Родительская конференция «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»

Бердила Аделя Фанисовна

Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»

Форма проведения: использование нетрадиционной формы проведения собрания – пресс-конференция.

Место проведения: КОУ «Сургутская школа – детский сад»,

Характеристика аудитории: педагоги, психолог, заместитель директора, родители неслышащих детей.

Цель:

Погружение родителей в проблему социализации глухих школьников. Внедрять в практику новые нетрадиционные формы работы с семьёй. Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами внутри родительского коллектива школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_konferentsiya.docx42.07 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Родительская конференция

«Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»

Подготовили:

Ахмедуллина Аделя Фанисовна,

Гарафутдинова Татьяна Владимировна,

Дмитриева Марина Валентиновна,

Расулова Софья Шарабудинова,

Страшко Елена Анатольевна

Черепанова Людмила Николаевна

Сургут

2015 год


Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»

Форма проведения: использование нетрадиционной формы проведения собрания – пресс-конференция.

Место проведения: КОУ «Сургутская школа – детский сад»,

Характеристика аудитории: педагоги, психолог, заместитель директора, родители неслышащих детей.

Цель:

Погружение родителей в проблему социализации глухих школьников. Внедрять в практику новые нетрадиционные формы работы с семьёй. Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами внутри родительского коллектива школы.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятием «социализация»;
  • познакомить родителей с основными этапами успешной социализации глухих школьников;
  • сплотить родительский коллектив;
  • повысить имидж школьного учреждения.

Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, демонстрационная доска, конспект,


Ход родительской конференция:

Слайд 1. Текст.

Слова Заместителя директора по УВР Хайруллиной Лиллии Хусаиновной:

Здравствуйте, уважаемые родители! Приветствуем вас в конференц-зале. Тема нашей конференции посвящена проблеме социального развития неслышащих детей, как одного из направлений становления личности младшего школьника. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Слова Руководителя МО учителей-дефектологов Черепановой Людмиле Николаевне:

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию.

Слайд 2. Текст.

Социальная адаптация – это процесс, во время которого неслышащий ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. Включение детей с ограниченными возможностями в полном объеме в реальную жизнь общества всегда было актуальной проблемой во всем мире. В рамках Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО разработаны и реализуются программы мероприятий по социализации и социальной адаптации инвалидов на международном уровне.

Сейчас, я вам предлагаю поделится на 3 группы, подумать и ответить на наши вопросы:

Вопросы для родителей:

Слайд 3. Текст.

  1. В чём выражается самостоятельность вашего ребёнка дома, на улице, в общественных местах?

Слайд 4. Текст.

  1. Какие знания, навыки или действия, отражающие самостоятельность в обществе, вы бы хотели развить в вашем ребёнке?

Слайд 5. Текст.

  1. Что вы делаете для того, чтобы ребёнку было легко чувствовать себя в обществе слышащих?

Слайд 6. Текст.

  1. Даёте ли Вы ребёнку самостоятельность, что он делает?

Слайд 7. Текст.

  1. Как по-Вашему школа должна обучать детей социализации?

- Спасибо вам за ваши высказывания.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способным и талантливым, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить и принести с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Слова педагога – психолога Ахмедуллиной Адели Фанисовны:

Слайд 8. Текст.

Неслышащий ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

В процессе социализации дети приобретают качества, необходимые для жизни в обществе, усваивают определённые ценности и формы поведения. При этом сами активно участвуют в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Слайд 9. Видео ответы детей.

-А теперь давайте послушаем, что говорят об этом ваши дети. Их мы тоже попросили ответить на некоторые вопросы.

  1. Считаешь ли ты себя самостоятельным?
  2. Ты можешь что – то спросить у незнакомого человека?
  3. Ты ходишь в магазин самостоятельно?
  4. Во дворе у тебя есть друзья?
  5. Тебе нравится выступать на концертах?

Слайд 10. Текст.

Можно выделить ряд задач, которые стоят перед нами по социализации воспитанников:

- Развитие творческих возможностей.

- Пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка.

- Воспитание чувства собственного достоинства.

- Стремление к самоопределению.

- Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в мероприятиях общества.

Реализация этих задач осуществляется в несколько этапов.

Слова учителя 1а класса Дмитриевой Марины Валентиновны:

Первый этап социальной адаптации заключается в определении особого значения занятий по развитию слухового восприятия в семье.

(Раздать памятки).

Слайд 11. Текст.

  1. Учащийся должен постоянно носить аппараты на оба уха;
  2. Учить ребенка вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь говорящего, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась;
  3. Ежедневно проводить занятия по развитию слухового восприятия дома по 20-30 минут на протяжении всех лет обучения;

Слайд 12. Текст.

  1. Учить неслышащего обучающегося оречевлять совместную деятельность со взрослыми;

Игра предоставляет почти неограниченные возможности для развития мышления и речи детей. Важнейшую роль в развитии и воспитании глухого ребёнка играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности (что характерно для первоначального этапа социализации детей в общество через овладения речью).

Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время утреннего моциона, медицинского осмотра, гигиенических процедур, обеда, игры, подготовки ко сну, прогулки, может быть целенаправленно использована для ознакомления Ваших детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи.

5. Дружелюбная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации глухих детей.

Слайд 13. Фото.

Слайд 14. Текст.

6. Важно родителям не скрывать глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь.

Слова учителя 2а класса Расуловой Софьи Шарабудиновной

Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностранную. С имплантами или аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, но, тем не менее, младшие школьники не всегда готовы участвовать в играх со слышащими ребятами. Взрослые часто озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме.

7. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку.

Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. Желательно время от времени демонстрировать всем знакомым успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении поделок, танцах или освоении физических упражнений. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» — по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит. Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным.

Слайд 15. Фото

Важно, чтобы число приятелей у неслышащего увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек друзей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть.

Слайд 16. Видео с Дня рождения.

Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать.

Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече — поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить ребенку сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения и поздравить его.

Слайд 17. Фото.

Слайд 18. Видео игры.

Слова учителя 3а класса Страшко Елены Анатольевны:

Второй этап социальной адаптации заключается в организации самостоятельной деятельности ребенка.

Слайд 19. Текст + фото.

8. Расширять социальные контакты неслышащего ребенка посредством посещения общественных мест;

Постепенно, из узкого круга своей семьи и знакомых, ребенок переходит в значительно более широкое пространство. Сначала ребенок просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар или сдачу (предварительно обговорив сумму с родителями). Позже ребенку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь, который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание из-за неправильного произношения. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают друг друга. Поэтому договориться будет несложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения и разговорной речи.

Слайд 20. Текст + фото.

9. Организовывать совместные мероприятия (экскурсии и походы) со слышащими людьми с целью обогащения словаря и социальных контактов;

Для социализации глухих детей необходимо организовывать экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

Развивая познавательную активность детей, важно помнить, что информация рассматривается как средство, с помощью которого надо сформировать у ребенка целостную картину мира, развить у него необходимые для познавательного развития навыки и умения.

Слайд 21. Текст + фото.

10. Необходимо научить обучающихся ухаживать за собой, следить за своим внешним видом, одеждой и обувью, готовить, стирать, гладить, производить уборку, пользоваться средствами связи, транспортом, производить покупки, прививать навыки культурного поведения и т.д.

Иначе выпускник нашей школы будет просто беспомощен в дальнейшей жизни.

Родителям стоит постараться, чтобы их ребенок стал абонентом библиотеки, посетителем музея или театра с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей имеют большое значение для их развития и социализации. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить, куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с ребёнком, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре, с одной стороны, и интегрируются в общество — с другой.

Слова учителя музыки Гарафутдиновой Татьяны Владимировны

Слайд 22. Текст.

Надо отметить, что приобщение обучающихся с нарушением слуха к концертной деятельности очень важно для полноценного их развития, приобщения их к культуре, социальной адаптации в целом. Кроме того, концерт является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся. В совместной деятельности у детей развивается чувство общности, что способствует уверенности в своих силах, реализации своих способностей, формированию активной жизненной позиции.

Для наших воспитанников очень важен выход за пределы школы, интеграция в среду сверстников. Это обеспечивается участием детей в ежегодном городском фестивале «Солнце для всех», выезды в Нижневартовск для участия в окружном фестивале художественного творчества «Ангелы Надежды». Это важный шаг в социализации детей с нарушением слуха – публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Участвуя в таких мероприятиях они приобретают и развивают у себя коммуникативные, творческие компетенции, эмоционально обогащаются и расширяют свой кругозор.

Слайд 23. Фото кружка.

Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально. Слабослышащие дети 2а и 3а классов посещают кружок танцевально-игровой гимнастики «Арлекино», где учатся танцевать, играть на музыкальных инструментах, заниматься театрализацией. Это очень важно для неслышащих детей, так как по причине патологии слуха не все они могут посещать учреждения дополнительного образования в городе. В отличие от работы со слышащими детьми, на занятиях по интересам, ребенку с нарушенным слуха требуется больше усилий и внимания, чтобы понять всю последовательность выполнения работы. Таким образом, роль дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе огромна. Ребята раскрывают свой творческий потенциал, у них воспитывается потребность быть постоянно занятыми. В этих условиях они учатся действовать в группе, в команде, а также подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других.

А создание активной жизненной среды, в которой развивается глухой ребенок, помогает самоутверждению и самореализации.

Слайд 24. Видео концерта

Ребенок обязательно должен принимать самое активное участие в концертах внутри школы, по возможности в городских и региональных праздничных концертах. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать.

Слайд 25. Фото

Система дополнительного образования стирает границы между разными системами обучения, объединяет всех ребят независимо от их способностей и возможностей. Мы расширяем воспитательное поле школы, включая школьников в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Это и посещение СЮН, городской библиотеки, музеев, Старого Сургута…

Слайд 26. Фото.

Немаловажным в нашей работе являются результаты деятельности, общественное признание. Это выступления и победы на городских и окружных фестивалях-конкурсах, городских спортивных соревнованиях. Кроме этого, наши выпускники имеют активную жизненную позицию, поступают в учебные заведения, многие становятся известными спортсменами. Всё это стимулирует дальнейшее развитие и творческую активность.

Слайд 27. Фото.

Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций вне школы. Заниматься в них дети с нарушенным слухом должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей. Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции.

Слайд 28. Видео с Ангелов Надежды.

Слайд 29. Видео награждения с Ангелов Надежды.

Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. По окончании школы некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, которые изучают самостоятельно; занимаются рисованием или имеют достижения в спорте. Многие, после окончания общеобразовательной школы, учатся в профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях.

- Одна из выпускниц нашей школы предоставила презентацию о себе.

Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – родителям помочь своим детям преодолеть трудности и стать хозяевами своей жизни.