Главные вкладки

    ПРОГРАММА групповой работы по проблеме школьной тревожности адаптации (модифицированная, по книге А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция»)

    Бердила Аделя Фанисовна

    Поступление в школу и Первый год обучения перестраивают весь образ жизни ребенка, это чрезвычайно сложный, переломный период, когда меняется место ребенка в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Многолетняя практика показывает, что дети не всегда способны принять тот темп жизни, который им предлагает школа в первом классе. Первоклассникам свойственно испытывать школьную тревожность, отражающую протекание адаптационного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_programma_po_shkolnoy_adaptatsii.docx51.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

    ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СУРГУТСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД I ,V ВИДА»

    Рассмотрено МО        Утверждено

    Специалистов ППМС сопровождения         Директор_____________

    Руководитель А.Ф. Ахмедуллина                                 И.А. Склёмина

    Протокол №___ от _____________        

    ПРОГРАММА

    групповой работы по проблеме школьной тревожности адаптации

     (модифицированная, по книге А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция»)

    Автор-составитель:

    педагог-психолог А.Ф. Ахмедуллина

    Сургут

    2012

    Пояснительная записка.

    Поступление в школу и Первый год обучения перестраивают весь образ жизни ребенка, это чрезвычайно сложный, переломный период, когда меняется место ребенка в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Многолетняя практика показывает, что дети не всегда способны принять тот темп жизни, который им предлагает школа в первом классе. Первоклассникам свойственно испытывать школьную тревожность, отражающую протекание адаптационного процесса.

    Кроме того, поступление в школу предъявляет новые требования и к самой личности ребенка. В первые месяцы обучения у него формируется новая система отношений с миром и самим собой, появляются новые формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые определенным образом влияют на успешность ребенка в школьном обучении, на эффективность общения и.т.д. так начинается сложный период в жизни первоклассника – адаптация.

    Под школьной адаптацией понимается приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму, виду деятельности. Задачей психологического сопровождения первоклассников – создание таких условий, при которых адаптация к школьному обучению у них будет проходить успешнее, а также предупреждение и преодоление школьной тревожности, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий.

    Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для работы с детьми, с проявлениями школьной дезадаптации  и тревожности.

    Программа рассчитана на 12-14 часов, включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Области применения: Для детей младшего школьного возраста (1 класс). Форма работы – групповая. Оптимальное наполнение группы – 7-10 человек.

    Ожидаемым результатом групповой работы является повышение уровня школьной адаптации и снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общении, выработка новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание).

    Проблема школьной тревожности требует системности и комплексного подхода, поэтому помимо групповой работы с детьми, параллельно проводится работа с классным руководителем и родителями учащихся.

    Целью групповой работы по проблеме школьной дезадаптации и школьной тревожности является:

    • психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития;
    • снижения у первоклассников тревожности до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

    Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:

    • помочь детям быстро и безболезненно адаптироваться к школьным условия;
    • обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
    • способствование повышению самооценки у участников группы;
    • повышение общей коммуникативной культуры учащихся.

    Если специфика группы требует дополнительной проработки какой-нибудь темы, программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. 

    Необходимое оборудование и условия проведения: помещение для тренинговых занятий, ватман, бумага, канцелярские принадлежности, игрушка-талисман, визитки, знаки, символы и т.д.

    Примечания: авторами предлагается следующая схема работы: занятия 1-3 направлены на создание рабочей атмосферы в группе, формирование правил, прояснение ожиданий; занятия 4-8 – на разрядку школьной тревожности; занятия 9-11 – на развитие навыков общения, повышение самооценки; занятие 12 посвящено анализу результатов работы.

    В работе используются ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, психотерапевтические приемы (визуализация, психодрама, арт-терапия вербализация и т.д.), групповое обсуждение, психогимнастические упражнения.

    Работа ведется в условиях школьного класса, где дети взаимодействуют не только в процессе развивающих занятий, но и в течение всего учебного года. Поэтому основным условием эффективности программы стало создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение максимально возможной анонимности. Занятия с учащимися разных классов проводятся в разное время, так как возможное смешивание препятствует созданию рабочей атмосферы, сплоченности, провоцирует соперничество.

    Тематический план занятий

    Тема

    Время, ч.

    Методическое обеспечение

    1.

    Установление правил. Создание рабочей атмосферы

    1

    парные "варежки" из бумаги, цветные карандаши, фломастеры, игрушка – "талисман группы", ватман, маркер, текст сказки "Шапка – невидимка", "облачко из бумаги"

    2.

    Сплочение группы, закрепление правил

    1

    бумага, цветные карандаши, фломастеры, веточка или карандаш "волшебная палочка", талисман, "облачко из бумаги"

    3.

    Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей

    1

    магнитофон, диск с музыкой (спокойная), бумага, цветные карандаши, "облачко из бумаги"

    4.

    Вербализация содержания школьной тревожности

    1

    рисунок (сюжет о робком зайце), "облачко из бумаги"

    5.

    Разрядка школьной тревожности

    1-2

    набор сюжетных картинок, "облачко из бумаги"

    6.

    Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций

    1-2

    талисман, "облачко из бумаги"

    7.

    Тренировка гибкости поведения.

    1

    мяч, бумага, цветные карандаши, "облачко из бумаги"

    8.

    Закрепление позитивного отношения к школе

    1

    бумага, магнитофон, диск с музыкой, цветные карандаши, "облачко из бумаги"

    9.

    Повышение самооценки участников группы

    1

    бумага, цветные карандаши, фломастеры, талисман, магнитофон, диск с музыкой, "облачко из бумаги"

    10.

    Развитие коммуникативных навыков участников

    1

    Заготовки геометрических фигур из цветной бумаги, рулон обоев (ватман), клей, талисман, "облачко из бумаги"

    11.

    Закрепление представлений о бесконфликтном общении

    1

    Набор картинок для деления на подгруппы с помощью приема "Половинки" (картинки произвольные, желательно в разной цветовой гамме), два одинаковых набора сюжетных картинок, "облачко из бумаги"

    12.

    Подведение итогов

    1

    рисунки, сделанные на занятии 3, бумага, бланки "Дипломов достижений", талисман, "облачко из бумаги"

    Литература:

    1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004г.
    2. Справочник педагога психолога. Школа. №6, 2012 г.
    3. О.Н. Истратова. Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 2-е изд. – Россов н/Д: Феникс, 2008г.


    Содержание занятий.

    Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.

    Необходимые материалы: парные "варежки" из бумаги, цветные карандаши, фломастеры, игрушка – "талисман группы", ватман, маркер, текст сказки "Шапка – невидимка", "облачко из бумаги"

    Ход занятия:

    1. Вводное слово ведущего. Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.

    2. Знакомство, изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. В  общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый называет свое имя, следующий - имя предыдущего участника и только потом свое. Если имя соседа забылось, нужно его вежливо попросить повторить. В завершении задания выясняется, кто «самый памятливый»: желающие могут попытаться назвать по именам всех присутствующих.

    3.         Упражнение «Варежки» для развития сплоченности группы через совместную деятельность. В случайном порядке раздаются парные заготовки «варежек» (на тот случай, если участников группы окажется нечетное количество, необходимо приготовить одну «тройку» варежек). Задача – найти свою пару (тройку), договориться и вместе их раскрасить. Затем каждая пара представляет свое творение. В случае конфликтов внутри пар возможна тактичная помощь ведущего.

    Формирование пар по желанию первоклассников в начале адаптационного периода особенно важно, т.к. поддерживает положительную атмосферу в классе.

    4.          Установление правил с целью регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств. Обсуждаются трудности, возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабатываются правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситуаций:

    •        правило «равных прав» - все участники группы равны и обращаются друг к другу по имени; нельзя перебивать того, кто говорит, применять физическую силу, оскорблять и дразнить;

    •        правило "талисмана" - говорит тот, у кого в руках выбранная в качестве талисмана игрушка, бережное отношение к талисману;

    •        правило "уважение говорящего" - говорить по одному, если хочешь сказать – подними руку, а не кричи;

    •        правило "поднятой руки" – если ведущий поднял руку раскрытой ладонью вниз, значит все замолкают и слушают его;

    •        правило «Шапки-невидимки» - санкция за нарушение остальных правил. Для этого используется сказка М. Панфиловой, адаптированная к работе в развивающей группе (в оригинале она предназначена для достижения аналогичных целей педагогом на уроке).

    Правила в виде небольших рисунков (пиктограмм) заранее фиксируются на листах бумаги формата А4, и во время всех последующих занятий группы висят на стене.

    5.        «Небосклон настроения». По окончанию занятия детям раздаются листочки «Мое настроение», которые заполняются каждым ребенком индивидуально. Листочек нужно подписать (если ребенок затрудняется, то ему помогает ведущий), и закрасить первое облачко настроения (в котором находится цифра 1) определенным цветом (в зависимости от настроения).

    Облачко закрашивается красным (розовым, оранжевым) цветом, если настроение отличное, замечательное; если настроение просто хорошее – облачко закрашивается зеленым цветом, и синим, если настроение после занятия плохое.

    6. Рефлексия результатов занятия для ассимиляции полученного опыта. Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и важное для меня». Выработка ритуала завершения занятий, включающего элементы рефлексии, его проведение. Важно внимательно следить за соблюдением принятых правил, тактично, но настойчиво пресекать попытки их нарушения.

    7. Ввод в занятие «ритуала прощания». Ведущий напоминает ребятам, что данные занятия – не просто уроки и предлагает заканчивать их по особенному. Все встают в круг, кладут руки друг другу на плечи. Приветливо смотрят друг на друга, благодарят и прощаются: Мы скажем друг другу: «Большое спасибо!».

     

    Сказка «Шапка-невидимка»

    (Панфилова М, 2000)

    В Лесной школе появился новый ученик. Это Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, и дедушка с бабушкой всегда восхищались им. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: «Да ты просто соловей у нас!» Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Родители говорили, что он точно будет отличником, ведь он уже теперь все знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жителям леса.

    В лесной школе его почему-то приняли без восторгов и восхищения. Учитель Еж на уроках спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, учитель почему-то расстраивался и все равно дожидался ответа другого ученика. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. Если ответ Мышонка оказывался верным, то он гордо вертел головой во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: учитель и одноклассники не замечали гениальности Мышонка.

    Тогда Мышонок решил удивить всех своим соловьиным писком. И это ему удалось! Учитель строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот наконец-то, — подумал Мышонок, — все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал размышлять, чем бы еще всех поразить. Особенно понравилось Мышонку, когда рассмеялась Белочка над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался. Еж подошел и тихо спросил проказника: «Почему ты нам мешаешь?», но вместо ответа услышал пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив.

    Когда после уроков за Мышонком пришли родители, учитель Еж увидел в их глазах восхищение своим сыном и призадумался:

    «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником лесной школы? Ведь сейчас он поступает как маленький ребенок, а не как ученик. Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»

    На следующий день учитель Еж начал урок с рассказа о шапке-невидимке, которая хранится в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Шапка эта — невидимая, и других она тоже делает невидимыми. Еж сказал, что готов надеть ее на голову любому ученику, который мешает тем, кто учится. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих.

    Учитель с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния мышонка. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему надоело (ведь никто не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя, захотел выйти к доске, но его никто не заметил. Мышонок обиделся: «Ну и пусть, они еще все пожалеют!»

    Наконец прозвенел звонок, и началась перемена. Когда ученики ушли гулять в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку. «Правда, грустно быть одному?» — тихо спросил учитель и добавил: «Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок, шапка-невидимка вновь вернется к тебе. Так будет до тех пор, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им».

    Мышонок сидел молча и к ребятам играть, не пошел. Он думал... Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором дети узнавали что-то новое и интересное. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе. Он вдруг заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачу.

    - Что, попрыгала дома, а теперь пытаешься домашнюю задачку решить? - завредничал Мышонок.

    - Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается, - ответила Белочка.

    Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение: «Хочешь, я помогу тебе?» Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачей, и Мышонок вновь услышал веселый смех Белочки и увидел благодарный блеск в ее глазах. Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным! Ему было так приятно!

    На уроке математики Зайчонок решал у доски, а помогать ему учитель пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не перебивал товарища, не отвечал за него, а только помогал ему.

    После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошие ответы, Мышонок вдруг вспомнил про шапку-невидимку. «Что же с ней случилось? Куда она исчезла?» — думал Мышонок. А учитель Еж и ребята добродушно улыбались...

    Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.

    Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, веточка или карандаш "волшебная палочка", талисман, "облачко из бумаги"

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости  с другими детьми.

    Ведущий напоминает ребятам, что данные занятия – не просто уроки и предлагает начинать их по особенному. Он говорит что люди приветствуют друг друга типичным русским рукопожатием и просит детей продемонстрировать его. Ребята сами придумают смешное приветствие, которое будут использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием группы. Сначала нужно выбрать пару, в течение трех минут, изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Необходимо выбрать то рукопожатие, которое ребята будут использовать на следующей встрече.

     «Строим мостик», связывающий прошлое занятие с сегодняшним, вспоминаем, что делали на первом занятии, обсуждаем, чем будем заниматься сегодня.

    2. Упражнение «Перечисли правила», необходимое для закрепления правил и принятия детьми ответственности за их соблюдение.  Каждый участник получает лист бумаги. Задача – изобразить правила группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.

    3. Упражнение «Сотворение чуда». Для развития коммуникативных навыков, развития эмпатии.

    Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках "волшебная палочка". Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: "Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать" Тот отвечает: "Спой (станцуй, расскажи что – нибудь смешное, попрыгай на скакалке)", - или предлагает что – нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

    В случае проявления раздражения, агрессии со стороны отдельных ребят в адрес других, данные особенности поведения регулируются на основе правил групповой работы, в дальнейшем служат материалом для анализа, возможно для индивидуальной работы с ребенком.

    4. Упражнение «Дотронься до…», развитие сплоченности через физический контакт, внимания к окружающим.

    Водящий (им становятся все участники по очереди) называет какой – то цвет, и все дотрагиваются до этого цвета друг на друге. Игру можно усложнить: если один игрок дотрагивается до второго, то второму нельзя прикасаться к первому (следовательно, он должен включить в игру кого – то третьего). Намеренное или даже случайное причинение боли другим детям в контексте групповой работы регулируется на основе правил работы в группе.

    5. Завершение занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

     Во время рефлексии напоминается цель групповой работы для того чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «стратегическими» целями работы.

    6. Заполнение «Небосклона настроения».

    7. Ритуал прощания.

    Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.

    Необходимые материалы: магнитофон, диск с музыкой (спокойная), бумага, цветные карандаши, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия.

    2. Игра «Броуновское движение». Формирование рабочего настроя, закрепление мотивации групповой работы, развитие групповой сплоченности. Участники свободно перемещаются по помещению. По сигналу ведущего необходимо объединиться в группы по несколько человек. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнул в ладоши. Если число не кратно количеству хлопков, группа должна решить, как сделать так, чтобы каждый раз условие игры выполнялось (например, того, кто не успел включится в основную группу, можно спрятать в середине из групп).

    У некоторых детей могут возникнуть трудности со счетом хлопков на слух. В этом случае ведущий может параллельно с хлопками называть цифру вслух.

    4.        Рисунок «Мои школьные трудности», направленный на вербализацию личных целей участия в группе.

    Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей первоклассника»: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем каждый получает лист бумаги. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к выбранным трудностям.

    Законченные работы комментируются в общем кругу. Группа помогает каждому выступающему по принципу известной игры "Помоги Сереже": даются советы, как поступить ребенку, попавшему в ту или иную ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы. Довольна типична ситуация, когда дети начинают нарушать принятые правила работы группы. Ведущий должен настаивать на их соблюдении. Возможно введение игровых санкций за нарушения правил.

    По завершении рисунки остаются в пространстве группы.

    5. Заполнение «Небосклона настроения».

    6. Завершение занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    7. Ритуал  прощания.

    Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.

    Необходимые материалы: рисунок (сюжет о робком зайце), "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия.

    2. Игра «Изобрази предмет» для создания рабочего настроя, обращения к школьным заботам. Детям нужно придумать и без слов изобразить предмет, как-то связанный со школой. Остальные участники группы отгадывают, какой предмет имеется в виду.

    3. Упражнение «Сказка» для вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной (проективной) форме.

    Ребятам предлагается картинка (сюжет о робком зайце), по которой необходимо сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу — каждый говорит по одному предложению (все вместе выбирают имя герою).

    Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть предложена в индивидуальном режиме: «В сказках всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал нашей сказки?»

    Дети, характеризующиеся страхом самовыражения, при выполнении этого упражнения нуждаются в помощи ведущего; ведущий может придумывать предложение вместе с таким ребенком или вслух громко говорить то предложение, которое ребенок говорит шепотом, обязательно подбадривая его при этом.

    6. Завершение занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    7. Заполнение «Небосклона настроения».

    8. Ритуал прощания.

    Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.

    Необходимые материалы: набор сюжетных картинок, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия. Игра: «Друг к дружке». Развитие произвольности движений, дать детям почувствовать свое тело.

    Ведущий предлагает детям сыграть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

    - "Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я вам буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку…", "А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

    - правая рука к правой руке!

    - нос к носу!

    - спина к спине!

    Ну, что ж, это вы могли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам нужно будет быстро-быстро найти нужного партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которые вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! ухо к уху!»

    - Бедро к бедру!

    - Пятка к пятке!

    Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

    2. Игра «Иностранец в школе», позволяющая участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».

    Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, и никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет что-нибудь узнать о нашей школе. Нужно что-нибудь рассказать ему о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», остальные угадывают. Ведущий строго контролирует выполнение правил.

    3. Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной (проективной) форме. Участники разбиваются на пары с помощью приема «Выбор кота Базилио» (выбор вслепую: все закрывают глаза и на ощупь находят себе партнера). Каждая пара получает набор картинок. Необходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закончиться хорошо. По завершении работы сказка представляется остальным участникам группы. Если какая-то подгруппа не хочет или не может придумать позитивное окончание сказки, ведущий может попросить группу о помощи авторам сказки.

    4. Упражнение "Насос и мяч", снятие остаточного напряжения.

    В парах один из участников "насос", другой – "мяч". Мяч "сдут" (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере "надувания", которое партнер сопровождает звуком "сс", мяч распрямляется, а потом опять "сдувается" со звуком "СС". Затем участники меняются ролями.

    5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    6. Заполнение «Небосклона настроения».

    7. Ритуал прощания.

    Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций.

    Необходимые материалы: талисман, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия "Друг к дружке".

    2. Игра «Школа Кенгуру». Создание рабочей атмосферы, двигательного раскрепощения.

    На время игры все превращаются в кенгуру. Водящий — кенгуру-учитель, остальные — ученики-кенгурята. Учитель говорит на «кенгурином» (непонятном) языке, вызывает кого-то к доске, ругает или хвалит. Задача — догадаться, что он имеет в виду, и выполнить его требования. В роли водящего желательно побывать всем. Детям со страхом самовыражения может потребоваться поддержка со стороны ведущего (от подбадривания до выполнения задания параллельно с ребенком).

    3. Разыгрывание ситуаций для проработки школьной тревожности.

    По итогам прошлых занятий («копилки трудностей», «рисунков трудностей») ведущий предлагает несколько ситуаций, которые разыгрываются в виде сценок. Ведущий сам назначает маленькие группы и раздает им задания. Подготовленные выступления разыгрываются перед остальными участниками группы. Задача: сценка должна закончиться хорошо. Если внутри групп возникают конфликты, необходимо тактичное вмешательство ведущего.

    4. Упражнение «Поймай комара» с целью разрядки остаточного напряжения. По помещению как будто летает комар (участники на выдохе произносят звук «з-з-з»). Комар то приближается, то удаляется (показывается силой голоса).

    5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    6. Заполнение «Небосклона настроения».

    7. Ритуал прощания.

    Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.

    Необходимые материалы: мяч, бумага, цветные карандаши, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия. Игра "Друг к дружке".

    2. Игра «Что лежит в портфеле?» с целью создания рабочей атмосферы, раскрепощение участников.

    Водящий бросает кому-то из ребят мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно.

    Некоторые дети, бросая мяч, проявляют при этом очевидные признаки агрессивного поведения. Как и на предыдущих занятиях, в рамках групповой работы агрессия регулируется на основе принятых правил, но в том случае, если это уже не первые агрессивные проявления ребенка, они указывают на необходимость в дальнейшем обратиться к работе с данной трудностью.

    3.         Упражнение  «Школа для животных», помогающее развить гибкость поведения в ситуации урока. Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников - лидеров). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.

    Вербальная агрессия сразу пресекается ведущим. Если ребенок испытывает трудности в моделировании поведения, ведущий может помочь или попросить о помощи того ребенка, от которого испытывающий затруднения участник будет готов ее принять.

    4. Упражнение на расслабление и покой. Эффект достигается за счет чередования и расслабления, начиная с кистей рук. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз, напряжение фиксируется в течение 10-ти секунд.

    - Сжали кулачки, почувствовали в кулаке жар, силу. Разжали кулачки, потрясли руками, по пальцам пробежала теплая волна. Завершают упражнение прыжки с расслабленными руками.

    - Вжать голову в плечи, мышцы плеч напряжены. Плечи расслабили, шее стало тепло, вращаем головой в одну сторону, в другую, потрясли расслабленными плечами и руками.

    - Макушкой головы тянуться вверх, а плечи опустить вниз. Шея растянута, напряжена, каждую мышцу на шее можно потрогать руками. Расслабили мышцы шеи, шея стала послушная, гибкая.

    - Надули щеки, потрогали руками, какие они упругие, покатали воздух из одной щеки в другую. Делаем выдох, выдуваем воздух. Представьте, что у вас во рту ломтик лимона, сморщились, вам очень кисло, все мышцы лица напряжены. Почувствуйте, как плотно сомкнулись губы, нахмурены брови и лоб, челюсти плотно сжаты. Проглотили «лимон», расслабили мышцы лица. Потрогайте лицо, оно стало мягким, расслабленным, исчез напряжение вокруг бровей и губ, вы можете улыбнуться.

    - Подняли руки вверх, встали на носочки, потянулись. Ноги стали твердые, спина вытянулась, руки напряглись, тянемся вверх. Резко «бросили», руки вниз, наклонились вперед, потрясли руками, расслабили тело.

    Ваши мышцы отдохнули, набрались силы, все тело стало послушным.

    5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    6. Заполнение «Небосклона настроения».

    7. Ритуал прощания.

    Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе

    Необходимые материалы: бумага, магнитофон, диск с музыкой, цветные карандаши, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия "Друг к дружке".

    2. Упражнение "Урок и перемена", создание рабочей атмосферы, развитие эмоционального самоконтроля.

    Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, — отвечает этот ребенок.

    3. Игра «Школа для людей»

    Цель: закрепление позитивного отношения к школе.

    Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют на тему: «Что мне нравится в школе» (желательно под музыку). Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители. Кому нравится то же самое, может с согласия автора написать на рисунке свое имя.

    4. Упражнение «Штанга» на расслабление мышц рук, ног и корпуса.

    Представьте, что перед вами тяжелая штанга. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Дышится легко, вдох – выдох.

    5. Упражнение "Спящий кролик" на восстановление психоэмоционального равновесия. Дети берутся за руки и образуют цепочку, закручивающуюся в спираль. Ведущий: "Представьте, что мы – большой, пушистый кролик. Послушайте, как он дышит (все делают глубокий вдох и прислушиваются к дыханию друг друга), как бьется сердце (слушают стук своего сердца). Посмотрите, как он улыбается (все улыбаются). Кролик просыпается – спираль разворачивается. Теперь, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь".

    6. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    7. Заполнение «Небосклона настроения».

    8. Ритуал прощания.

    Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.

    Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, талисман, магнитофон, диск с музыкой, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия "Друг к дружке"

    2. Упражнение «Встаньте те, кто...» для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию.

    Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!».

    3. Упражнение «Ладошка» (основная цель — повышение самооценки через самоанализ достоинств). Каждый получает листок бумаги. Нужно, приложив ладошку, обвести ее, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике — по одному хорошему качеству, которое ребенок может в себе найти. Нарисованная ладошка раскрашивается. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами. В завершении устраивается выставка «ладошек».

     В случае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, ведущий предлагает варианты таких качеств или помогает попросить помощи у других ребят.

    4. Упражнение «Лебедь» (обучение приемам саморегуляции, повышение самооценки). Релаксация с визуализацией.

    "Представьте, что вы прекрасные лебеди. Вытяните шею, она напряжена, отведите назад плечи, руки выпрямили. Медленно поднимаемся на носочки, прямые руки - вверх, плавно приседаем, руки - вниз. Поднимаемся вверх, замерли - парим, плавно опускаем руки, расслабляем ноги. Тело легкое, гибкое, ноги и руки стали послушными. Дышим спокойно и ровно, вдох –выдох".

    Словесные инструкции могут произноситься на фоне музыки, подобранной в соответствии с характером и содержанием упражнения.

    5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    6. Заполнение «Небосклона настроения».

    7. Ритуал прощания.

    Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников

    Необходимые материалы: Заготовки геометрических фигур из цветной бумаги, рулон обоев (ватман), клей, талисман, "облачко из бумаги"

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия «Друг к дружке».

    2. Игра «Вставалки», создание рабочей атмосферы, установки на групповую работу.

    Все сидят в кругу. Ведущий громко называет какую-то цифру (например, «три»). Тут же одновременно должны встать столько детей, сколько названо. Договариваться друг с другом нельзя. Если у кого-то из детей отсутствуют навыки счета, ведущий может дублировать слова показом соответствующего количества пальцев.

    3. Задание «Аппликация», развитие навыков эффективного общения.

    Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать несколько заготовок и составить из них какую-то картинку (домик, кораблик и т.д.). Фигурка выкладывается на парте. Наклеить ее можно на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «чтобы было красиво». Аппликация остается в помещении группы. В случае возникновения конфликтов необходимо обсуждение правил совместной работы.

    5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    6. Заполнение «Небосклона настроения».

    7. Ритуал прощания.

    Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.

    Необходимые материалы: Набор картинок для деления на подгруппы с помощью приема "Половинки" (картинки произвольные, желательно в разной цветовой гамме), два одинаковых набора сюжетных картинок, "облачко из бумаги".

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия.

    2. Игра «За что меня любит учитель» с целью создания рабочей атмосферы, повышение самооценки.

    Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любит учительница. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или психолог (предлагает варианты).

    3. Задание «Мультфильм», развитие навыков эффективного общения.

    С помощью приема «Половинки» (вытаскиваются разрезанные на части картинки, собираются; картинок всего две) группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа получает набор сюжетных картинок. Из них надо составить смешной «мультфильм», договорившись о последовательности картинок и сценарии. Готовые рассказы представляются группе. Некоторые группы испытывают трудности в создании связного рассказа. Им требуется помощь ведущего.

    4. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    5. Заполнение «Небосклона настроения».

    6. Ритуал прощания.

    Занятие 12. подведение итогов.

    Необходимые материалы: рисунки, сделанные на занятии 3, бумага, бланки "Дипломов достижений", талисман, "облачко из бумаги".

    Ход занятия

    1. Ритуал приветствия

    2. Разминка для создания рабочего настроя

    Проводится по выбору участников.

    3. Упражнение «Помоги Сереже» выполняется с целью интеграция опыта, полученного на занятиях.

    Каждый участник получает свой рисунок с изображением четырех школьных трудностей (см. занятие 3). Необходимо представить, что в эту ситуацию попал его ровесник, и рассказать ему, как в такой ситуации нужно себя вести.

    Если отдельные дети дают Сереже неконструктивные «советы», им можно предложить помощь психолога и группы. Возможно также продолжение работы с таким ребенком по окончании занятий группы.

    Затем ведущий и дети заполняют «Дипломы достижений» (приложение 2), в которых расписываются все желающие.

    4. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

    5. Заполнение «Небосклона настроения».

    6. Ритуал прощания.