Анализ состояния проблемы и педагогических предпосылок познавательно-речевого развития детей раннего возраста в Европе.

Малкова Елена Юрьевна

Аннотация: В данной статье произведён анализ научных исследований познавательно-речевого развития детей раннего возраста в Европе и изучена научно-теоретическая литература по этой проблеме.

Ключевые слова: познавательно-речевое развитие, когнитивная психология, эгоцентрическая речь, монологическая речь, социализированная речь, социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния проблемы и педагогических предпосылок познавательно-речевого развития детей раннего возраста в Европе.

Аннотация: В данной статье произведён анализ научных исследований познавательно-речевого развития детей раннего возраста в Европе и изучена научно-теоретическая литература по этой проблеме.

Ключевые слова: познавательно-речевое развитие, когнитивная психология, эгоцентрическая речь, монологическая речь, социализированная речь, социум.

     Проблема познавательно-речевого развития детей раннего возраста  является одной из основных для педагогической науки. Об этом свидетельствуют работы педагогов прошлого столетия и научные работы современных авторов.

     В логике исследования очень важно  изучить проблему в историческом контексте с позиции педагогики, психологии и психолингвистики, обратиться к философскому пониманию данных категорий, к пониманию природы познавательно-речевого развития.

     Время возникновения феномена «познавательно-речевое развитие» конец 50–х  начало 60-х гг. ХХ века, в русле одного из ведущих направлений зарубежной психологии, Когнитивной психологии.

     Появление любой науки свидетельствует о прогрессе в познании закономерностей мира, так и возникновение Когнитивной психологии по различным причинам оказалось  весомым научным обретением. В связи с возвратом интереса учёных к проблемам сознания, познания, психических процессов историки психологии считают это направление переворотом в науке.

     Когнитивная психология занялась изучением очень сложных и значительных феноменов – ментальных процессов и освоением продуктов этой деятельности – знания. Усовершенствуя содержание своих научных интересов, когнитивная наука объединила  все те дисциплины, которые были связаны с изучением мозга человека  и его функций.

     Возникшее новое направление психологии противопоставило  себя бихевиоризму, который отрицал роль внутренней организации психических процессов. Его авторы ставили цель перебороть сформировавшиеся к тому времени односторонние взгляды на природу поведения человека. [6].     Основной задачей нового направления психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации (Д. Бродбент, С. Стернберг). Учёные делали выводы исходя из сходства между процессами в вычислительном устройстве и переработки информации у человека.  На основании полученных результатов были выведены многочисленные структурные составляющие  познавательных и исполнительных процессов. [5].    

     Эти блоки включали в себя кратковременную и долговременную память (Р. Аткинсон Дж. Сперлинг).  

     Эти научные исследования, столкнувшись с серьёзным препятствием в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привели к тому, что Когнитивная психология стала направлением, целью которого являлось доказательство определяющей роли знания в поведении субъекта (У.Найсер).

     В исследованиях У.Найсера как активный процесс, изучается познание человеком окружающего мира. Формы познания – это восприятие, воображение, память, мышление.   Незаменимым  звеном познания являются психологические средства, формирующиеся в процессе обучения, включая обучение самой жизнью.  Следуя за английским психологом Ф.Бартлеттом, которому удалось экспериментально доказать, что процесс запоминания является не репродуктивным, а конструктивным и основан на создании внутреннего образа (схемы) окружающей среды. [7].    

     У.Найссер, называет схемой важнейшее когнитивное средство, внутреннюю структуру. Эта структура собирается по мере накопления опыта,

разрешая принимать информацию, изменяется в процессе опыта и при этом регулирует движение и исследовательскую активность. У.Найссер связывал со своей концепцией научные изыскания многих известных учёных: Ж. Пиаже, Дж. Миллера, М. Минского, Н. Линдсея и др.

     Когнитивная психология включала в себя все направления, выступающие с критикой таких направлений как бихвеоризм и психоанализ (Дж.Брунер, Дж.Фодор, Ж.Пиаже). Встал вопрос об организации знания в памяти субъекта, включая соотношении образных и вербальных  компонентов в психических процессах, таких как мышление и запоминание  (Р. Шепард, А.Пайвио, . Г.Бауэр).    

     Швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже была разработана Теория когнитивного развития. По Пиаже термин когнитивное (познавательное) развитие (от англ. Cognitive development) означает — развитие всех видов мыслительных процессов. Эпистемологическая теория Ж.Пиаже исследует рост разумности, эта теория внесла в психологию развития очень много основных понятий.  

     Согласно теории Ж.Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта.  От 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет).  С 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций. [2 с.7].

      Ключевая идея Ж.Пиаже состоит в том, что осознание ребенком реальности, позволяет благоприятно адаптироваться к тому, что его окружает, т.е. к новым социальным условиям.  «Детскую мысль нельзя изолировать от факторов воспитания и от всех тех влияний, которым взрослый подвергает ребенка, но эти влияния не отпечатываются на ребенке, как на фотографической пленке, они ассимилируются, т.е. деформируются живым существом, которое им подвергается, и внедряются в его собственную субстанцию». [4].    

     Ж. Пиаже наблюдая за развитием речи у детей раннего возраста, заметил, что в течение 3-го года жизни ребёнка наблюдается тенденция к монологизированию, т.е. дети говорят вслух и при этом эта речь никому не адресуется. Он попробовал связать с собственной теорией эгоцентризма и эту речь он назвал эгоцентрической.

     Ж. Пиаже считал, что эгоцентрическая речь не ставит задачу сообщения и не осуществляет коммуникативных функций. Эгоцентрическая речь только для себя и произносится она независимо, слушают и понимают её или не понимают. Отличительная черта содержания и структуры эгоцентрической речи сопряжена с этим её функциональным характером.

     Будучи речью, только для себя, а не для другого, она не принимает во внимание точки зрения другого субъёкта и не приспосабливается к ней.

     «Мейман и Штерн показали, что первые имена существительные в речи ребенка вовсе не обозначают понятий, а выражают приказания и желания, то в конце концов и впрямь есть основание полагать, что примитивная речь ребенка значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд». [3 c.3].

      Монологическую речь, как речь эгоцентрическую, Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь — это

речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи Пиаже относит различные формы информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы, приказания. По Пиаже эгоцентрическая речь генетически является исходной. «Эта речь эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, и главным образом потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника» [1.с. 39]. Социальная же речь эволюционирует из нее или вытесняет эгоцентрическую речь.  Данная теория развития речи сопряжена с общей концепцией Пиаже, где эгоцентризм представляется исходным фактом, обусловливаемым природой ребёнка, а последующее его развитие происходит под влиянием социума и вытесняет первично заложенный эгоцентризм в эгоцентрической речи. Для своей концепции эгоцентризма Пиаже находит основу в эгоцентрической речи.

     Пиаже утверждал, что адаптация к окружающей действительности происходит в процессе развития организма.  Именно понимание  правильной схемы окружающего, обеспечивает адаптацию к внешнему миру. При этом адаптация является активным взаимодействием человека со средой. Пиаже считал, что схемы, нет в готовом виде, и она не даётся нам

при рождении. И нигде в окружающем мире она не существует.  Основным условием развития является активность, так как, схема вырабатывается только в ходе активного взаимодействия с внешней средой.  

     Из всего вышеизложенного Ж.Пиаже делает вывод, что периоды развития интеллекта соответствуют периодам психического развития ребёнка.  Ребёнок постепенно преодолевает эти периоды и в процессе преодоления  формирует  соответствующую схему ситуации.

     Анализ научных исследований в области педагогики и психологии раннего детства подтверждает необходимость преодоления противоречий по этой проблеме.

     

Литература

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт". М.: 1999. - 352 с.
  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития   9-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2005 -940 с. (Серия «Мастера психологии») с.7.
  3. Пиаже Ж.  Речь и мышление ребёнка. – М.: Издательство «Римис», 2008 с. 448 с. 3.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Госиздат, 1932.   с.408.  
  5. Perception and Communication. Pergamon 1958.
  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - Пер. с англ.-М.:Тривола, 1996.-600 с.: ил.
  7. Степанов В. Статья «Мэтры. Фредерик Бартлетт (1886-1969)» Журнал «Школьный психолог» № 15 2007 г.