Помощь в освоении педагогами эффективными копинг-стратегиями в процессе реализации программы «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства»

Cклярова Татьяна Васильевна

В течение жизни и особенно в процессе своей профессиональной деятельности люди часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями.  Особенно часто со стрессовыми ситуациями сталкиваются люди тех  профессий, которые предполагают тесное общение между людьми. Одной из таких профессий является профессия педагога. На стрессовое событие человек реагирует либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями, то есть либо выстраивая копинг-стратегии, либо применяя психологические защиты.Успешное освоение человеком эффективных копинг-стратегий и осознание своих копинг-ресурсов способствует успешной адаптации человека к стрессовым ситуациям. Для помощи педагогам системы образования в освоении некоторых эффективных копинг-стратегий и осознании ими своих копинг-ресурсов мной и моей коллегой Чикер Татьяной Николаевной была разработана программа «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства».

Многие ситуации, возникающие в процессе педагогической деятельности, не воспринимается как принципиально изменяемые, поэтому в начале программы мы рассказываем об эффективных эмоционально-ориентированных копинг-стратегиях и создаем условия для их освоения педагогами.  Эмоциональное  состояние человека во многом зависит от окружающей его цветовой палитры, от характера окружающей музыки, от способов выражения эмоционального состояния, от произведений искусства, окружающих человека. Выбор того или иного цвета, произведения искусства, музыкального произведения отражает эмоциональное состояние человека, состояние его здоровья. Использование цвета, музыки, танца, произведений искусства в качестве средств профилактики и коррекции эмоционального состояния проводится в разных странах в течение достаточно длительного времени и показало высокую эффективность.

Программа «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» предназначена для создания условий для успешного освоения педагогами-участниками занятий эмоционально-ориентированными копинг- стратегиями, копинг-стратегиями поиска социальной поддержки и копинг-стратегиями  самоконтроля и положительной переоценки.Планируемый результат достигается посредством работы с музыкой, танцем, цветовой палитрой, произведениями искусства (живопись, фотография). В приведенной статье описывается технология работы по программе, в которую внесены изменения и дополнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь в формировании эффективных копинг-стратегий  в процессе реализации программы «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства»

В течение жизни и особенно в процессе своей профессиональной деятельности люди часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями.  Особенно часто со стрессовыми ситуациями сталкиваются люди тех  профессий, которые предполагают тесное общение между людьми. Одной из таких профессий является профессия педагога. В процессе своей профессиональной деятельности педагоги испытывают множество стрессов, связанных с тем, что, помимо учеников, им приходится общаться и с коллегами по работе, и с родителями своих учеников. Кроме того, у педагога постоянно присутствует повышенная ответственность за возложенные на него обязанности. Все это способствует снижению эмоционального фона, развитию «хронической усталости», снижению самооценки. На стрессовое событие человек реагирует либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями, то есть либо выстраивая копинг-стратегии, либо применяя психологические защиты.

 Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита является продуктом индивидуального опыта и непроизвольного научения, носит неосознаваемый характер и не обеспечивает достаточно эффективное совладание со стрессовыми ситуациями.

Копинг-поведение определяют как осознанные стратегии действий, направленные на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующие человека к требованиям ситуации и помогающие преобразовать ее в соответствии со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может (Крюкова Т.Л., 2004).

Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков:

- механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

- механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

- для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий:

  1. планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
  2. конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
  3. принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
  4. самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
  5. положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
  6. поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
  7. дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
  8. бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Эти копинг-стратегии можно условно разделить на четыре группы.

В состав первой группы входят стратегии планирования решения проблемы, конфронтации, принятия ответственности. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

Вторую группу образуют стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Эти копинг-стратегии подразумевают контроль человека за своим состоянием, решение проблемы посредством его изменения. Люди, активно использующие эти стратегии, могут обращаться к условиям взаимодействия как к средству, которое поможет им осуществить задуманное. Например, они могут искать оправдание или позитивные аспекты того положения, в котором они оказались.

В состав третьей группы копинг-стратегий входят дистанцирование и бегство-избегание. Они подразумевают «уход», отказ человека от активного изменения ситуации или своего состояния. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации.

Четвертую группу образует стратегия поиска социальной поддержки. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией.

Данная классификация, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга для того, чтобы справиться со стрессом. Таким образом, процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.

В теории копинг-поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, выделяются также следующие базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Я-концепция является одним из основных базисных копинг-ресурсов, ее позитивный характер способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события. Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения во многом определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Поведение, направленное на устранение угрозы (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Обе функции проявляются в большинстве стрессовых ситуаций, а их соотношение зависит от того, как оценивается обстановка. Если ситуация воспринимается как принципиально изменяемая, то включается проблемно-ориентированный копинг, а если она кажется неуправляемой, то используются эмоционально-ориентированные стратегии.

Успешное освоение человеком эффективных копинг-стратегий и осознание своих копинг-ресурсов способствует успешной адаптации человека к стрессовым ситуациям. Для помощи педагогам системы образования в освоении некоторых эффективных копинг-стратегий и осознании ими своих копинг-ресурсов мной и моей коллегой Чикер Татьяной Николаевной была разработана программа «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства».

Многие ситуации, возникающие в процессе педагогической деятельности, не воспринимается как принципиально изменяемые, поэтому в начале программы специалисты рассказывают об эффективных эмоционально-ориентированных копинг-стратегиях и создают условия для их освоения педагогами.  Эмоциональное  состояние человека во многом зависит от окружающей его цветовой палитры, от характера окружающей музыки, от способов выражения эмоционального состояния, от произведений искусства, окружающих человека. Выбор того или иного цвета, произведения искусства, музыкального произведения отражает эмоциональное состояние человека, состояние его здоровья. Использование цвета, музыки, танца, произведений искусства в качестве средств профилактики и коррекции эмоционального состояния проводится в разных странах в течение достаточно длительного времени и показало высокую эффективность.

Программа «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» предназначена для создания условий для успешного освоения педагогами-участниками занятий эмоционально-ориентированными копинг- стратегиями, копинг-стратегиями поиска социальной поддержки и копинг-стратегиями  самоконтроля и положительной переоценки.

Планируемый результат достигается посредством работы с музыкой, танцем, цветовой палитрой, произведениями искусства (живопись, фотография).

Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна используется в психотерапии. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. В нашей программе мы используем и пассивную (когда слушают предложенную музыку), и активную (когда участники включаются в музицирование) музыкотерапию. Музыка используется в нашей программе как изолированно в качестве основного и ведущего психотерапевтического фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и в качестве дополнения музыкального сопровождения других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Еще одним направлением работы по овладению эмоционально-ориентированными копинг-стратегиями в программе «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» является арт-терапия. Мы используем как арт-терапевтические упражнения, относящиеся к активной арт-терапии (спонтанное изображение своих чувств и проблем на бумаге изобразительными средствами), так и арт-терапевтические упражнения, относящиеся к пассивной арт-терапии (выбор произведения искусства). В нашей программе используется оба выше названные методы арт-терапии, так как это позволяет сочетать достоинства этих методов.

Главное достоинство активной арт-терапии – личностное творческое воплощение эмоциональной жизни. Достоинством пассивной арт-терапии является возможность использовать художественную мощь и совершенство шедевров искусства.

Кроме того, в нашей программе мы используем методы цветотерапии. Всем известно влияние цвета на психику человека. Методы цветотерапии позволяют как определить психологическое состояние человека, так и корректировать его.

Следующим методом, используемым в программе является танцевальная терапия. Танец является действенным средством самораскрытия и выражения чувств. А также является эффективным средством общения и способствует формированию копинг-стратегий поиска социальной поддержки.

На занятиях проводится работа по улучшению состояния посредством прослушивания определенных музыкальных произведений, участия в музицировании, пении, танцах, посредством изобразительного творчества. Таким образом, происходит расширение репертуара форм самовыражения участников, повышение психоэнергетического потенциала, улучшения эмоционального состояния. В случае выявления у участников проблем, требующих более длительной работы, рекомендуется дальнейшее индивидуальное консультирование у специалистов.

Результаты, достигнутые участниками, в ходе работы по программе позволяют им быть более успешными в своей профессиональной деятельности и межличностных отношениях.

Программа «Развитие эмоциональной психорегуляция средствами искусства» рассчитана на педагогов системы образования. Реализация программы предполагает сотрудничество районного психологического центра и образовательных учреждений. Специалисты психологического центра в соответствии с договором осуществляют работу по программе на базе образовательного учреждения. Достоинством такой модели реализации программы является независимость специалистов психологического центра от сложившихся стереотипов взаимодействия специалистов данного образовательного учреждения. Поэтому педагоги образовательного учреждения имеют возможность по-новому взглянуть на своих коллег, осознать и изменить свои взаимоотношения с ними.

Наша программа предполагает проведение занятий в II ступени. Темы занятий I ступени: «Цвет и музыка», «Рисунок под музыку». Темы занятий II ступени: «Движение и музыка», «Оркестр». Программа предполагает возможность проведение занятий, как в две ступени сразу, так и в одну ступень. В процессе и по окончании групповых занятий возможно проведение индивидуальных консультаций для участников.

Занятия проводятся в просторной комнате, чтобы участники могли сесть в круг и имели место для выполнения упражнений. Для занятий необходимы: бумага, цветные карандаши, краски, музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, набор диагностических фотографий и репродукций картин.

Началом планируемых позитивных изменений является осознавание своего эмоционального и психофизиологического состояния, особенностей своей индивидуальности. Таким образом, происходит «знакомство с самим собой», а далее педагоги учатся выражать себя в музыке и цвете, обучаются управлению своими эмоциями.

Занятия начинаются с диагностики эмоционального состояния участников при помощи цветового теста Люшера. Далее участники выбирают репродукции картин, фотографий, музыкальное произведение, что позволяет им осознать свое эмоциональное и психофизиологическое состояния, особенности своей индивидуальности. Выбор и обсуждение репродукции картин, фотографий также позволяет педагогам осознать и мобилизовать свои внутренние копинг-ресурсы. Научившись целенаправленно находить доступ к своим ресурсам, педагоги могут использовать приобретенный навык в стрессовых ситуациях, что способствует снятию внешнего и внутреннего напряжения, а также предупреждению и разрешению конфликтов с которыми сталкивается педагог.

На втором занятии проводится работа по улучшению эмоционального и психофизиологического состояния посредством прослушивания специально подобранных музыкальных произведений. Участники прослушивают музыкальные произведения в определенной последовательности. После этого педагоги ранжируют прослушанные мелодии от самой привлекательной до самой непривлекательной. Ведущие занятий сообщают каждому участнику название тех музыкальных произведений, которые были выбраны им как наиболее понравившиеся. Таким образом, педагоги получают возможность использовать эту музыку в стрессовых ситуациях как свой копинг-ресурс.

Следующая часть занятия посвящена изобразительному творчеству участников. Педагоги выполняют рисунок на заданную тему, после чего работают с выполненным рисунком в направлении его оптимизации.

В процессе проведения упражнений педагоги осознают как свои эмоции, чувства и переживания, так и чувства и переживания других участников. Они делятся своими чувствами и эмоциями с группой, обсуждают процесс и результат выполнения упражнения. Все это способствует развитию эмпатии и коммуникативных навыков.

Вторая ступень занятий посвящена развитию умения выражать собственное «Я» в движении и танце, а также осознанию «себя в мире и мира в себе».

На первом занятии второй ступени происходит развитие навыков самовыражения. Упражнения танцевальной терапии способствуют улучшению физического и эмоционального состояния, способствуют повышению самооценки за счет создания позитивного образа собственного тела, развитию коммуникативных навыков.

На занятии используется как индивидуальные танцы (образ -«Я» и т. д.), так и групповые танцы (например, «танцы народов мира»).

Второе занятие второй ступени посвящено активному музицированию и вокализации. Педагоги занимаются как индивидуальной так и групповой вокализацией, что способствует снятию напряжения, расширению репертуара форм самовыражения. На этом же занятии проводится упражнение «Музыкальный диалог». В процессе упражнения участники общаются друг с другом посредствам выбранных музыкальных инструментов. Упражнение способствует осознанию характера своей коммуникации с партнером по общению и улучшению своих взаимоотношений с ним.

В завершении второго занятия проводится упражнение «Оркестр». Участникам предоставляется набор разнообразных музыкальных инструментов. Педагоги выбирают понравившийся им музыкальный инструмент (желательно тот, на котором они никогда не играли). Ведущими занятия назначается дирижер. Далее проводится «репетиция оркестра» и «концерт». Упражнение способствует повышению самооценки и развитию коммуникативных навыков, расширению репертуара форм самовыражения, тем самым способствуя осознанию своих копинг-ресурсов и освоению копинг-стратегии поиска социальной поддержки.

Наша программа была неоднократно реализована на группах специалистов системы образования и показала свою высокую эффективность.