Домашний кукольный театр в преодолении страхов.

Овсянникова Светлана Викторовна

Многие специалисты, работающие с детскими страхами, и родители, столкнувшиеся с данной проблемой, знают, что кукла является очень ценным помощником в борьбе со страхами. Страх, как правило, - ощущение неосознанное. чтобы с ним бороться, его необходимо "легализовать". Это может быть не только рисунок, но и кукла, которую ребёнок может сделать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_moego_straha.doc46 КБ
Файл strahi.docx112.62 КБ
Файл teatr_teney.docx161.37 КБ

Предварительный просмотр:

"Портрет моего страха"

Детям часто сложно нарисовать свой страх. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что ребенку кажется просто немыслимым взять и отразить на бумаге все те ужасы, которые терзают его душу. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему.

Пусть вас не смущает такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики. Ломать их тоже не нужно, просто постарайтесь создать для ребенка атмосферу, безопасную для его самооценки и самоуважения. Предложите, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький. Или пусть изобразит то, чего обычно боятся все дети. Если же ваши сын или дочь признают свои страхи, но боятся их изображать, то придется показать ему (ей) пример. Рисуйте тогда свои собственные страхи (что, кстати, весьма полезно и для взрослых), обсуждайте их с ребенком. Тогда в следующий раз, может быть, и он захочет расправиться со "своими драконами".

Предположим, что страшная картинка все же появилась с подачи вашего ребенка. Это уже первый этап преодоления страха, и юный художник с ним справился! Не забудьте похвалить его за это, подчеркнув, что для рисования своих страхов нужна особая смелость. Теперь поговорите о том, что нарисовано. Интересуйтесь всем: чего хочет страх, как он может влиять на ребенка, где он живет, кто его может победить, на кого злится страх, что ему не нравится, для чего он нужен и т. д. Можете даже попробовать разыграть диалог между трусишкой и его страхом, где обе роли (но садясь на разные стулья) будет исполнять сам ребенок. В процессе этого диалога вы можете догадаться о внутренних причинах возникновения страха у вашего ребенка и о связи его с другими чувствами.

Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. "Кару" можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например падает в лужу, и очень этого смущается.

Примечание. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок не хочет сам нарисовать свои страхи, то воспользуйтесь следующей игрой. Она подойдет как детям, испытывающим слишком сильный страх, так и детям, которые стыдятся этой эмоции и пытаются с ней справляться.

"Фоторобот страха"

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое фоторобот. Наверняка он слышал, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека. Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, а рисовал портрет со слов очевидцев. Зачем нужны такие портреты? Ваш ребенок может догадаться (или точно знать), что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника.

Страх ребенка тоже можно назвать преступником, так как он помешал его спокойной жизни (или сладкому сну), например, вчера вечером (или вспомните другую дату). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь ребенок не испытывает в настоящий момент острого страха). Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно о всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть милиционер) рисует фоторобот. Периодически спрашивайте у ребенка что-нибудь вроде: "А не было ли у этого страха рыжих усов?" - и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Когда ребенок объяснит вам, что таких примет не было, то сотрите усы.

Примечание. Чем больше забавных деталей вы будете предполагать в образе, тем лучше. Однако постарайтесь сохранить игровую серьезность, ведь на самом деле вы сейчас влияете на внутренний мир ребенка. А только он сам имеет право смеяться над своими страхами. Так что оставайтесь сосредоточенным "блюстителем закона", пусть лучше ваш ребенок смеется над происходящим и над вашей непонятливостью.

"Страх и скульптор"

Эта игра будет особенно полезна ребенку, если в процессе предыдущих игр и бесед вы заметили, что его чувство страха связано с другими сильными чувствами, например злостью и гневом. Здесь он получит возможность эмоциональной разрядки.

Расскажите ребенку небольшую историю, которую потом вы будете инсценировать. Например, такую.

"Жил в одном городе скульптор Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше.

И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.

Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. "Кто ты?" - едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: "Я твой страх, великий и непобедимый!" Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание.

Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: "Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?" Страх совершенно растерялся. "Чего?"- переспросил он. "Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все", - предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: "Ну ладно, валяй, только быстро!" Началась работа. Денни взял глину и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.

Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, щупленъкий, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!" Страх повиновался.

Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: "Ну, чего делать-то будем?" Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: "Да пойду я, наверное". "А чего приходил-то?" - поинтересовался Денни. "Да скучно одному стало!" - отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами".

После того как вы расскажете эту легенду, побеседуйте с ребенком, узнайте, понравилась ли она ему, что его удивило, порадовало, огорчило?

Если ребенок после этого еще не слишком устал, то можно сразу перейти ко второму этапу работы - разыгрыванию истории. Если чувствуется утомление, то лучше сделать это на следующий день.

Пусть ребенок будет мастером. Начните читать заново эту сказку (можно с сокращениями), а ребенок постарается изобразить все, о чем слышит. Когда вы дойдете до появления в мастерской монстра, попробуйте притушить свет. Затем, когда работа над скульптурой начнется, вы снова его включите, а ребенок вылепит из пластилина образ страха, как он его представляет.

Примечание. Описание этой игры довольно длинное, но она того стоит. Ведь здесь в едином гармоничном действии сочетаются сразу несколько способов воздействия на психику ребенка с целью устранения страха. Сам рассказ представляет собой типичную психотерапевтическую сказку. Обратите внимание, как в ней меняется отношение слушающего к происходящему: от пиковой кульминации страха и драматизма истории до насмешки и даже сочувствия. Когда ребенок исполняет роль мастера в этой сценке, то это также применение психотерапевтического приема. И наконец, он лепит скульптуру своего страха из пластилина, а это уже третий способ коррекции, когда ребенок создает зрительный образ чувства, получает возможность контролировать его и изменять. Так что не пожалейте времени и сил на такие сложные психотерапевтические игры. Кстати, вы можете и сами придумывать аналогичные несложные истории в качестве сюжета, чтобы повторить игру в другое время.

"Кинопробы"

Это универсальная игра, которую можно применять для решения многих проблем. Здесь мы рассмотрим, как помочь ребенку победить свои страхи, используя эту игру.

Помогите ребенку представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Сценарист (то есть вы) сейчас познакомит его с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист постарается воспроизвести действие. Если помимо него в нем должны принимать участие другие люди, то он может либо сам играть за них, либо воспользоваться куклами или какими-то игрушками.

А вот в придумывании сюжетов вам придется проявить творческий подход. В его основу должна лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте вашего сына или дочери, но тем не менее ребенок его опасается. Если, например, ваш ребенок боится потеряться в людном месте, то можно разыграть такую сценку.

Мама с сыном (дочерью) пошла в магазин. В огромном универмаге мама засмотрелась на витрину, а ребенок остановился возле понравившейся игрушки. Так они потеряли друг друга из виду. Мама очень переживала за своего малыша, она стала метаться по магазину в его поисках. Ребенок сначала тоже растерялся, хотел даже заплакать, но потом подумал, что это ему вряд ли поможет найти маму. Тогда он подошел к продавцу и сказал, что потерялся. Продавец спросила, как его зовут, и дала объявление по громкой связи. "Внимание, внимание! - сказал диктор. - Мальчик Рома (девочка Света) потерял свою маму и ждет ее в отделе бижутерии". Взволнованная женщина прибежала в этот отдел буквально через минуту. Она была в панике. И что же она увидела? Малыш преспокойно ожидал ее, рассматривая украшения. Она обняла своего сына (дочку) и расплакалась. Ребенок стал утешать маму, что ничего страшного не случилось, а продавец рассказала ей, как спокойно и смело вел себя ее сын. Мама очень гордилась своим ребенком, ведь он вел себя совсем как взрослый.

Пусть ваш ребенок разыграет роль, по сути, самого себя, а его рассеянной мамой можете выступить вы. Тогда постарайтесь не скупиться на восторги и чувство гордости в финале истории, пусть ребенок ощутит такую награду в игре, чтобы потом стремиться к ней в реальной жизни.

Эту же боязнь потеряться можно "отыграть" в сценке, где ваш ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ваши сын или дочь легче почувствуют ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения.

Вы можете сами придумать похожие бытовые истории, чтобы вместе с ребенком использовать их для борьбы с его реальными (а не вымышленными) страхами.

Примечание. С помощью этой игры вы сможете реализовать и так называемую профилактику проблемы, так как, исполняя роль в придуманной вами сценке, ребенок усваивает ту или иную стратегию поведения в сложной ситуации. Поэтому если он вдруг действительно в ней окажется, то ему проще будет вести себя так, как он однажды уже делал, хотя и в игровом варианте.



Предварительный просмотр:

Домашний кукольный театр в преодолении страхов.

Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточно большое значение начинает приобретать метод игротерапии и, в частности, куклотерапии.

 Куклотерапия— это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, это лечение с помощью кукол.  Это одно из направлений арт-терапии, которое помогает клиенту допрожить непрожитые эмоции. В арт-терапию входит три элемента - психотерапевт, клиент и между ними - промежуточный объект, арт-продукт, который творит на сессиях клиент, это может быть рисунок, изделие из глины или пластилина, мелодия, инсталляция, коллаж... В куклотерапии третий элемент - это кукла. Куклотерапия считается направлением экологичным и глубинным, потому что на куклу у клиента есть возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и чувства.

   Куклотерапия решает следующие задачи:

  • помогает отреагировать эмоции
  • помогает актуализировать ресурсы
  • значительно расширяет спектр личностных ролей
  • дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «Я»
  • способствует повышению самооценки, уверенности в себе.

Этот метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем сказки или с игрушкой. Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребёнка.

Можно дома ставить спектакли или этюды, а родители вместе с ребёнком должны подготовить все необходимое. Ширму легко соорудить из стульев. Кукол можно взять игрушечных, а если есть желание, вместе с ребёнком родитель может изготовить главных персонажей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребёнку почувствовать себя успешным, кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Выделяют следующие функции куклотерапии:

коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;

воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;

обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Нарушения, с которыми работает данный метод:

  • различные отклонения в развитии речи, заикание
  • эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка
  • тревожность, страх
  • проблемы в общении
  • дезадаптация
  • эмоциональные травмы
  • протестное, оппозиционное, демонстративное, дезадаптивное поведение.

Теневые куклы в психотерапии

Психокоррекция страхов в куклотерапии. Работа со страхами с помощью теневых кукол

https://www.live-and-learn.ru/upload/iblock/0bd/Kukloterapiya-chast-5.-Tenevye-kukly-v-psihoterapii.jpg

Наряду с пальчиковыми куклами и куклами-марионетками, которые легко изготовить своими руками, в психотерапии используются также и теневые куклы.

Теневые куклы - это особые куклы. В изготовлении теневой куклы нет ничего сложного или уникального.

Вся сила - в сценарии, который поведёте Вы - Ведущий.

Для изготовления теневой куклы Вам необходимо в общем три предмета:листы черного картона, крепкая нить, экран.

Как изготовить Экран для теневой куклы

Для изготовления Экрана берётся очень большая коробка. Дно её вынимается (вырезается) и вместо дна вклеивается тонкая, полупрозрачная белая бумага, например - калька.

Теперь поставьте коробку так, чтобы её экран был повёрнут лицом к зрителям. А за экран, с обратной стороны коробки, поместите источник света - горящую свечу или лампу.

Как изготавливается теневая кукла+сценарий

Все участники берут в руки чёрный-чёрный лист картона и слушают голос Ведущего, который сообщает им следующее:

«Перед Вами не просто лист картона. Перед Вами - Сама Темнота. Вообще-то темнота - страшная, но в праздничный день мы сумели укротить её, сделать послушной и ручной.

Темноту можно взять в свои руки. Сегодня и только сегодня мы увидим - кто же спрятался в этой темноте и выловим их всех поодиночке.

Своими руками мы достанем из темноты наши самые страшные страхи».

Теперь каждый участник должен вырезать из чёрного картона свой «Страх». Вот некоторые наблюдения:

  • Страхов может быть несколько, а может быть один,
  • Страхи могут иметь чёткую форму (быть сказочными героями), а могут быть просто уродливыми, агрессивно вырезанными формами без смысла,

Работа со страхами. То, что нужно обязательно проговорить в ходе психотерапии:

  • нам всем важно вынести каждый свой страх «вовне», например, изготовив куклу.
  • После окончания работы с теневой куклой, страх - преодолевается.

После того, как теневая кукла вырезана из чёрного картона, сзади к ней прикрепляется толстая нить - поводок. Некоторые психологи-сказкотерапевты называют эту нить - «цепью», на которую мы сажаем свои страхи.

Эта нить - важный нюанс психотерапии. Она очень сильно успокаивает тех, кто работает со своим страхом.

За эту же нить мы будем «водить» куклу-страх, пронося её перед экраном в подвешенном состоянии.

Вождение теневой куклы перед светящимся экраном

Презентация куклы-страха ничем не отличается от презентации любой другой психотерапевтической куклы, изготовленной своими руками.

При этом - называть свой страх - вовсе необязательно. Можно придумать ему сказочное имя, псевдоним, зашифровать.

Однако Ведущий должен постоянно подчёркивать то, что каждый участник кукольной психотерапии УПРАВЛЯЕТ своей теневой куклой, а значит - управляет и своим страхом.

Работа со страхами. Окончание сценария

Как же завершается работа с куклами-страхами?

Ведущий рассказывает участникам, что теневые куклы - сделали свою работу. А именно, показали нам всем - какие мы сильные. Теперь эти «страшилки» могут быть уничтожены.

Как правило со стороны участников следует два типа реакции.

Некоторые с удовольствием уничтожают сделанные теневые куклы. Некоторые сохраняют эти теневые куклы, так как уже больше не воспринимают их негативно, успевая подружиться с ними и проникнуться к ним симпатией.

Некоторые уничтожают свои страхи - избирательно.

Вы сами можете придумать несколько вариантов окончания сценария - от торжественного сожжения всех кукол разом, до переименовывания и переделки «кукол-страхов» в «кукол-добряков».



Предварительный просмотр:

https://larina-anna-mihajlovna-ozgdou45.edumsko.ru/uploads/3000/4559/persona/articles/gotovye-figury-dlya-tenevogo-teatra-v-detskom-sadu-17596-large.jpg?1489479593587

http://vospitatel.com.ua/images/v/volshebnyi-klubochek-2.jpg