представлениях.

Практическая значимость работы заключается в экспериментальном изучении взаимосвязи самоэффективности учащихся и эмоциональной окраски профессиональных представлений. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей, преподавателей, психологов во взаимодействии с учащимися.

Теоретико-методологической основой исследования выступили фундаментальные положения общественных и гуманитарных наук. В основе методологии исследования находятся положения по проблеме психологических особенностей подросткового возраста (В.С.Мухина, Е.Е. Сапогова, А.Н.Леонтьев, З.Фрейд, Э.Шпрангер, Э.Эриксон); по проблеме социальных и професииональных представлений (С.Московичи, К.А.Абульханова, Е.И.Рогов, Е.Е. Рогова, А.М. Шевелёва, С.В.Жолудева, И.А. Панкратова, М.В Науменко, Н.Е.Скрынник); по проблеме самоэффективности (А. Бандура, С.Р.Кови, Д. Сервон, Д. Майерс, Л.Хьелл, Д.Зиглер, Т.О. Гордеева, Е.В. Головина, Е.А. Шепелева, В.Г. Ромек).

Целью исследования послужило изучение взаимосвязи самоэффективности учащихся 9-11 классов и эмоциональной окраски профессиональных представлений. Объектом явились самоэффективность и эмоциональная окраска профессиональных представлений учащихся 9-11 классов. Предметом - взаимосвязь самоэффективности и эмоциональной окраски профессиональных представлений учащихся.

Исследование было разделено на три основных этапа:

На первом этапе исследования для определения уровня самоэффективности учащихся была использована методика «Шкала Самоэффективности» (SES),  разработанная Шерером, Мэддоксом, Мерканданте, Прентисом-Данном, Якобсом и Роджерсом (1982).

На втором этапе исследования для изучения компонентов эмоциональной окраски профессиональных представлений учащихся старших классов  был использован опросник «Исследование эмоциональной окраски профессиональных представлений» (Е.И.Рогов, А.В.Горбатых).

На третьем этапе эмпирического исследования был проведен анализ и интерпретация результатов исследования, с помощью методов математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.). Подсчет осуществлялся в программе SPSS-17.0. Корреляционный анализ и анализ различий проводился между данными методики «Шкала самоэффективности» (SES) Шерера и данными опросника «Исследование эмоциональной окраски профессиональных представлений» (Е.И.Рогов, А.В.Горбатых), направленным на изучение компонентов эмоциональной окраски профессиональных представлений.

Эмпирическое исследование было выполнено педагогом-психологом и учащимися педагогического класса на базе МАОУ «Школа №53 им. Б.Н. Слюсаря». Выборочная совокупность составила 110 человек (58 учащихся 9 классов, 52 – 10-11 классов) 1-4 курсов в возрасте от 16 до 18 лет.

Анализ эмпирических данных и использование методов математической статистики позволили выделить и описать особенности самоэффективности и эмоциональной окраски профессиональных представлений у учащихся 9 и 10-11 классов.

Таблица 1. Сводные  данные средних значений показателей самоэффективности и компонентов эмоциональной окраски профессиональных представлений

Эмоц. окраска проф.предст

ШКАЛЫ

9 класс

10-11 класс

Выбравшие точные науки

Выбравшие гуманитарные науки

Высокий уровень

самоэф

Низкий уровень самоэф

Высокий уровень

самоэф

Низкий уровень самоэф

Высокий уровень

самоэф

Низкий уровень самоэф

Высокий уровень

самоэф

Низкий уровень самоэф

Зарплата

4,2

3,6

4,1

2,9

4,1

3,2

4,1

3,2

Карьера

4,4

3,6

4,4

3,6

4,4

3,2

4,4

3,8

Профессионализм

4,6

3,4

4,6

3,7

4,4

3,4

4,6

3,6

Комфорт

4,8

3,1

4,4

3,5

4,8

3,1

4,6

3,5

Соц.нормы

4,5

3

4,6

4

4,5

3,9

4,6

3,4

самоэф

Личная самоэф.

66

35,9

67

34,8

69

35

65,3

35,4

Социальная самоэф

21

17

18

17

18,5

18

20

16,5

В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь самоэффективности и компонентов эмоциональной окраски профессиональных представлений учащихся. Было выяснено, что вне зависимости от уровня самоэффективности, для учащихся как 9, так и 10-11 классов с различным уровнем самоэффективности важным составляющим их будущей профессии является интересная работа и, что немаловажно, работа по специальности. Однако, как студенты в будущем, они стремятся быть эффективными лишь только для того, чтобы быть материально обеспеченными, их не интересует собственный профессионализм и карьера в выбранной области. Приходим к выводу, что многие показатели эмоциональной окраски профессиональных представлений учащихся, выбравших гуманитарный профиль (психология, филология и тд) с низким уровнем самоэффективности коррелируют  с показателем «социальные нормы». В связи с этим можно предположить,  что давление социальных норм не позволяет данной категории учащихся быть высокоэффективными. Для того, чтобы стать эффективным, им необходимо выйти из общего ряда и найти собственный путь.

Кроме того, можно сделать вывод о том, что в результате психологического исследования, учащиеся педагогического класса теперь знают:

-   основы и специфику проведения исследований подобного рода;

- основы анализа эмпирических данных и использование методов математической статистики.

Умеют:

- анализировать свою деятельность в рамках исследования;

- организовывать и проводить психологическое исследование;

- интерпретировать результаты исследования;

- применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Библиографический список:

  1. Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253.
  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

FEATURES OF THE INTERRELATION OF SELF-EFFICIENCY AND EMOTIONAL COLORING OF PROFESSIONAL IDEAS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

                                  A.V. Gorbatykh

Russia, Rostov-on-Don, Municipal Public Organization “School No. 53 named after B.N. Slyusar”

Abstract. The article discusses the changing perceptions of future professional activities in the process of schooling in high school students with high and low levels of self-efficacy. It is emphasized that the system of professional ideas, which begins to be formed in the process of training in the senior classes, is an essential component in the success of the professional development of the personality, the qualitative performance of their professional activities, and the creative approach to work. Revealed that there is a relationship of self-efficacy and components of the emotional coloring of students' professional ideas. Particular emphasis at the end of the article is placed on what knowledge, skills and abilities as a result of psychological research were acquired by students of the relevant pedagogical class, who worked together with the school psychologist.

Keywords: the level of Self-Efficacy, рrofessionalism, professional ideas,  readiness for professional activity, activity efficiency, high school students,