Методическая разработка.

Трощенко Наталья Олеговна

Программа по развитию социализации и адаптации детей 2.5 - 3 лет к условиям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

У детей 2.5 - 3 лет, начавших посещать д/с, часто встречаются трудности в привыкании к посещению детского сада. Проблемы могут быть связаны с низким уровнем развития эмоциональной сферы младших дошкольников, с высоким уровнем тревожности, трудностями адаптации к новым условиям, с проблемами речевого развития, коммуникативными трудностями в контактах с педагогами и сверстниками. Мной была разработана и опробована программа, способствующая социализации детей и их лучшей адаптации в детском саду.

Задачами программы являются:

  • Снижение уровня тревожности, агрессивности, снятие страхов у детей.
  • Обучение тревожных детей умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих их ситуациях.
  • Улучшение эмоционального состояния детей.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Преодоление страха, испуга! Формирование адаптивных защитных механизмов

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста 2,5  – 3 лет, посещающих детский сад первый год. Групповые занятия проводятся в группе детского сада.

Каждое занятие начинается с общего круга, общего приветствия. При наличии ковра, дети могут сидеть на полу или подушках, но можно использовать и стулья. Главное действующее лицо - персонаж – игрушка, он помогает детям включиться в игру, создает эффект эмоциональной включенности каждого ребенка на занятии. Задание по раскрашиванию картинки обязательно на каждом занятии. Оно способствует развитию самовыражения у детей. Музыкально – двигательная активность снимает эмоциональное напряжение. Очень важно обеспечить в ходе занятия равную возможность для каждого ребёнка выражать себя. Ведущий следит за соблюдением очерёдности проявлений участников. Высказываются дети по желанию. Помощь и поддержка взрослого каждому ребенку обязательно присутствует на каждом занятии.

На каждом занятии решаются задачи:

  • Развитие самоосознавания ( Кто я? Как меня зовут? Где я? Что я люблю? Что я делаю? …)
  • Формирование положительной «Я концепции» ( Я хороший! Я умею!)
  • Формирование доброжелательного отношения к другим детям. ( Все равны! Очерёдность! Надо подождать! Каждому дадут..!)
  • Развитие коммуникативных навыков соответствующих возрасту детей : умение здороваться, называть своё имя, обращаться к сверстникам по имени, а к взрослому по имени и отчеству, умение слушать других.  
  • Тренировка навыков самостоятельности при выполнении творческих заданий.

До начала групповых занятий и по окончании курса проводятся групповые и индивидуальные консультации с родителями дошкольников и педагогами группы. Рекомендации для родителей оформлены в папку. Даются рекомендации, связанные с процессом сопровождения ребёнка в период адаптации и дальнейшего обучения в детском саду.

После прохождения курса занятий по программе «Адаптация» у детей значительно снижается уровень тревожности, агрессии, исчезают страхи. Они становятся более спокойными, уравновешенными, уверенными в себе. Отмечается качественное улучшение коммуникативных навыков при взаимодействии с детьми и взрослыми. Каждый ребёнок становится свободнее, пробует выражать себя и принимать таким, какой он есть – и это формирует основу для здорового развития личности.

Завершается цикл занятий коллективной работой участников над коллажем  «Ура! Мы ходим в детский сад!»  и обсуждение результатов групповой работы.

Примерный конспект первого занятия программы.

Тема занятия:  Знакомство. Имя. Настроение. Задачи:  Установление контакта между детьми. Создание доверительной атмосферы. Проведение первичной диагностики.

Ход занятия.

  1. Групповое приветствие в кругу.
  2. «Знакомство со щенком». Дети по кругу знакомятся со щенком, который боится. Каждый ребенок называет своё имя. Гладит щенка: - «Ты хороший! Я тебя не обижу!»
  3. «Паровозик». Каждый ребёнок берёт щенка и, как паровоз, едет по кругу. Остальные дети хлопают в ладоши, называя ребёнка по имени.
  4. Упражнение: «Настроение». Щенок приносит детям восковые мелки и бумагу. – «Закройте глаза, какого цвета ваше настроение? Синее, как море? Зелёное, как травка? Желтое, как солнышко? Красное, как ягодка? … Закрасьте, свой листочек таким цветом, как ваше настроение. Каждый ребёнок рассказывает про свой рисунок.
  5. Игра: «Комочки». Дети мнут листочки бумаги, получаются комочки. Встав в линию, кидают комочки как можно дальше, подбирают их. Все возвращаются в круг с комочками. Комочки в середину.
  6. Игра: «Карусель». «Ели, ели, ели , ели завертелись карусели….»  
  7. Щенок прощается с каждым ребёнком по очереди.
  8. Групповое прощание в кругу.