Статья "Эмоциональные нарушения школьников. Что делать педагогу"

Трощенко Наталья Олеговна

В статье преведены рекомендации педагогам по работе с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii.pedagogi.shkola.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональные нарушения в школьном возрасте.

Известно, что существуют сезонные периоды обострения хронических заболеваний и эмоциональных разбалансировок у детей и взрослых. В школе, зачастую, эти периоды особенно сложны для работы педагогов.

Педагогам очень важно знать, понимать возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса, с которым они работают, и учитывать их в своей работе.

Эмоциональный стресс может быть спровоцирован педагогом, не преднамеренно, если от детей он требует такого поведения, которое для некоторых из них является непосильным.

Эпизод из мудрой и доброй сказки “Маленький принц”:

“- Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?

- Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

- Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать”.

Игнорирование педагогом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной различного рода негативных психических состояний ребёнка.

Возрастные кризисы в школе.

Обучение детей в школе проходит 9-11 лет. За это время дети проходят возрастные кризисы. 7-8 лет и 11-13 лет подростковый кризис. Любые кризисы развития могут сопровождаться эмоциональной разбалансировкой, эмоциональными нарушениями.

Выражаться это может в ярких аффективных реакциях, в вербальной и невербальной агрессии. Причем объектами таких реакций могут быть другие дети, педагоги или окружающая обстановка.  

Эффективная работа педагога в школе в современных условиях зависит от уровня развития эмоционального интеллекта. Это большая часть успеха. Педагог задает атмосферу в классе, а не идет по течению или следует за энергией класса. Для этого ему необходимо научиться поддерживать свой внутренний настрой, управлять своими эмоциями.

Дэниел Гоулман, исследователь эмоционального интеллекта, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» утверждает, что у нас два ума: «В буквальном смысле у нас два разума. Один думает, другой чувствует».

Необходимо развивать свой эмоциональный интеллект.

Как работает эмоциональный интеллект? Проведем эксперимент.

Упражнение для педагогов:

Вспомните, пожалуйста, ученика или класс, с которым вам сложно работать. Думая, вспоминая разные ситуации, ответьте на вопросы:

  • Что вы чувствуете в разных ситуациях? Перечислите свои эмоции и переживания.
  • Вы злитесь, когда вас критикуют за происходящее в этом классе с этим ребенком? запишите свои эмоции и переживания, возникающие при обсуждении ситуации.
  • Что является первоисточником ваших чувств, что расстраивает, делает счастливым, грустным, злым? Не критикуйте себя, попробуйте разобраться. Ваша цель - понять свои эмоции.

Всегда есть первопричина тех или иных эмоциональных реакций. Наши внутренние установки. Подумайте об этом.

И так, чтобы развивать свой эмоциональный интеллект надо:

  1. Научиться распознавать свои эмоции.
  2. Уметь интерпретировать свои эмоции.
  3. Тренироваться управлять своими эмоциями.

Полезно вести дневник своих эмоциональных переживаний. Это поможет развить часть мозга, которая отвечает за чувства. Правое полушарие.

 Исследования показывают, что высокий Эмоциональный Интеллект служит показателем ментального здоровья. Следовательно, он влияет не только на ваш показатель успешности, но и на уровень счастья.