Страхи у детей

Описаны основные причины детских страхов по возрастам, польза страхов, примерная возрастная шкала страхов. Методы работы со страхами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi_u_detey.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Страхи у детей

Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:

  • Нормальное взросление. По достижении ребенком 5-6 лет у него начинает появляться, например, естественный страх смерти.
  • Травматический опыт. Например, если ребенка укусила собака, скорее всего у него возникнет страх собак.
  • Обстановка в семье. Теплая спокойная домашняя атмосфера уменьшает риск возникновения страхов у детей, дает им чувство защищенности и надежности. И, напротив, постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка способствует возникновению страхов у детей.
  • Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
  • Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
  • Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.
  • Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
  • Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей, особенно в целях послушания. Например, некоторые запугивают детей сказочными персонажами: «придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать».

Страхи могут приносить пользу. Страхи естественны для каждого. Их зарождение в детском возрасте обусловлено психоэмоциональным развитием на фоне инстинкта самосохранения. С ранних лет родители воспитывают малыша, указывают, что можно ему делать, а что нельзя. Без осознания понятий «хорошо» и «плохо» человек становится уязвимым. Боязнь — это нормальное явление. Плохо, когда ребенок ничего не боится. По мнению медиков, страх может быть полезен и бороться с ним не всегда нужно. В критической ситуации организм вырабатывает адреналин. Этот гормон способствует улучшению работы головного мозга. Специалисты советуют обращаться за помощью только в случае регулярных повторений признаков тревоги.

Примерная возрастная шкала страхов

  • 3-4 года – бурное развитие фантазии и воображение, ребенок придумывает чудовищ или переносит их из сказок и мультиков в реальность. Появляется боязнь темноты, высоты, людей (особенно, с физическими нарушениями или тех, кто имеет нестандартный внешний вид).
  • 4-5 лет – боязнь смерти, именно в этом возрасте дети осознают, что жизнь всех существ рано или поздно заканчивается. Мучаются часто ночными кошмарами. Малыши боятся вымышленных и реальных злодеев, стихий, несчастных случаев.
  • 5-7 лет – формируется страх потери близких. Дети по-прежнему боятся воображаемых существ (ведьм, вампиров, зомби). Добавляется боязнь одиночества, страх конфликта, социальные страхи (исключение из школы или садика, страх наказания учителем).
  • 7-9 лет – страх быть «лузером», непринятие и боязнь «быть застуканным», страшно потерять родителей;
  • 9-12 лет – боязнь негативной роли в социальной группе (в школьном классе, в группе спортсменов и т.д.), страх людей (школьников, которые задирают, боязнь наркоманов, воров), могут проявиться навязчивые страхи – боязнь высоты, замкнутого пространства, воды.

В работе со страхами очень важна первоначальная диагностика.  В своей работе я наблюдаю за ребенком, беседую с ним, использую методику, модифицированную М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», а также пользуюсь методикой, которую подсмотрела у Н. Львовой. Возможно провести диагностику методами игровой терапии.

В коррекции страхов отлично работает арт-терапия: песочная терапия, изо-терапия, сказкотерапия, а также игровая терапия. Помимо вышеперечисленного, я пользуюсь карточным набором «Семейка гномс».

Арт-терапия

Это направление в психотерапии основано на излечении искусством, в разных его проявлениях. Чаще всего подразумевается изобразительное творчество, однако, существуют методики музыкотерапии и танцетерапии. В работе с фобиями у детей арт-терапия имеет очень высокие показатели.

Игровая терапия.

Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога — создать во время игры условия, вызывающие у него страх. Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.

Сказкотерапия и куклотерапия.

Основная задача — создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом. По своему содержанию сеансы могут быть разными. Специалисты могут работать с такими приемами и методами: Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей. Отреагирование. Основная цель — создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка. Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Список используемых источников

https://urazuma.ru/strahi-fobii/kak-ubrat-strah-u-rebenka.html

https://psiho.guru/fobii/strahi-u-detey-kakie-byvayut-i-kak-s-nimi-spravitsya.html

https://psihodoc.ru/fobii/detskie-strahi.html