Различия личностных характеристик подростков с разными видами одаренности

Григораш Олеся Валерьевна

В наше время представление об одаренности довольно размыто. Что такое одаренность? Как ее выявить у ребенка-подростка? Как правильно учить его? Как вести продуктивный диалог? К сожалению, не каждый педагог может дать ответы на подобные вопросы. Чтобы ответить на них необходимо, прежде всего, всесторонне рассмотреть само понятие «одаренность» и постараться определить какие личностные характеристики являются превалирующими для детей с различными видами одаренности. Это позволит не только лучше понять особенности одаренных подростков, но и найти наиболее оптимальный путь максимального развития их способностей.

Исходя их вышеизложенного, возникает актуальность данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различия личностных характеристик подростков с разными видами одаренности.

Григораш Олеся Валерьевна

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №77

(с углубленным изучением химии)

Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31

Аннотация

В наше время представление об одаренности довольно размыто. Что такое одаренность? Как ее выявить у ребенка-подростка? Как правильно учить его? Как вести продуктивный диалог? К сожалению, не каждый педагог может дать ответы на подобные вопросы. Чтобы ответить на них необходимо, прежде всего, всесторонне рассмотреть само понятие «одаренность» и постараться определить какие личностные характеристики являются превалирующими для детей с различными видами одаренности. Это позволит не только лучше понять особенности одаренных подростков, но и найти наиболее оптимальный путь максимального развития их способностей.

Исходя их вышеизложенного, возникает актуальность данной темы.

Ключевые слова

Подростковый возраст, личностные характеристики, одаренность, отличительные особенности характера.  

Введение

Для того чтобы разбираться с вопросами, связанными с одаренностью, для начала, следует рассмотреть определение данного термина. В современной психологии отсутствует общепринятое определение «одаренности». Ученые рассматривают данный термин различно.

В советской психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова сделана попытка классификации понятия «способности», «одаренности» и «таланта» по единому основанию успешности деятельности. Развитие такой схемы позволило В.Д.Шадрикову охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей[2].

Изначально, понятие «одаренный» относилось к взрослым, но затем, учитывая интеллектуальное развитие детей и их успехи, данный термин стал применяться и к ним.

Уже в 20-е годы психологи выделяли «специальные таланты», к ним относили технические, коммерческие, научно-академические, художественные, социальные[1]. Со временем, ученые стали выделять виды одаренности, однако, утвержденных видов одаренности до сих пор не отмечено [4]. Однако, чаще всего выделяют следующие виды одаренности:

  • психомоторная одаренность – этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в спортивной, ремесленной области;
  • общая интеллектуальная и академическая одаренность

В общей интеллектуальной одаренности главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих сферах знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной[4]. Эти дети могут показать высокие результаты в каком-либо одном учебном предмете, и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко[3].

  • художественная и творческая одаренность – этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительного мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Также состоит в креативности, продуктивном мышлении[11].
  • лидерская или социальная одаренность – этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в коммуникативной деятельности. Проявления и черты лидерства можно заметить уже у дошкольников. Их отличает последовательная стабильность поведения. Выявление и развитие лидерской одаренности имеет огромное значение для общества во всех аспектах[3].
  • духовная одаренность – эта одаренность проявляется в создании новых духовных ценностей и бескорыстном служении людям.

Исходя из темы статьи, стоит рассмотреть особенности подросткового возраста. Старший школьный возраст в психологии называют подростковым или отроческим. Если говорить кратко, то отрочество – это интервал в жизни между детством и взрослостью. Но уже в данном определении возникает проблема: в пубертатном периоде его начало можно определить биологическими характеристиками, но окончание не определяется данными критериями.

Существует довольно большое количество исследований подросткового возраста, также гипотез и теорий по данному периоду. Так, основоположником в изучении подростничества можно считать С. Холла, в 1904 году он выдвинул концепцию данного возраста и описал связанные с этим периодом проблемы [10].

Одним из главных изменений данного возраста можно назвать то, что превалирующее влияние семьи сменяется влиянием сверстников, выступающих источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Данному изменению можно присвоить два направления: 1) уход от родительской опеки; 2) непосредственное вхождение в группу сверстников, которая становится доминирующим звеном социализации и установления отношений партнерами обоих полов [6].

Довольно большое количество исследователей обращает внимание на такую личностную особенность подростка, как чувство взрослости и «Я-концепцию».

Например, Л.С.Выготский считал центральным новообразованием чувство взрослости и трактовал его, как «возникающее представление о себе как уже не ребенке».

Помимо внешних проявлений взрослости, можно сказать о том, что подросток начинает относиться к себе как к взрослому, чувствовать себя взрослым, это и есть основное новообразование подросткового возраста. В подростковом возрасте, когда ребенок испытывает чувство взрослости, очень часто у него возникает желание оградить себя от вмешательства родителей, причем во многих проявлениях (отношения с друзьями, внешность, учеба). Также появляются собственные оценки, вкусы, взгляды, линия поведения.

Различия личностных характеристик подростков с разными видами одаренности.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности [4].

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса[11].

Рассматривая личностные характеристики и психологические особенности одаренных подростков, можно говорить о следующем.

До определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у более обычных детей. Многие особо одаренные дети недостаточно уделяют времени спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие старшим по возрасту одноклассникам накладывается, и явное нежелание ребенка заниматься скучной, по его мнению, деятельностью. Все вместе это приводит к выраженной неравномерности развития одаренного ребенка, последствия которой накладываются на его личность и являются одной из причин его многочисленных проблем [2].

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей отчетливое негодование и представление о них как об отъявленных индивидуалистах. Именно потому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми. Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство подростков с повышенными возможностями [5].

Одаренность определяется следующими параметрами:

  1. опережающим развитием познания;
  2. психологическим развитием;
  3. физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом:

  • Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.
  • Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.
  • У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
  • Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.
  • В частности одаренные подростки отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что подросток будет стараться довести его до совершенства. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.
  • У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы) [9; 7].

Психологическое развитие одаренных подростков также иное по сравнению со «средним» подростком.

  • У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.
  • У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
  • У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что подросток живет в своем мире, придуманном, а не реальном.
  • Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.
  • Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте.
  • Часто них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя[6; 7].

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 часов, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для одаренного подросткового возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка[4].

Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:

  • Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  • Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  • Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  • Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  • Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
  • Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними [8].

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети[3].

Выводы

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: Талант всегда пробьется". Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает [3].

В подростковом возрасте человеку необходимо умение находить общий язык с людьми различных взглядов, убеждений, национальностей. Иметь талант и желание находить точки соприкосновения по самым важным вопросам и на их основе вырабатывать компромисс, эти качества являются значимыми для подростка. В подростковом возрасте крайне важно, чтобы ребенок смог начать реализовываться в обществе, постепенно входить в новую взрослую жизнь, а это более сложно, когда есть одаренность, т.к. такие подростки отличаются мировоззрением и часто сталкиваются с непониманием. В статье было определено понятие одаренности, виды одаренности, описаны особенности развития детей подросткового возраста, обозначены характерные личностные особенности одаренных подростков. Все это говорит о том, что у детей с разным видом одаренности имеются отличительные особенности в личностных характеристиках. А это, в свою очередь, наталкивает на акцент в индивидуальном подходе к обучению детей с одаренностью.

Список литературы

  1. Белохвостова М.И. Психология подростка. – Киров: Слово, 2011. – 380 с.
  2. Боровецкая В. В. Одарённость как системное качество личности // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 740-742.
  3. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие Бабаева Ю.Д. /Под ред. В.И. Панова. – М., «Молодая гвардия», 2000. – 278с. (1)-(3)
  4. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.,: Издательский центр «Академия», 2001. – 416с. (11),(19)-(35),(36)-(42).
  5. Рыжковская И.М., Самокатова П.А. Самореализация подростка как актуальная проблема психологии развития // Вопросы психологии. – 2014. – № 11. – С. 64–75
  6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие. Издательство: Аспект пресс, 2005г. Твердый переплет, 460 стр.    
  7. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.
  8. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя)/ Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия. 2000. (4)-(7)
  9. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред.В.А. Лукова. – СПб: Союз, 1998. – 128с. – (Психология ребенка)
  10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.