Самоэффективность и ее проявление у одаренных студентов

Анастасия Горбатых

В современном мире для молодого поколения не секрет  тот факт, что наше будущее зависит от того, насколько мы уверены в себе. Чем выше наша уверенность в себе, тем выше шанс построить гармоничные взаимоотношения с окружающими нас людьми, реализовать себя в карьере, получить признание и моральное удовлетворение.

Каждый из нас ежедневно тратит свое время, силы, ресурсы ради одного – достижения целей. Но даже одну и ту же цель разные люди достигают с разными затратами. Другими словами, говоря о самоэффективности, мы говорим о восприятии себя как эффективного, способного добиться успеха, пройти через любые трудности, чтобы получить нужный нам результат. Наша эффективность зависит от опыта, накапливаемого в процессе личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_psihologii1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Самоэффективность и ее проявление у одаренных студентов

В современном мире для молодого поколения не секрет  тот факт, что наше будущее зависит от того, насколько мы уверены в себе. Чем выше наша уверенность в себе, тем выше шанс построить гармоничные взаимоотношения с окружающими нас людьми, реализовать себя в карьере, получить признание и моральное удовлетворение.

Каждый из нас ежедневно тратит свое время, силы, ресурсы ради одного – достижения целей. Но даже одну и ту же цель разные люди достигают с разными затратами. Другими словами, говоря о самоэффективности, мы говорим о восприятии себя как эффективного, способного добиться успеха, пройти через любые трудности, чтобы получить нужный нам результат. Наша эффективность зависит от опыта, накапливаемого в процессе личностного развития.

Концепция самоэффективности, впервые предложенная профессором Стэндфордского университета (США) А. Бандурой в конце 1970-х годов и активно развивается на протяжении последних 25 лет. По мнению самого Альберта Бандуры «самоэффективность» - это вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Т.О. Гордеева определяет понятие самоэффективность следующим образом: «Самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или иное дело» [2].

Бандура (Bandura, 1997) выделяет четыре процесса, посредством которых представления об эффективности влияют на поведение, что обуславливает формирование самоэффективности:

1. Способность выстроить поведение. А.Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач. То есть, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи - низкие ожидания.

2. Косвенный опыт. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими свое поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность.  

3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.

4. Эмоциональный подъем. Так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности.

Самоэффективность человека обеспечивается его умением осознавать свои способности и выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Существует два вида самоэффективности – это общая самоэффективность и специальная (частная) самоэффективность. Общая самоэффективность складывается из специальных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности [1]. Специальная самоэффективность – это самоэффективность в какой-то определенной области знания (литературе, музыке, математике). У человека существуют множество самоэффективностей, которые связаны с различными содержательными областями [2].

Гордеева Т.О. рассматривает самоэффективность как одну из составных частей интегративной структурно-динамической мотивационной модели одаренности, и понимает под одаренностью феномен, проявляющийся в успешной деятельности. Главными функциями самоэффективности являются обеспечение ощущения компетентности, ожидание успеха в выбранном деле и уверенность, необходимая для выдвижения смелых идей и гипотез, выбора трудных целей и настойчивости в их достижении [3].

Рассмотрим несколько жизненных картин, которые наиболее четко иллюстрируют одаренных молодых людей с различными уровнями самоэффективности.

Одаренный студент, не обладающий высоким уровнем  собственной эффективности. Современный мир жестко диктует свои правила и, можно предположить, неуверенные в себе молодые люди будут испытывать трудности в адаптации ко всем реалиям общественной жизни. Их личность постоянно будет угнетена тем, что они «ни на что не способны». Они могут написать прекрасную картину или пьесу, однако, чтобы заявить свой творческий продукт необходимо реализовать свой творческий потенциал. Работать и развиваться. Учиться и набираться опыта у маститых коллег. Но таким молодым людям будет постоянно казаться, что они могли бы сделать лучше, что творчество их – посредственно, и никому не интересно. Постепенно пропадает вера в собственные силы, вера в то, что созданный творческий продукт – это нечто креативное и уникальное, не похожее на то, что создавали ранее. Молодой человек живет в постоянном напряжении, в неуверенности, связанной с ожиданием неудачи, и это не даёт его личности развиваться дальше, подрывает его самооценку, самоуважение, а, значит, и отношение к нему окружающих. И, в конечном счете, он может забыть о своих врожденных способностях, стать одним из тех, кто опустил руки, остановился и не прошел препятствия на пути своего творческого развития. Так пьеса может быть отложена в стол «до лучших времен», а картина повешена на стену в собственной гостиной. Талант не будет развиваться, находясь в состоянии росточка, не сможет превратиться в цветок.

Одаренный студент, ощущающий свою эффективность.

Он стремится развиваться в творчестве и двигаться вперед. Он уверен в себе и своих силах, считает, что создает самое лучшее. Однако подверженность молодых людей критике и чужому мнению так же играет не последнюю роль в формировании самоэфективности. Чем большая критика, в особенности неконструктивная, поступает со стороны, тем больше вероятность того, что творческий потенциал будет реализован не полностью, либо не реализуется вовсе. Сколько мир знал непризнанных гениев в различных областях знаний, которые были не поняты обществом.

Сильная личность, вне всяких сомнений, будет совершенствоваться, оттачивать свои навыки и умения, утолять жажду творчества. Она будет делать то, что ей нравится для себя, не важно, узнает ли о нем кто-нибудь еще. Личность менее слабая замкнется в себе, критика со стороны превратиться в самокритику чрезмерную, не приносящую пользы, имеющую разрушительный эффект. И произойдет то же, что и в первом случае – молодой человек, не ощущая важности своего творчества, погасит в себе огонек одаренности.

Таким образом:

1. Одаренному студенту, не обладающему высоким уровнем  собственной эффективности необходимо повышать её уровень, чтобы добиться успеха в творчестве и реализовать свой потенциал в полной мере. Для этого следует, прежде всего, повысить уровень самооценки, самоуважения. И не прекращать работать, учиться, набираться опыта, предлагать новые, креативные идеи. Как говорил Томас Эдисон: «Гений – это 1% вдохновения и 99% пота».

2. Одаренного студента, ощущающего свою эффективность, могут порой не понять окружающие, что угрожает ему стать непризнанным гением, погубившим свою индивидуальность. Здесь так же важна работа над собой, отношением к своей уникальности. И, один из наиболее важных пунктов – это воспитание в себе здоровой восприимчивости критики. Конструктивная критика, так же, как и самокритика— продуктивна, потому что в ней, как правило, содержится указание на реальные ошибки, и, иногда, рекомендации по тому, как эти ошибки исправить. К ней следует прислушиваться. Чего нельзя сказать о критике неконструктивной, которая отнимает всякое желание двигаться вперед в творчестве.

Литература:

  1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000
  2. Гордеева Т. О, «Психология мотивации достижения»
  3. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.11.2012)