«Психология изобразительной деятельности».

Детский спонтанный рисунок, является средством самовыражения и имеет глубокий психологический смысл. Ребёнок познаёт мир через рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachyotnaya_rabota._psih._izobr._deyatelnosti.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

  «Психология изобразительной деятельности».

Детский спонтанный рисунок, является средством самовыражения и имеет глубокий психологический смысл. Ребёнок познаёт мир через рисунок. Первой стадией детского рисования являются каракули, т.е. графические следы, которые оставляет палец, карандаш, фломастер или другой инструмент на поверхности листа бумаги, стола, стены и т.п. Это точки, пятна, линии разной формы. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, когда глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Ребенок с большим удовольствием испещряет листы бумаги «каряками -маряками». Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок между годом и двумя, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в этом мире. «Каряки -маряки» послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на бумаге. Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание, опредметил себя в этих линиях, точках, пятнах.

 В период между двумя и двумя с половиной годами ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребёнок начинает реагировать на его края. Приближаясь к ним, линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. То есть ребенок, уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.

Между двумя с половиной и тремя годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каряки-маряки» могут быть похожими на что -то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования - возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое, помимо того, что есть они сами. Они становятся элементами графического языка, при помощи которых ребенок начинает создавать первые изображения людей, животных, предметов и даже абстрактных идей. Несовершенство графический формы не мешает сути дела - теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.

образец того, как это происходит, представлен на рисунке № 1.  Это рисунок девочки Саши, ей 3года 8 месяцев. На рисунке она изобразила подружку Вику с которой она раньше играла, а сейчас Вика её обижает и они не играют. Рядом домик. Саша скучает по дому, говорит, что всех любит, мама, папу, бабушку, дедушку.  Мама Саши часто в командировках. Подружка Вика нарисована во весь лист и почти всё собой занимает и выглядит угрожающе. Так Саша передала своё настроение через рисунок.

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги - ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа. Смотри Рисунок № 2. На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел - нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть. Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажам и, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, - чтобы человек отличался от собаки, собака - от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака - лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)  

В возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек - травинок, из цветочков или грибочков. Рисунок № 3.  Нарисовал Арсений 4г. 5 мес.

Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком - либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится. Линия «неба» может изображаться синей чертой или полосой, но может состоять из горизонтального ряда птичек, самолетов, звезд, солнц, облаков - все эти элементы воплощают идею неба, верха, находящегося как крыша надо всем.  А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости - целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Такая композиция называется ленточной, или фризовой.  Первым описал фризовую организацию рисунков детей - дошкольников советский искусствовед А. В. Бакушинский в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений. Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль - разделение листа наверх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства, который воплощен в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). Как мы видим, это также самая ранняя в истории развития отдельного человека (в онтогенезе) пространственная схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира. По мере того как ребенок взрослеет, вертикальная координата в его рисунке все отчетливее приобретает символическое значение оси ценностей. В культуре взрослых людей, к которой постепенно приобщается ребенок, тема неба, т.е. высокого, - связана с идеями Божественного, духовного, светлого, развитого, интеллектуального (высокие чувства, помыслы, стремления и т. п.). Тема земли, т.е. низкого, - воплощает идеи телесного, плотского, физиологического, сексуального, дремучего, темного и т. д. Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка начинает становиться значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Нужно отметить, что раннедетские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю. Профильные рисунки появляются позже. Изображение человека в профиль ребенок начинает использовать для того, чтобы передать идею направленного движения. По мере того как у ребенка появляется желание рисовать все более сложные сюжетные ходы во взаимоотношениях изображаемых героев, он все больше использует горизонтальную ось как линию, показывающую направление течения времени. Это обычно происходит между четырьмя и пятью годами.

У нормально развивающегося ребенка к пяти годам в основном уже складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи значимой информации при помощи рисунка. Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов и другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хочет заявить маленький автор.  

В возрасте между тремя и пятью годами ребенок осваивает изобразительный язык как одну из важнейших знаковых систем, при помощи которой он строит свою версию картины мира.

Ребенок в своем рисунке пытается отобразить конструкцию мира, - в частности, необходимость четкого различения идеи верха и идеи низа, по отношению к которым должен ориентировать свою позицию человек. Способность ребенка передавать в рисунке не конкретные зрительные впечатления, а совокупный результат личного знания о мире является характернейшей чертой рисования дошкольников. Они используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги, выделяя значимые объекты и фиксируя отношения между ними. Поэтому рисование в дошкольном возрасте являете одним из наиболее эффективных способов упорядочивания системы детских представлений о мире.

Список литературы.

  1. М.В. Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. – СПб.: «Речь», 2007.276 с.
  2. Е.И. Николаева. Психология детского творчества. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 240 с.:  . – М.: Педагогика. 1981.- 240 с.