«Гендерное развитие в полных и неполных семьях»

Григорян Анна Альбертовна

С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет готовим ребенка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребенок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vos.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Гендерное развитие в полных и неполных семьях»

Выполнили:

Григорян А.А

                                                                                           

Москва – 2019

        Гендерное развитие в старшем дошкольном возрасте

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье.

Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В связи с этим назрела необходимость педагогизации родителей. Под педагогизацией понимают целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, схем, способов деятельности и поведения, оценок, помогающих им эффективно решать свои педагогические задачи в семье: выстраивать бесконфликтные, доверительные отношения с близкими, предотвращать появление отчужденности в отношениях с детьми, успешно реализовывать социальные роли сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, сознательно готовить своих детей к выполнению этих социальных ролей. Оценивая семью как фактор гендерной социализации ребенка, отмечают следующие предпосылки необходимости педагогизации родителей:

1) хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие детей;

2) семья влияет на ребенка через систему отношений – родителей между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребенком;

3) успешность влияния семьи во многом зависит от степени его согласованности с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности-феминности;

4) семья служит своего рода преломляющим фильтром на пути вхождения ребенка в гендерную культуру.

Несомненно, что ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Ответственность родителей за гендерное развитие детей очень велика, потому что только они могут научить своих детей  взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей – главный воспитывающий фактор воздействия на ребенка. «Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок».  

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течение первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.

Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек помогают усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь, прежде всего у матери, перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно, благодаря ей это качество становится свойством дочери. 

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. 

Общение отца с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. 
Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее, обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. 

Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение, как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим. 

чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо меньше ругать и чаще хвалить. А большинство родителей делает наоборот. Воспитать настоящего мужчину сложнее, чем вырастить настоящую женщину, мальчики от природы более уязвимы, чем девочки. 

Гендерное воспитание в неполной семье

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка

Дефицит мужского влияния в неполных семьях приводит к целому ряду негативных последствий.

Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.

В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.

Мальчики, лишенные отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость.

Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.

  • Нарушения в развитии интеллектуальной сферы - страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных.
  • Недостаточно четкое осуществление процесса половой идентификации мальчиков и девочек.
  • Затруднения в обучении навыкам общения с представителями противоположного пола.
  • Формирование избыточной, патологической привязанности к матери 

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни.

Отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Однако возможны и иные случаи. Ученые, например, отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности (в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ориентации становится проблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокой матери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и если никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, то тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников.

Психологи говорят о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувства обделенности, неудовлетворенности или в состоянии фрустрации. Не стоит говорить, что подобное состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность, терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них до слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость - до потери собственной системы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость - до угодничества.

Таким образом, неполная семья - это семья, состоящая из одного родителя. Ребенок, у которого по какой-либо причине отсутствует мать или отец, так или иначе испытывает разного рода психологические проблемы. Соответственно, ребенок испытывает дефицит либо мужского, либо женского влияния. Это сказывается на развитии ребенка и проявляется в следующих особенностях развития ребенка.



Анализ:

Воспитание ребенка в полной семье

С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет готовим ребенка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребенок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

В старшем дошкольном возрасте становится наиболее заметна разница в двигательной активности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр и физическими показателями. У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз (Сюжетно-ролевые – «Семья», «Магазин», «Школа»). Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя при этом свой уже достаточно богатый двигательный опыт. Мальчики, по сравнению с девочками, более подвижны в самостоятельной, чем в организованной кем-то, деятельности.

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

        Формирование ценностей своего пола происходит прежде всего в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он – будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребенку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками – мужчинами.

        В воспитании мальчиков и девочек родители зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Например, некоторые отцы девочек, мечтающие о сыне, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это негативно влияет на дальнейшую жизнь девочки, мешает ее нормальному развитию. Девочке необходимо постоянное подтверждение того, что ее любят. Девочку нужно чаще хвалить, говорить ей комплименты, каждая девочка мечтает услышать от своих близких слова: «Мы так тебя любим! Ты просто красавица! Ты самая лучшая! Ты у нас просто чудо!»

        Мальчику тоже приятно, когда им восхищаются, но с 5-6 лет мальчику недостаточно просто чувствовать себя любимым. Ему хочется, чтобы его хвалили за личные достижения. Он стремится быть лучшим, быть лидером. Когда родители смотрят на сына и восхищаются качествами, присущими мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему вырабатывать мужские черты характера.

От родителей зависит, каким вырастет их ребенок, и насколько он будет соответствовать своему полу.

Любящая мама – залог душевного здоровья ребенка. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании девочки. Отец – первый мужчина, с которым она встречается в жизни. От отношений родителей в семье во многом зависит ее дальнейшая личная жизнь, ее женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течении всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищенными.

Отец может похвалить красивое платье дочери или ее прическу, новую куклу, что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь, девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в обществе отца, его любви. Мальчик начнет чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, которые пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, то мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок, скорее всего, потянется к матери и воспримет ее интересы. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.

Воспитание ребенка в неполной семье

Когда ребенок воспитывается в неполной семье, ему труднее понять особенности полового поведения мужчин и женщин, поскольку рядом с ним всегда находится только один родитель. Особые трудности возникают, когда единственный родитель оказывается противоположного пола. К примеру, матери-одиночке порой трудно объяснить своему сыну, что такое настоящее мужское поведение, поскольку перед глазами нет примера мужчины-отца. Если же расставание с супругом в свое время было не по объяснимым причинам (смерть, обоюдное желание развестись), и женщина оказалась брошенной, ей становится еще труднее говорить о мужском поведении со своим ребенком, поскольку в душе она может испытывать сильную обиду на всех представителей сильного пола.

Психологические трудности дети из неполных семей могут испытывать в дошкольные и школьные годы и просто из-за нехватки внимания родителя своего пола. К примеру, мама не сможет поиграть с сыном в футбол или хоккей, а папа совершенно не разбирается в дочкиных куклах Барби и модных нарядах.

Обычно проблемы воспитания ребенка одним из родителей успешно решаются, если в семье есть бабушки и дедушки, которые берут на себя обязанности недостающего родителя. Если же близких родственников у родителя-одиночки нет, ему необходима помощь в воспитании со стороны какого-либо другого взрослого из числа знакомых. Например: друг мужского пола матери-одиночки или женщина-коллега с работы одинокого отца могут успешно взять на себя эту роль, если им удается найти с ребенком общий язык. Тогда трудности в поло-ролевом поведении у подрастающих в неполной семье детей не возникнут.

Таким образом, формировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

 Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Анкета для родителей

на  тему «Воспитываем мальчиков и девочек»

Уважаемые родители!

Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе  по выявлению осведомлённости родителей в вопросах гендерного (полоролевого) воспитания.

Просим вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Ф. И. О. ребёнка, возраст.

  1. Состав Вашей семьи.

  1. С какого возраста малыш посещает детский сад?

  1. Кто чаще общается с малышом, занимается его воспитанием дома?

  1. К кому из членов семьи больше привязан Ваш ребёнок?

  1. Задаёт ли Ваш малыш вопросы о различиях между мальчиками и девочками? С какого возраста?

  1. Способны ли Вы свободно говорить с ребёнком о том, откуда берутся дети, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик?

  1. Читаете ли Вы детям литературу, касающуюся вопросов различия полов и т.п.?

  1. С интересом ли ребёнок воспринимает данную информацию?
  2. Имел ли значение для Вас пол ребёнка при его рождении? Если да, то кого Вы ждали?

  1. Проявлял ли Ваш малыш какое–либо поведение, не типичное для его пола? Если да, в каком возрасте? Какова была Ваша реакция?

  1. Какие игрушки предпочитает Ваш  ребёнок? Насколько долговечны они в использовании?

  1. С кем по Вашим наблюдениям чаще играет Ваш малыш (с мальчиками/ девочками/один)?

  1. Перечислите подробно, какие игры предпочитает Ваш ребёнок (подвижные/творческие/интеллектуальные/коллективные/индивидуальные)?

  1. Как Вы считаете, стоит ли уделять большое внимание воспитанию детей с учётом половых различий в дошкольном возрасте?

  1. Перечислите в нескольких предложениях, что значит, по-вашему, воспитание ребёнка с учётом гендерных различий?

  1. Как Вы думаете, достаточно ли Вы уделяете внимание такому воспитанию малыша?

  1. Считаете ли Вы, что гендерным воспитанием должны заниматься только педагоги в ДОУ?

Анализ:

Я считаю, что данное анкетирование родителей воспитанников поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в детском саду среди родителей воспитанников.

По результатам анкетирования было выявлено, что число опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка в семье, составляет: 65% − мама; 35% − мама и папа. Данные о большей привязанности ребенка составляют: к матери − 50%; к отцу − 15%; к обоим родителям − 35% .

Результаты показывают, что в семьях доминирует «фемининное» воспитание, т.е. воспитанием детей исследуемой нами группы занимаются в основном мамы. Большее число родители считают, что слишком рано в дошкольном возрасте, обсуждать с ребенком поведенческие, внешние, анатомические различия мальчиков и девочек 60% родителей делают это только тогда, когда инициатива вопроса исходит от ребенка, и лишь единицы родителей (15%) читают детям различную научно-популярную литературу, освещающую вопросы различия мальчиков и девочек.

Среди родителей (20%) из общего числа опрошенных выделялись и те, кто считает очень важным процесс гендерной социализации детей именно на этапе дошкольного детства, родители озабочены проблемами, связанными с индивидуальными особенностями развития мальчиков и девочек.

Из 100% опрошенных родителей группы число тех, для которых пол ребенка при рождении не имел значения, по данным анкетирования составляет 20%. Хотели мальчика, а родилась девочка − 10%. Хотели мальчика, и родился мальчик – 30%. Хотели девочку, и родилась девочка – 40%.

Подводя итог, можно сказать, что проблема гендерного развития ребенка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передать необходимые знания ребенку, объяснить факт рождения человека, рассказать ему об идеальных образах мужчины и женщины (поведение, культура общения, настоящие и бедующие социальные др.), сформировать это у ребенка с учетом его новой принадлежности.

Приложения №1

"Ладошки".

 Цель: выявить эмоционально тесные связи между членами семьи. Перед вами лежат листы бумаги и карандаши.

Для проведения теста вам потребуется: альбомный лист бумаги и цветные карандаши.

Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами.

"Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи.

Сравните рисунок ребенка со своим. Совпадает?

Сделайте самоанализ рисунка, может, стоит задуматься о Вашем отношении к ребенку и изменить его к лучшему (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову).

Интерпретация рисунков «Ладошка»

 Цель: сравнение взрослых и детских рисунков по выявлению эмоционально тесных связей между членами семьи.

Анализ: У некоторых из рисунков по расположению членов семьи совпадают, а кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи и  ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку.

Приложение № 2.

 Методика «Беседа с ребенком» (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)

Цель: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.

Инструкция к проведению интервью. Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит их двух блоков вопросов. Первый блок объединяет с 1 по 6 вопросы, цель которых выявить представления ребенка о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка» и особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли.

Второй блок объединяет с 7 по 13 вопросы.

Цель: выявить представления ребенка о своей настоящей половой роли.

Вопросы:

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком

(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос

непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

8. Взрослые считают тебя хорошим мальчиком (девочкой)? Почему ты так думаешь?

9. Каким бы ты хотел стать мальчиком (девочкой)? Почему?

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?

12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?

Обработка данных.

О низком уровне развития образа "Я-мальчик" или "Я-девочка" будут свидетельствовать: неустойчивость пола, его обратимость, т.е. ребенок допускает возможность превращения в мальчика или девочку; наличие эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя как не очень хорошего (хорошей) или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.

Представления ребенка о себе как о представителе определенного пола можно считать средним уровнем развития в том случае, если ребенок: знает, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; оценивает себя положительно и лишь отдельные качества считает в себе плохими, если таковыми их считают другие; имеет знания о том, как ведут себя мальчики и девочки и называет некоторые их отличительные признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.

О высоком уровне сформированности полового образа ребенка свидетельствуют: знание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье; представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.

Ответы ребенка подробно записываются в таблицу (количество столбцов таблицы соответствует количеству диагностируемых детей.

Протокол № 1

Протокол беседы с ребёнком

Фамилия, имя ребёнка:  .

Возраст: 6 лет.

Вопросы экспериментатора

Ответы детей

Обработка ответов

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

Девочка. Я ношу бантики.

Ребёнок не осознаёт неизменность своего пола. На вопросы отвечает неуверенно, требуются наводящие вопросы. Затрудняется назвать отличительные признаки своего пола. Нестабильно относится к своей половой роли.

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

Из мальчика вырастает папа, а из девочки - мама.

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

Девочки носят платья.

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

Не знаю.

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком

(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

Не знаю.

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

Нет. Меня бы не обижали.

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

Мальчики нас дёргают за косички.

Нет чётких представлений о своём будущем половозрастном статусе в обществе. Не имеет определённых представлений об особенностях полоролевого поведения.

Соответствует низкому уровню развития полового образа своего «Я».

8. Взрослые считают тебя хорошим мальчиком (девочкой)? Почему ты так думаешь?

Да. Меня называют красивой.

9. Каким бы ты хотел стать мальчиком (девочкой)? Почему?

Красивой.

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Девочкой.

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Доброй волшебницей.

12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

Доброй, красивой.

13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?

Хорошей.

Протокол № 2

Протокол беседы с ребёнком

Фамилия, имя ребёнка: Сколота Алиса Андреевна

Возраст: 6 лет

Вопросы экспериментатора

Ответы детей

Обработка ответов

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

Девочка. У меня длинные волосы.

Ребёнок осознаёт неизменность своего пола. На вопросы отвечает уверенно, но на обдумывание вопроса тратит значительное время. Называет некоторые отличительные признаки своего пола( одежда, черты характера). Положительно относится к своему половому статусу.

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

Мальчики не носят платья и не играют в куклы.

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

Девочки красивее.

Мальчики спортивные.

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

Нет.

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком

(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

Нет.

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

Да. Мальчишки вредные.

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос

непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

Знаю.

Имеет некоторое представление о своей будущей половозрастной роли. Имеет неточные представления об особенностях полоролевого поведения.

Соответствует среднему уровню развития полового образа своего «Я».

8. Взрослые считают тебя хорошим мальчиком (девочкой)? Почему ты так думаешь?

Да. Меня называют доброй.

9. Каким бы ты хотел стать мальчиком (девочкой)? Почему?

Красивой, счастливой.

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Тётей.

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Не знаю.

12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

Доброй, красивой.

13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?

Заботливой.

Протокол № 3

Протокол беседы с ребёнком

Фамилия, имя ребёнка:

Возраст: 6 лет.

Вопросы экспериментатора

Ответы детей

Обработка ответов

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком

(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос

непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

8. Взрослые считают тебя хорошим мальчиком (девочкой)? Почему ты так думаешь?

9. Каким бы ты хотел стать мальчиком (девочкой)? Почему?

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой?

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой?

12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?

Протокол № 4

Протокол беседы с ребёнком

Фамилия, имя ребёнка: Анна С.

Возраст: 6 лет.

Диагноз: лёгкая степень умственной отсталости.

Вопросы экспериментатора

Ответы детей

Обработка ответов

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

Девочка. Так говорит воспитатель.

Ребёнок считает, что свой пол возможно изменить. На вопросы отвечает уверенно. Затрудняется назвать отличительные признаки своего пола. Негативно относится к своей половой роли.

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

У мальчиков короткие волосы.

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

Девочки аккуратны.

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

Не знаю.

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком

(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

Да.

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

Нет. Я была бы сильной.

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос

непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

Мальчики сильнее.

Нет представлений о своём будущем половозрастном статусе в обществе. Не имеет определённых представлений об особенностях полоролевого поведения.

Соответствует низкому уровню развития полового образа своего «Я».

8. Взрослые считают тебя хорошим мальчиком (девочкой)? Почему ты так думаешь?

Нет. Я сегодня себя плохо вела.

9. Каким бы ты хотел стать мальчиком (девочкой)? Почему?

Радостной.

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Девочкой.

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Воспитательницей.

12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

Доброй, счастливой.

13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?

Хорошей, доброй.

Протокол № 5

Протокол беседы с ребёнком

Фамилия, имя ребёнка: Серебряков Егор

Возраст: 6 лет.

Вопросы экспериментатора

Ответы детей

Обработка ответов

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

Мальчик. Я сильный.

Ребёнок сомневается в неизменности своего пола. На вопросы отвечает неуверенно, требуются наводящие вопросы. Называет некоторые отличительные признаки своего пола. Позитивно относится к своей половой роли.

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

Девочки всё время плачут.

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

Девочки носят платья.

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

Не знаю.

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком

(девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

Нет.

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

Да. Я не плакса.

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос

непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

Девочки часто жалуются.

Нет представлений о своём будущем половозрастном статусе в обществе. Имеет некоторое представление об особенностях полоролевого поведения.

Соответствует низкому уровню развития полового образа своего «Я».

8. Взрослые считают тебя хорошим мальчиком (девочкой)? Почему ты так думаешь?

Да. Я хороший.

9. Каким бы ты хотел стать мальчиком (девочкой)? Почему?

Сильным.

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Мальчиком.

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой?

Мальчиком.

12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?

Сильным, смелым.

13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?

Добрым,

Приложение № 3.

Составление рассказов.

Цель: понимание девочками маскулинны (Маскулинность – состояние организма, отражающее или проявляющее присутствие качеств и поведенческих паттернов мужских представителей вида) черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков. Понимание мальчиками фемининных (Фемининность – состояние организма, отражающее или проявляющее присутствие качеств и поведенческих паттернов женских представителей вида) черт девочек, уточнение о понятии женственности.

Для составления рассказов дети были разделены на две группы по половым различиям: девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выяснялось понимание девочками маскулинных черт мальчиков. Мальчики составляли рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек. Понимание девочками чувства женственности, также как мальчиками - мужественности есть, но недостаточно осознанно. Внимание этому аспекту уделяется мало, и в повседневной жизни знания не применяются.

Рассказ без наводящих вопросов составить очень затруднительно, но, тем не менее, тонкой нитью чувствуется понимание детьми интерес к противоположному полу. Есть некоторое осознание и значимость того, что мальчики − настоящие мужчины, которые берут на себя сложные поручения и обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества − силу, выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся о создании красоты, учатся быть терпеливыми и нежными.

Рассказ мальчиков о девочках.

У девочек длинные волосы, есть серёжки. Они ходят в платьях. Девочки красят губы и ресницы. У них туфли с каблуком. Девчонки любят играть в куклы, рисовать. Всегда рисуют кукол, цветочки и собачек, а мальчишки рисуют мотоциклы, танки, самолеты, роботов, домики.

Девочки – это будущие тёти. Девчонки в своем кукольном уголке играют в мамочек. Качают кукол, кормят их и играют, как будто они – воспитательница наша. А мы, мальчишки, любим играть в машинки, футбол, деремся, как Джеки Чан, и придумываем гоночные трассы. Мальчики относятся к девчонкам вежливо, ведь девчонки неженки. У них глаза красивые, в отличие от нас у них … другая.

Девчонки послушнее мальчиков, они готовят, ухаживают, становятся воспитательницами. Мальчики работают, им же надо деньги зарабатывать. Они должны быть как папа. Вообще мальчики помогают маме, а девчонки –  папе. (Многие мальчики очень хотели бы быть похожими на маму, «потому что на папу не хочу, он пьет, курит, строгий»; «папа всё время заставляет меня носить тапочки»; «потому что мама добрая, они любит меня»; «мама мне все разрешает»).

Наши девчонки часто плачут и визжат, когда их кто-нибудь обидит. Все девочки красивые, у них бантики и заколки.

Рассказ девочек о мальчиках.

Мальчики – это будущие мужчины. Они не носят платья, а одеваются в брюки и рубашки, у них короткие волосы. Мальчики не носят туфли, красивые сережки, длинные косички и бантики. Когда у нас праздник, мальчики надевают пиджак с галстуком или бабочкой. В отличие от девочек мальчики не носят юбочек. Голенькие они совсем другие, чем мы. Всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы, пистолеты. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.

Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе (машину ремонтировать, игрушки). Было бы хорошо, если бы мальчиков не было в группе.

Девочки послушнее мальчиков, потому что мальчики всегда хулиганят. Они любят драться. Мальчики очень красивые. Они должны защищать девочек, уступать место и не обижать девочек.

Условно разделим детей на 3 группы.

1 группа.

У детей четко сформированы представления о семейных отношениях, обязанностях. Родители грамотно подходят к воспитанию детей. В семьях чтят традиции, развита связь поколений, благополучная эмоциональная атмосфера.

2 группа.

У детей имеются представления о роли отца и матери в семье.

Но у родителей не достаточно времени уделять внимание на воспитание детей, поддержания атмосферы «домашнего очага», создания эмоциональной атмосферы в кругу семьи. У детей нет четких представлений об обязанностях членов семьи.

3 группа.

Представления детей о роли отца и матери расплывчаты, сводятся к материальным ценностям. Они не имеют представления об обязанностях членов семьи.

В третью группу мы отнесли детей, воспитывающихся в неполной семье.

Приложение № 4.

4. Наблюдение за игровой деятельностью детей. Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.

Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности.

В процессе наблюдения нами отмечались следующие моменты:

С кем чаще играет ребенок: с мальчиками или девочками.

В какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.

Какие чаще всего роли берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях.

Если играют мальчики/девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).

Мы наблюдали за самостоятельно организованной игровой деятельностью детей. У детей среднего дошкольного возраста происходит усвоение ролевого поведения (ролевых отношений), которое наиболее ярко проявляется в сюжетно-ролевой игре, которую невозможно осуществлять без обращения друг к другу и вне общения. В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей нами было замечено, что дети чаще всего предпочитают следующую тематику игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Гаражи», «Шоферы», и др.

Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки. Нами замечено, что мальчики и девочки плохо объединяются в совместные игры. Многие игровые действия противоположного пола воспринимаются с насмешкой.

Большинство игр выражались лишь в многократном повторении одних и тех же действий.

В результате наблюдения за детьми, мы пришли к выводу, что желание и попытка совместной игры между мальчиками и девочками есть.