ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ ПРОЕКТА ФГОС

Бердила Аделя Фанисовна

 

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях апробации проекта федереального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализующих адаптированную основную образовательную программу для детей с нарушением слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета

по введению ФГОС НОО

глухих обучающихся

(вариант В)

_________ Л.Н. Черепанова

«12» мая 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ

«Сургутская школа-детский сад»

_______________И.А. Склемина

«12» мая  2015 г.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ АПРОБАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Сургут


 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Наименование программы

«Психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт)»

Разработчик и исполнители программы

Педагог-психолог Ахмедуллина Аделя Фанисовна, администрация, педагогический коллектив.

Объект психолого-педагогического сопровождения

Обучающиеся начальной школы, педагогический коллектив, реализующий Стандарт, родители детей.

Цель программы

Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) в условиях введения Стандарта.

Задачи

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося с нарушениями слуха и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

-построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации (ИПР);

- обеспечить полноценное слухоречевое развитие обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров, психолого – педагогическую поддержку в освоении АООП;

- создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в условиях введения Стандарта для обучающихся с нарушением слуха (Вариант В).

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

- реализация программы «Психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации Стандарта», с учётом профессиональных возможностей и потребностей школы;

- улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в условиях введения Стандарта (Вариант В - для глухих обучающихся).

Контингент учащихся

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019- 2020

1а – 5 чел.

2а – 8 чел.

Пояснительная записка.

Введение Стандарта для детей с нарушением слуха направлены на создание комплексной помощи по развитию слухового восприятия и обучению произношения неслышащих и кохлеарно имплантированных обучающихся, на освоение АООП НОО и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Приоритетным направлением становится создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей ядра образования. Комплексное психолого – педагогическое сопровождение позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на овладение АООП НОО, на психологическое развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Психолого – педагогическое сопровождение как целостная деятельность реализуется всеми субъектами образовательного процесса и определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:

 1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

 2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

 3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

В связи с этим, важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) в условиях введения Стандарта.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося с нарушениями слуха и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

- построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка с учетом его особых образовательных потребностей на основе ПМПК, ИПР;

- обеспечить полноценное слухоречевое развитие обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров, психолого – педагогическую поддержку в освоении АООП НОО;

- создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в условиях введения Стандарта (Вариант В - для глухих обучающихся)

Принципы программы:

- соблюдения интересов ребёнка;

- учёт особенностей развития и коррекции нарушений глухих и кохлеарно имплантированных обучающихся, а также всесторонний подход всех специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;

- участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- учёт социальных факторов в формировании личности неслышащего обучающегося;

- перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной жизни;

- создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого неслышащего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;

- максимальное обогащения речевой практики;

- компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы глухих обучающихся;

- взаимодействие неслышащих обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками;

- приобщение неслышащих обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Используемые методики: мультифункциональный диагностический материал «Портрет выпускника», анкета по выявлению тревожности у детей, анкета «Критерии выявления гиперактивности у детей» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), методика «Кодирование» (по А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), оценка уровня развития внимания по таблице Бурдона, методика «10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Узнавание фигур», методика «Прогрессивные матрицы Равенна» (детский вариант), методика изучения развития логических операций (по Э.Ф. Замбацявичене), кубики Коса, наблюдение за процессом обучения, беседы, исследование микроклимата по методике «Социометрия» (М. Битянова), анкетирование педагогов учащихся 1-х, 2-х классов по теме: «Сопровождение учащихся 1-х классов в период адаптации к школе», тест тревожности (Р.Тэммл, В. Амен, М. Дорки). Методика ТУР, методика «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», диагностический портфель Семаго. Комплексная методика исследования УУД.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

1) Оценка личностных результатов.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, которые представлены в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении обучающегося к образовательной организации, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно –познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральных норм.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка.

Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную подготовку в области возрастной психологии.

2) Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно –познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или целесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы (уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.)

Оценка уровня сформированности ряда УУД, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, уровень «включенности» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных (анонимных) процедур.

3) Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана (8 образовательных областей).

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Оценивать результаты начального образования глухого ребенка, обучающегося в соответствии со Стандартом (Вариант В - для глухих обучающихся) предлагается по его завершении. Начальное образование глухого обучающегося может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии его продвижения по двум взаимодополняющим направлениям - освоения «академических» знаний и развития жизненной компетенции.

Описание ожидаемых результатов должно носить интегративный характер и включать в себя:

•         требования к знаниям и умениям на данной ступени образования;

•         требования к использованию знаний и умений на практике;

•         требования к активности и самостоятельности их применения. Результаты оцениваются по освоению глухими обучающимися содержательных линий восьми областей образования, определенных структурой АООП.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных значений и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно- познавательных и учебно – практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же УУД, прежде всего познавательные: использование знаково- символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе – причинно – следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.

Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех УУД при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Объектом оценки предметных результатов служит, в полном соответствии с требованиями Стандарта, способность обучающихся решать учебно – познавательные и учебно –практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Преемственность результатов формирования УУД

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

«Значение УУД для успешного обучения в начальной школе»

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

- смыслообразование

- самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

Преемственность результатов формирования УУД

Планируемые результаты на конец 1 класса

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

Личностные:

Развитие личности

Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.

Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Коммуникативные:

Имеет первоначальные навыки работы в группе.

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Умеет задавать учебные вопросы.

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Владеет способами разрешения конфликтов:

‒ выявляет, идентифицирует проблему,

‒ находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

‒ принимает решение и реализует его.

Умеет договариваться.

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.

Строит простое речевое высказывание.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка в рамках возрастной нормы.

Познавательные:

Общеучебные

Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.

Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.

Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию.

Находит информацию в словаре.

Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 

Структурирует знания.

Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

 

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя.

Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.

Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.

 

Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели.

Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

 

Определяет основную и второстепенную информацию.

 

Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

 

Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.

Умеет работать по предложенному учителем плану.

Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Использует знаково-символические действия.

Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую).

 

Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические

Разбивает группу предметов и их образы по заданным учителем признакам.

Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Группирует предметы и их образы по заданным признакам.

Проводит синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты).

 

Выбирает основания и критерии для сравнения.

Классифицирует объекты под руководством учителя.

Классифицирует объекты.

 

Подводит под понятие, выводит следствие.

Устанавливает последовательность основных событий в тексте.

Устанавливает причинно-следственные связи.

Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Строит логические цепи рассуждений.

Высказывает своё мнение.

Доказывает.

 

Выдвигает и обосновывает гипотезы.

Формулирует проблемы с помощью учителя.

Формулирует проблемы.

Постановка и решение проблемы

Включается в творческую деятельность под руководством учителя.

Самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера.

Исследовательская культура

 

Умеет анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, владеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Регулятивные

Принимает и сохраняет учебную задачу.

 

Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Умеет планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий.

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Осваивает правила планирования,

контроля способа решения.

Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.

Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

Овладевает способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Умеет вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

 

Умеет выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения.

 

Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия.

 

Умеет самостоятельно организовывать поиск информации.

Умеет сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе

 Класс

УУД

1 класс

2 класс

Личностные УУД

  1. Ученик обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
  2. Обладает чувством собственного достоинства;
  3. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  4. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД

  1. Ученик способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  2. У ученика развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Познавательные УУД

  1. Ученик проявляет любознательность задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  2.  Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания. математики, и т.п.;
  3. Способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД

  1. Ученик овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий участников по совместной деятельности.
  2. Владеет устной речью на достаточном уровне, может выражать свои мысли желания, используя речь для выражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ученика складываются предпосылки грамотности.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

Направления и содержание программы психолого-педагогического сопровождения введения Стандарта (Вариант В – для глухих обучающихся)

п/п№

Название работы

Срок проведения

Предполагаемый результат

Диагностика

1.

Посещение учебных и внеучебных занятий

В течение года

Выявление детей и классных коллективов «группы риска».

2.

Исследование актуального уровня развития учащихся

Сентябрь - май

Выявление детей «группы риска», отслеживание динамики и психоэмоционального состояния обучающихся

3.

Комплексная диагностика, определение прогноза и индивидуального маршрута обучения и развития детей.

Сентябрь, Май

Определение коррекционной работы

4.

Изучение медицинских карт обучающихся

Сентябрь, Май

Выявления уровня сформированности ВПФ и ЭВС учащихся

5

Определение уровня адаптации учащихся 1-х классов

Сентябрь, май

Выявление дезадаптированных детей

6.

Тематическая проверка. «Психолого-педагогическое сопровождение глухих обучающихся, их развитие и коррекция».

17.11-21.11.2014г.

Совершенствование методов взаимодействия в работе специалистов ППМС сопровождения с неслышащими обучающимися

7.

Исследование стрессоустойчивости и степени эмоционального выгорания у педагогов

Декабрь

Изучение затруднений педагога с целью оказания ему методической помощи.

8.

Определение готовности учащихся и воспитанников к социальной интеграции.

Февраль - Март

Выявление уровня сформированности ВПФ и ЭВС учащихся

9.

Изучение статуса учащихся по методики "Портрет выпускника"

Ноябрь, Апрель

Выявление зоны ближайшего и актуального развития

10.

Социометрические исследования в 1-х классах

Март

Выявление особенностей межличностных отношений в классе

11.

Определение учебной самостоятельности выпускников начальной школы (Методика С.Ю. Прохоровой).

Март- Апрель

Исследование уровня готовности учащихся к обучению на II ступени

12.

Апробация диагностики по отслеживанию формирования УУД у обучающихся на ступени НОО.

Диагностика на предмет выявления проблемных зон при обучении по стандартам.

Октябрь

Декабрь

Май

Оценка сформированности разных видов УУД; Выявление возрастных особенностей форм универсальных учебных действий; Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;

13

Адаптация учащихся первых классов к классному коллективу и школьному режиму

Январь

Определение уровня тревожности

14.

Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка при переходе во 2й класс;

Май

Оценка социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

15

Мониторинг удовлетворенности родителей образовательной средой

Май

16.

Диагностика развития речи

Сентябрь

Информация о детях, нуждающихся в логопедической коррекции

Профилактика и коррекция

1.

Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми «группы риска»

В течение года

Выявление психологических причин затруднений, помощь в их преодолении.

2.

Проведение групповых занятий

В течение года

Познакомится с детьми, помочь им узнать друг друга и подружиться. Создание условий для успешной адаптации в школе.

3.

Индивидуальная работа с учащимися 1-х классов.

Сентябрь –

Ноябрь

Помощь в адаптации учащихся подготовительного класса.

4.

«Неделя толерантности»

10.11-14.11.2014г.

Повышение психологических знаний учащихся, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Формирование позитивных качеств личности (доброты, сострадания).

5.

День психического здоровья

Октябрь

Создание условий для успешной адаптации в школе.

6.

Работа сенсорной комнаты

В течение года

Улучшение эмоционального состояния, снятие нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

7.

Дифференцированное применение методов психоэмоциональной коррекции обучающихся и воспитанников в кабинете биологически обратной связи.

В течение года

8.

Индивидуальные мини-тренинги для педагогов по развитию стрессоустойчивости.

В течение года

Профилактика стрессоустойчивости педагогических работников.

9.

Коррекция и развитие устной речи

Сентябрь-май

Профилактика дисграфии, обогащение словарного запаса, коррекция нарушений звукопроизношения

10.

Коррекция и развитие письменной речи

Сентябрь-май

Развитие письменной речи, развитие оптико-пространственных представлений, обогащение словарного запаса

Просвещение и консультирование

Проведение консультаций для родителей и педагогов по результатам исследования уровня адаптации учащихся 1-х классов.

Консультации «Особенности работы педагога с детьми в адаптационный период»

Ноябрь

Содействие повышению уровня психологической компетентности родителей и педагогов

Педагогический проект. «Создание мультимедийной разработки»

11.2014-01.2015г.

Мотивировать педагогов к поиску новых технологий в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии.

Родительское собрание «Организация коррекционно-развивающей работы ОО»

Ноябрь 2014

Содействие повышению уровня психологической компетентности

Круглый стол «Проблема адаптации первоклассников в школе»

Декабрь 2014

Знакомство родителей с возможными проблемами адаптации и разработка рекомендаций.

Методический семинар «Деятельность ПМПк как форма комплексного обследования детей при определение образовательного маршрута»

Апрель 2014

Содействие повышению уровня психологической компетентности педагогов

Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством проектной деятельности

В течение года

Совершенствование методов взаимодействия в работе специалистов ОО и семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Выступление на родительских собраниях, по мере поступления запросов от классных руководителей.

В течение года

Создание условий для повышения активности родителей, заинтересованности во взаимодействии со школой

Адаптация учащихся первых классов к классному коллективу и школьному режиму

Январь

Аналитическая справка по проведенному исследованию

Консультирование администрации и педагогов по результатам диагностических исследований

В течение года

Формирование мотивационного компонента готовности педагогов,

внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС. Создание условий для повышения уровня психологической компетентности, координации работы педагогов

Выступление на педсоветах, МО учителей по темам, которые обозначаются в учебном процессе

В течение года

Индивидуальное консультирование родителей, педагогов, детей по запросам

В течение года

Сотрудничество с детьми, родителями, учителями, помощь в разрешении возникших проблем.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях начальной школы ОУ

Январь 2014

Совершенствование методов взаимодействия в работе специалистов ОУ и семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений «Полезные подсказки для взрослых»

Наглядная стендовая информация: «Особенности психического развития детей»

В течение года

Помощь в преодолении психологических проблем

Выступление на общешкольном родительском собрании «Возможности сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ»

Май 2015

Повышение уровня психолого – педагогической компетентности.

Оказание консультативной помощи в выявлении проблемы и подбору объективных методов и приемов.

В течение года

Повышение уровня психолого – педагогической компетентности.

Интегрированное занятие педагога – психолога и классного руководителя во 2а классе детей после кохлерной имплантации на тему: «Развитие коммуникативных умений обучающегося с ОВЗ»

18.03.2014

Демонстрация опыта работы взаимодействия педагога – психолога и классного руководителя

Педагогический проект «Имидж педагога как основополагающий имидж ОО»

Ноябрь, январь 2015

Содействие повышению уровня психологической компетентности педагогов

Методическая работа

Обновление методической копилки.

Введение электронных журналов для педагога психолога.

В течение года

Самосовершенствование, пополнение методической копилки.

Документы службы ППМС сопровождения

В течение года

Заполнение пакета документов, включающего в себя общие документы, индивидуальный пакет комплексного сопровождения ребёнка или группы детей, дополнительные материалы

Обновление методического коллектора, создание инфотеки и медиотеки службы ППМС сопровождения.

В течение года

Оформление материалов консультаций, «круглых столов», семейных советов, психолого-педагогических семинаров.

Системный информационный ППМС мониторинг маршрутов сопровождения учащихся и воспитанников.

Январь

Май

Своевременное ведение документации.

Работа с документацией.

В течение года

Участие в оформлении

школьного сайта.

В течение года

Своевременное предоставление материала на интернет сайт.

Ведение банка данных на детей «группы риска».

В течение года

Своевременное пополнение банка данных.

Заседания школьного ПМП консилиума

В течение года

Своевременное предоставление информации.

Оформление карт развития учащихся (Портрет выпускника)

В течение года

Своевременное ведение документации.

Реализация образовательных и коррекционно – развивающих программ, и маршрутов группового сопровождения

В течение года

Подготовка психолого – медико - педагогической документации на обследуемых детей психолго-медико-педагогической комиссией ХМАО - Югры.

В течение года

Своевременное пополнение банка данных и предоставление информации.

Разработка комплектов диагностики уровня развития у обучающихся УУД и форм учета результатов диагностики

Октябрь

Декабрь

Май

Повышение педагогической компетентности в направлении УУД младших школьников

Обучение по программе «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы».

II полугодие 2015 года

Повышение собственной компетентности в вопросах реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Участие в разработке Основной образовательной программы начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей глухих обучающихся (СФГОС)

Август 2015

Изучение нормативов, регламентов, необходимых для обеспечения реализации Основной образовательной программы начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей глухих обучающихся (СФГОС)

В течение года

Публикации опыта работы педагога - психолога в условиях реализации Основной образовательной программы начально общего образования для учащихся со слуховой депривацией (СФГОС)

Март 2014

Статья для журнала Образование Югры: «Психолого – педагогическая коррекция мышления у младших школьников со слуховой депривацией»


Комплект диагностики уровня развития у обучающихся УУД и форм учета результатов диагностики

Актуальность проблемы

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи с новыми требованиями к образовательным программам и внедрением в образование универсальных учебных действий не до конца раскрыто содержание и условия развития УУД у младших школьников. В школе 8 начальных классов и проблема мониторинга формирования УУД актуальна. Перед МО учителей начальных классов стояла задача создания комплекса диагностики для учета уровня развития у обучающихся УУД. При разработке комплектов диагностики столкнулись с рядом проблем:

  1. Длительность процедуры проведения диагностики по каждому тесту от 1 до 3 часов.
  2. Ручная обработка некоторых тестов, отсутствие удобных программ компьютерной обработки.
  3. Сложность обработки некоторых тестов.
  4. Большое количество времени на обработку и подсчет статистических данных.
  5. Негативное отношение учеников к процедуре тестирования и к самим заданиям некоторых тестов.
  6. Отсутствие экспресс – методов психодиагностики УУД.
  7. Переизбыток тестов познавательных и личностных УУД и недостаток тестов регулятивных и коммуникативных УУД.

В связи с этим в процессе работы была поставлена задача – создать такой психодиагностический инструментарий, который должен отвечать следующим требованиям:

  1. Валидность и надежность получаемых данных.
  2. Простота в обработке данных, которая предполагает три уровня оценки формирования УУД: высокий, средний, низкий.
  3. Возможность создания авторской компьютерной программы экспресс - обработки данных мониторинга и психодиагностики (в программе Excel).
  4. Позитивность восприятия у детей и учителей.
  5. Доступностью тестовых заданий для понимания учащимися, легкостью восприятия и предотвращением переутомления.
  6. Экономичность и компактность стимульного и бланкового материала.

Опираясь на опыт педагог-психолога, МАОУ Средней образовательной школы №7 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Стрежевой Томской области, и собственный опыт диагностической работы, проведенный методом проб и ошибок в нашей образовательной организации, возникла идея создать экспресс-диагностику формирования УУД, удобную в использовании и экономичную по времени проведения и обработки.

Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД

Задача психолога – диагностика исключительно познавательных УУД традиционными методами. Познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность человека. К ним относятся такие психические процессы как: восприятие, внимание, мышление, память, речь, как функция мышления. Главным образом, это должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления. Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться.

Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

На наш взгляд, проблема диагностики формирования познавательных логических и знаково-символических УУД решается при помощи известного теста развития «Логических операций». Этот тест существует в разных модификациях с учетом разного темпа деятельности детей и индивидуального подхода. Сам опросник (стимульный материал с заданиями) был также изменен, поскольку привычный вариант вызывает затруднения в восприятии и понимании заданий, которые предлагаются, в особенности субтест 3. А некоторые задания не актуальны по своему смысловому содержанию. Тест развития «Логических операций» быстр в использовании и позволяет в краткие сроки оценить уровень сформированности словесно-логического, вербального мышления и его компонентов: общую осведомленность (запас знаний об окружающем мире), способность к классификации понятий, анализу и обобщению).

Данные о сформированности внимания и памяти можно получить путем анкетирования учителей. Как показывает практика, учителя вполне способны дать такую информацию. Тестирование внимания и памяти предпочтительно проводить индивидуально или в малых подгруппах, а в условиях дефицита времени это невозможно. На оценку других параметров традиционными методами также уходит много времени.

Проблема диагностики формирования регулятивных, личностных и коммуникативных УУД решается также с помощью анкетирования. Оценка личностных УУД с помощью традиционных методов и тестов очень длительна в обработке и предполагает глубокое психологическое исследование развития личностных и индивидуальных качеств, что не представляет диагностического интереса.

Разработанная анкета для учителей «Оценка формирования УУД» (см. приложение), решает все эти проблемы. Анкета содержит 20 вопросов, где первые 5 дают информацию о формировании общеучебных познавательных УУД, 6 вопросов о регулятивных, 4 вопроса о личностных и 5 вопросов о коммуникативных (см таблицу).

Таблица. Экспресс-диагностика формирования УУД

 №

УУД

Оцениваемые показатели

Название методик

1

Познавательные

Словесно-логическое мышление, вербальное: общая осведомленность, анализ, обобщение

Тест логических операций (модифицированный)

Логические

Общеучебные

Познавательная активность, смысловая память, произвольное внимание, логическое мышление, рефлексия учебного опыта

Анкета для учителей «Оценка формирования УУД»

2

Регулятивные

Саморегуляция поведения, целеполагание, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, оценка учебных достижений

3

Личностные

Мотивация к учению, рефлексия своих поступков, ответственность, нравственность

4

Коммуникативные

Сотрудничество, инициативность, доброжелательность, лидерство, общее речевое развитие

Методические рекомендации по проведению мониторинга:

1. Лучше давать методики детям на первых уроках, когда они наиболее работоспособны.

2. Тестирование должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

3. Если у ребенка что-то не получается, нужно помочь ему.

4. Инструкцию нужно повторить несколько раз, если вы убедились, что все дети поняли инструкцию, то можно приступить к тестированию.

5. Нельзя подсказывать детям ответы. Если ребенок не знает ответа на какой-то вопрос, предложите ему пропустить это задание и перейти к выполнению другого.

 Заключение.

Экспресс-диагностика позволяет определить уровень развития 25 параметров УУД в короткие сроки, на наш взгляд – это более чем достаточно.

Мониторинг УУД целесообразно проводить 2 раза в год для первоклассников и 1 раз в конце года со 2 класса по 4 (дети с ТНР) и со 2 класса по 5 (дети со слуховой деприввацией). Методика также позволяет выявить детей «группы риска» - это дети с низкими показателями. В дальнейшем может быть организована коррекционно-развивающая работа с такими детьми. Для учителей и родителей организуются консультации по результатам мониторинга. 


Приложение

Экспресс-диагностика логических познавательных УУД

Тест «Логические операции» для учащихся 1-х классов

I субтест. Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

 

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Как называется твой город?

Омск

Сургут

Стрежевой

Москва

Париж

2

Пассажирский транспорт – это…

комбайн

самосвал

автобус

экскаватор

паровоз

3

Найди насекомое…

крот

колибри

паук

ящерица

снегирь

4

Найди время года …

утро

каникулы

среда

осень

март

5

Сколько дней в неделе?

5

7

3

20

6

II субтест. Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

1

2

3

4

5

1

малина

клубника

вишня

ананас

черёмуха

2

стол

табурет

телевизор

стул

шкаф

3

дождь

лужа

снег

град

иней

4

карандаш

ручка

ластик

тетрадь

мыло

5

колбаса

хлеб

печенье

пирог

бублик

 

III субтест. Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.

 

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

 Помидор - это овощ, а абрикос - это…?

трава

яблоня

фрукт

земля

ягода

2

Зимой – снег, а летом…?

солнце

море

песок

дождь

ветер

3

Утюг - гладить, а телефон…?

говорит

звонит

играет

поет

лежит

4

Право – лево, а верх…?

сторона

потолок

низ

пол

небо

5

Тарелка – ложка, а кастрюля…?

нож

вилка

стакан

блюдце

поворёжка

IV субтест. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) медведь и лиса

2) осень и весна

3) самосвал и трактор

4) петух и курица

5) нож и ложка


Экспресс-диагностика логических познавательных УУД

Тест «Логические операции» для учащихся 2-х классов

I субтест.

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Что есть у любого сапога?

шнурок

пряжка

подошва

ремешки

пуговица

2

Кто обитает в теплых краях?

медведь

олень

волк

верблюд

тюлень

3

Сколько в году месяцев?

24

3

12

4

7

4

Месяц зимы – это…

сентябрь

октябрь

февраль

ноябрь

март

5

Самая большая птица – это…

ворона

страус

сокол

орел

сова

6

Розы – это…

фрукты

овощи

цветы

сорняк

дерево

7

Сова всегда спит….

ночью

утром

днем

вечером

зимой

8

Вода всегда…..

прозрачная

холодная

жидкая

белая

вкусная

9

У дерева всегда есть…

листья

цветы

плоды

корень

тень

10

Город России – это…

Париж

Москва

Лондон

Варшава

София

II субтест.

Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

1

2

3

4

5

1

тюльпан

лилия

фасоль

ромашка

фиалка

2

река

озеро

море

мост

болото

3

кукла

медвежонок

песок

мяч

лопата

4

Киев

Харьков

Москва

Донецк

Одесса

5

Тополь

берёза

орешник

липа

осина

6

окружность

треугольник

квадрат

указка

овал

7

Иван

Пётр

Нестеров

Макар

Андрей

8

курица

петух

лебедь

гусь

индюк

9

число

деление

вычитание

сложение

умножение

10

веселый

быстрый

грустный

вкусный

осторожный

III субтест.

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.

Примеры:

Варианты ответов

1

2

3

4

5

В лесу – деревья, а в библиотеке -…?

(выбираем слово – книги)

сад

двор

город

театр

книги

Если бежать – кричать, то стоять-..?

(выбираем слово – молчать)

молчать

ползать

шуметь

звать

плакать

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Огурец-это овощ, а георгин - это…?

сорняк

роса

садик

цветок

земля

2

Учитель - ученик, а врач…?

койка

больной

палата

термометр

халат

3

В огороде морковь, а в саду-…?

забор

яблоня

колодец

скамейка

цветы

4

Цветок в вазе, а птица…?

клюв

чайка

гнездо

яйцо

перья

5

Перчатка-рука, а сапог…?

чулки

подошва

кожа

нога

щетка

6

Темный – светлый, а мокрый-…?

солнечный

скользкий

сухой

тёплый

холодный

7

Часы показывают время, а термометр…?

стекло

температура

кровать

больной

врач

8

У машины мотор, а у лодки…?

река

моряк

болото

парус

волна

9

Если стул деревянный, то игла…?

острая

тонкая

блестящая

короткая

стальная

10

На столе скатерть, а на полу…?

мебель

ковёр

пыль

доска

гвозди

IV субтест. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) Метла и лопата

2) Окунь и карась

3) Лето и зима

4) Огурец и помидор

5) Сирень и шиповник

6) Шкаф и диван

7) День и ночь

8) Слон и муравей

9) Июнь и июль

10) Дерево и цветок 

 


Экспресс-диагностика логических познавательных УУД

Тест «Логические операции» для учащихся 3,4 классов

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

У пиджака всегда есть…?

брошь

рукав

нитка

карман

пуговица

2

В тёплых краях не живёт…?

кенгуру

обезьяна

морж

тигр

воробей

3

Месяц осени…?

март

август

ноябрь

февраль

июль

4

Самая крупная река нашей области…?

Томь

Обь

Иртыш

Чулым

Пасол

5

Время суток…?

лето

обед

отдых

ночь

год

6

У растения всегда есть…?

плоды

цветы

корень

листья

ветки

7

Отец старше своего сына…?

часто

всегда

никогда

редко

иногда

8

Птицы улетают на юг…?

зимой

ночью

далеко

осенью

холод

9

Молоко всегда…?

сладкое

свежее

белое

жидкое

вкусное

10

В нашей стране не живет…?

соловей

аист

журавль

фламинго

синица

II субтест 

Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

1

2

3

4

5

1

стол

ковер

кресло

кровать

диван

2

приставка

предлог

суффикс

окончание

предложение

3

треугольник

отрезок

длина

квадрат

круг

4

запятая

точка

тире

союз

двоеточие

5

дождь

снег

осадки

град

иней

6

дуб

берёза

ольха

тополь

ясень

7

секунда

час

вечер

год

неделя

8

самолёт

пароход

техника

поезд

дирижабль

9

футбол

баскетбол

хоккей

плавание

баскетбол

10

смелый

храбрый

решительный

злой

отважный

III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.

Примеры:

Варианты ответов

1

2

3

4

5

В лесу – деревья, а в библиотеке -…?

(выбираем слово – книги)

сад

двор

город

театр

книги

Если бежать – кричать, то стоять-..?

(выбираем слово – молчать)

молчать

ползать

шуметь

звать

плакать

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Лошадь- жеребёнок, корова-…?

пастбище

рога

молоко

телёнок

бык

2

Яйцо-скорлупа, картофель-…?

курица

огород

капуста

суп

шелуха

3

Коньки - зима, лодка…?

лёд

каток

весло

лето

река

4

Ухо - слышать, зубы…?

видеть

лечить

рот

щётка

жевать

5

Ложка-каша, вилка…?

масло

нож

тарелка

мясо

посуда

6

Собака -шерсть, щука…?

овца

ловкость

рыба

удочка

чешуя

7

Пробка - плавать, камень…?

пловец

тонуть

гранит

возить

каменщик

8

Чай-сахар, суп…?

вода

тарелка

крупа

соль

ложка

9

Дерево-сук, рука…?

топор

перчатка

нога

работа

палец

10

Дождь-зонтик, мороз…?

полка

холод

сани

зима

шуба

 IV субтест.

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) нефть и торф

2) трава и гриб
3) нож и ложка

4) дом и дача

5) автомобиль и поезд

6) нога и рука

7) Пушкин и Лермонтов
8) конфета и торт
9) глаза и уши

10) плюс и минус


Бланк ответов к тесту «Логические операции»

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1)

1)

1)

1)

2)

2)

2)

2)

3)

3)

3)

3)

4)

4)

4)

4)

5)

5)

5)

5)

6)

6)

6)

6)

7)

7)

7)

7)

8)

8)

8)

8)

9)

9)

9)

9)

10)

10)

10)

10)

Ос =

Кл=

Ан=

Об=

Общий балл СЛМ=

Уровень =

 

Ключ.

№ вопроса

Оцениваемые УУД

Нормы

Познавательные общеучебные УУД

Высокий – 10-8 баллов

Средний – 7-5 баллов

Низкий – 4-0 баллов

1

Познавательная активность

2

Смысловая память

3

Произвольное внимание

4

Логическое мышление

5

Рефлексия учебного опыта

Регулятивные УУД

Высокий – 12-10 баллов

Средний – 9-6 баллов

Низкий – 5-0 баллов

6

Саморегуляция поведения

7

Целеполагание

8

Прогнозирование

9

Самоконтроль

10

Самокоррекция

11

Оценка учебной деятельности

Личностные УУД

Высокий – 8-7 баллов

Средний – 6-4 баллов

Низкий – 3-0 баллов

12

Мотивация к учению

13

Рефлексия своих поступков

14

Ответственность

15

Нравственность

Коммуникативные УУД

Высокий – 10-8 баллов

Средний – 7-5 баллов

Низкий – 4-0 баллов

16

Сотрудничество

17

Инициативность

18

Доброжелательность

19

Лидерство

20

Общее речевое развитие

Общее развитие УУД:

Высокий – 40-32 баллов

Средний – 31-20 баллов

Низкий – 19 - 0 баллов


Диагностика УУД

Инструкция: оцените поведение ученика по 20 шкалам, дайте объективную оценку степени выраженности этого качества, используя следующие варианты ответов: Всегда – 2 балла  Иногда - 1 балл  Никогда – 0 баллов

В бланк ответов впишите только баллы по каждому ученику.

Класс

Фамилия, имя учащегося

Параметры развития /показатели развития (оцениваются по уровням развития)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Демонстрирует высокий познавательный интерес, потребность в умственном труде, самостоятельный поиск новых знаний и открытий, решает задачи проблемного характера (познавательная активность).

  1. Способен хорошо запоминать материал, воспроизводить его и использовать в решении учебных задач (память).

  1. Способен к хорошей концентрации и произвольности внимания, хорошо и долго может сосредотачивать внимание на решении учебной задачи (внимание).

  1. Способен делать определенные выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (логика).

  1. Хорошо нарабатывает алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт, контролирует и оценивает свой результат (рефлексия).

  1. Способен к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению учебных трудностей (саморегуляция поведения).

  1. Умеет ставить учебную задачу и добиваться результата (целеполагание).

  1. Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата (прогнозирование).

  1. Способен самостоятельно контролировать выполнение поставленной учебной задачи (самоконтроль).

  1. Способен без посторонней помощи внести необходимые дополнения и корректив в план деятельности (самокоррекция).

  1. Самостоятельно выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, способен оценит и осознать уровень усвоения (самооценка своей учебной деятельности с позиции ученика).

  1. Осознает цели и мотивы учебной деятельности, понимает зачем он учиться (мотивация к учению).

  1. Соотносит свои поступки с принятыми этическими нормами, видит свои поступки со стороны общепринятых норм (рефлексия поступков, самопонимание).

  1. Не только знает, но и выполняет моральные нормы, несет личную ответственность за свои поступки (ответственность).

  1. Проявляет такие качества как добродушие, честность, порядочность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность (нравственность поведения).

  1. Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет адекватные цели и способы взаимодействия (сотрудничество).

  1. Способен к постановке вопросов, инициативному сотрудничеству в поиске и сборе нужной информации (инициативность).

  1. Умеет самостоятельно разрешать конфликты, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, принять решение и реализовать его (доброжелательность в общении).

  1. Способен управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера по общению (лидерские качества).

  1. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (общее речевое развитие).