«Если ты заблудился в лесу»

уточнить и расширить представления детей об источниках опасности в лесу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._igrovoe_zanyatie._zabludilsya_v_lesu.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«Если ты заблудился в лесу»

                         

                                                                  Подготовила

                                                                           Педагог психолог 

                                                                  М.В. Минина

                   

Цель: уточнить и расширить представления детей об источниках опасности в лесу.

Задачи: 

  • учить детей безопасному образу жизни,
  • закреплять знания о правилах поведения в незнакомой местности,
  • развивать умение детей находить выход из проблемной ситуации, умение рассуждать и делать выводы,
  • воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.

Занятие проводится в городском парке или во фруктовом саду на территории детского сада.

              Ребята! Очень многие из вас проводят свои выходные дни на даче. А возле дачи часто есть лес, в который вы ходите вместе с родителями. Но иногда так бывает, что дети в лесу могут заблудиться. Бывает так? (ответы детей) Так вот, мы с вами сейчас и поговорим о том, как нужно себя вести в лесу, если вдруг вы потерялись. Спросим детей: что они почувствуют, если поймут, что потерялись? Испугаются? Будут плакать? Звать маму и папу? Дадим детям самим подумать, пофантазировать и сказать ответ.

Теперь о правилах:

Если ты потерялся:

1. Обними дерево!

(Ребенок должен унять чувство паники и прекратить кружить по лесу.) Тебе надо остановиться возле дерева, которое понравилось, и обнять его. Это дерево будет твоим другом, пока тебя не найдут. Деревья тоже живые и, хотя они не могут двигаться или говорить, как люди, они могут успокоить и создать чувство защищенности.  С деревом можно говорить, возле дерева можно сидеть, и на него можно облокотиться. Лучше, конечно, выбрать дерево вблизи поляны, тогда тебя легче будет обнаружить с воздуха.

2. Сделай так, чтобы тебя было видно и слышно!

(Ребенок должен уметь подать сигнал бедствия и как-либо обозначить свое присутствие.) 

Попросим детей всем вместе крикнуть «Ау!» как можно громче. Что они при этом почувствуют? Если громко кричать, что обычно и делают потерявшиеся в лесу люди, становится страшно и одиноко. К тому же в лесу голос плохо слышен, так что в крике нет смысла, только быстро охрипнешь. Лучше свистеть в обычный свисток.

              Предложим детям провести эксперимент. Пусть они отойдут от воспитателя, разбившись на группы по 3 человека, так далеко, чтобы воспитателя было плохо слышно, когда он кричит «Ау!». А теперь посвистим в свисток. Взрослого слышно уже гораздо лучше.

              (Свисток – своеобразная психологическая поддержка для ребенка. Если ребенок боится темноты, свисток «отпугнет» мнимых чудовищ, «живущих во тьме».) Расскажем детям, что все заблудившиеся испытывают чувство страха и беспокойства, даже взрослые. Главное – нельзя поддаваться панике и бежать. Иначе можно забраться еще глубже в лес, сначала взмокнуть от пота, а потом замерзнуть, упасть и получить травму.  Научим детей подавать сигнал бедствия, который был бы виден, даже если ребенок в этот момент прячется. Это могут быть поперечные полосы, прочерченные ногой или палкой поперек тропинки, или положенные крест-накрест большие ветки или палки, которые безусловно, привлекут внимание людей, ведущих поиск. Ребёнок может привязать к ветке дерева свой шарф, или какой – ни будь пакет, или что – то другое. Пусть дети выложат большой крест (не менее чем 2х2 метра), используя еловые ветки, палки или на худой конец листья. Можно также вытоптать густую траву. Затем можно предложить детям представить, что в небе появился вертолет. Они должны размахивать руками и бегать, так как движущийся предмет легче заметить с воздуха.

3. Согрейся!

(Ребенок должен уметь сохранять тепло.) Желательно, чтобы ребёнок соорудил несложное укрытие (например шалаш из веток) рядом с укрытием надо оставить специальные знаки.

              Можно начертить палкой вокруг своего укрытия круг, который будет символизировать ров, или построить «забор», это также привлечет внимание людей из поисковых групп. Можно развесить на дереве все, что удастся найти в лесу, – например, обрывки бумаги, пакеты, куски мха повесить на ветви березы. А затем спросим их, не считают ли они, что сидеть на голой земле холодно.

              Объясним, что если они будут сидеть прямо на голой земле, то могут замерзнуть. Покажем, как можно наломать еловых веток и сделать из них подстилку, на которой можно сидеть или даже лежать. Для подстилки можно набрать любой сухой материал, например, сухие листья или сухую траву, подойдут даже сухие ветки с любого дерева. Объясним детям, что взрослые не прекратят поиски, пока не найдут их. В конце занятия заучим ключевые слова наизусть:

1. Обними дерево!

2. Сделай так, чтобы тебя было видно и слышно!

3. Согрейся!

Использованная литература:

Статья в журнале "Здоровье детей" 2006г. Авторы:

Игнатий ОРЛОВСКИЙ, спасатель 1-го класса, в системе МЧС с 1994 г., координатор программы в Московском регионе;

Станислав МАНЕРОВ, разработчик и ведущий методист программы «Безопасность и первая помощь» для детей и подростков;

инструкторы КТЦ «Школа первой помощи»