Статья "Роль родителей в профессиональном самоопределении подростков"

Огромную роль в профессиональном самоопределении играют родители.

Вместе с детьми они могут проработать следующие вопросы. В профессиональном самоопределение подросток с помощью родителей осознает ценность труда,  определит источники профессионального информирования,  учтет состояние своего здоровья. Это поможет подростку преодолеть основные трудности на пути профессионального самоопределения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoopredelenie.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Н.М. Грицаненко

Педагог-психолог школы №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья «Роль родителей в профессиональном самоопределении подростков».

Подростковый период - очень тяжелое время, как для детей, так и для их родителей. Это время перемен, когда подростки расстаются с детством и это время, когда взрослые теряют часть своего авторитета и позволяют своим детям брать ответственность за свои поступки и поведение. Это пора адаптации, когда родители и дети пытаются выстроить новые взаимоотношения.

Вот основные аспекты развития в подростковом периоде:

-происходит становление и формирование личности, осознание своего Я,

-период возмужания сложный процесс, связан с формированием характера,

-узнаванием себя,

-поиск независимости,

-поиском жизненных целей, путей и средств их достижения,

-попытки играть новые роли в обществе и в школе,

-осознание сильных и слабых сторон своей личности,

-поиск наиболее удобных путей выполнения ежедневных обязанностей,

-приобретение новых связей и знакомств.

Знание этих аспектов поможет родителям понять причины, того почему подростки иногда кажутся такими неуправляемыми. Это нормальное явление, так как подростки стараются преодолеть трудности этого переходного этапа своего развития. Поэтому любовь, поддержка и разумные ограничения со стороны родителей устранят проблемы непонимания и помогут подросткам успешно совершить переход к взрослой жизни.

У подростка еще нет полной самостоятельности, сохраняется зависимость от родителей, но есть раздумья о себе, о жизни, о людях, своей значимости.

В подростковом возрасте встает вопрос профессионального самоопределения, у детей с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями (УО) или (ИН), этот период несколько запаздывает, но не обходит их стороной. И после окончания школы они затрудняются с выбором профессии. Желание детей не совпадает с их реальными возможностями, они ставят перед собой неадекватные цели, многие хотят стать адвокатами, банкирами, программистами. Вследствие чего приводит к непониманию, конфликтности, агрессии.Поэтому работа с самопознанием и самоопределением особенно важна. Которая направлена на развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, обучающихся с ЗПР и ИН.

Огромную роль в профессиональном самоопределении играют родители.

Прежде всего, родители сами должны понять, что дети в силу своих ограниченных возможностей здоровья не смогут пойти учиться в институты, техникумы, и получать соответствующие специальности.

Но подростки могут успешно адаптироваться в жизни и овладевать рабочими профессиями и прокормить себя в дальнейшем.

Дети в процессе развития открыты влиянию различных людей, но родительское влияние является определяющим фактором в профессиональном выборе. Объединив свои усилия школа и родители создадут учащимся условия для познания процесса принятия важных жизненных решений.

Вот несколько важных ролей родителей, которые могут сыграть в будущем своего ребенка:

Станьте наставником:Поделитесь со своим ребенком тем опытом который вы приобрели на своем профессиональном пути. Расскажите, как горький опыт может послужить хорошим уроком. Если бы у вас была возможность начать все сначала, где бы Вы поступили по – другому?

Станьте образцом для подражания: Дети наблюдают, как мы относимся к выполнению своих задач, какие умения и навыки мы применяем для их решения. Поделитесь с детьми, что вам нравиться или не нравиться в вашей работе.

Слушайте: Слушайте рассказы детей о мечтах, заботах, надеждах, волнениях, когда они думают о будущем. Слушайте о том, как они принимают свои решения, прислушивайтесь к их просьбам о помощи. Слушайте по-настоящему.

Инструктируйте: Привейте детям навыки и умения, которые им необходимы в жизни - это коммуникативные навыки, умение решать проблемы, распределять время, навыки этикета, находить компромиссные решения.

Помогите найти баланс: Помогите им увидеть, что человек имеет взаимосвязанные роли в сферах работа, семья, отдых, гражданин, духовность.

Дайте правильный настрой: Проявите заинтересованность в их стремлениях и мечтах. Докажите им, что учеба напрямую связана с успехом в будущей работе.

Создавайте возможности:Исследование – это мощное орудие при принятии решений, создайте детям возможности для наблюдения за действиями людей в различных ситуациях. Участия в различных профориентационных мероприятиях.

Будьте источником информации:Говорите с ними, детям нужна информацияо разных профессиях их особенностях. Информируйте о тех специальностях, которые молодые люди могут освоить.Беседуя с подростками старших классов,выясняется, что они практически ничего не знают о профессиях, об училищах, спрашиваешь, что говорят родители, они зачастую отвечают, что родители не разговаривают с ними на эту тему, а перекладывают всю ответственность на школу. Некоторые дети отвечают на вопрос, куда пойдешь учиться «как решит мой классный руководитель».

Литература

  1. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.

  1. Руководство для родителей по развитию карьеры. Рабочая тетрадь.