Развитие речи детей через общение и игру

Кузнецова Оксана Александровна

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_obshchenie_i_igru.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей через общение и игру

  О.А.Кузнецова, Л.И.Фролова, А.К.Крылова

МБДОУ «Детский сад №166» г.Чебоксары, kuzne1982@bk.ru

Анотация: Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том: куда ходили, что видели, обращаться к близким взрослым с вопросами “Что это?”; “Как?”; “Зачем?”; “Где?”. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться – чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Ключевые слова: речь, игра, общение, словарный запас, звуки, слова.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
         В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом». 
        В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
        Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
         Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей: они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос - чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире можно, только разложив их по полочкам. Приучать ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, родителям нужно заняться изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. Эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Дети болтают без умолку, когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, нужно объяснить ребёнку, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забыть и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Цель - «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвет листьев, пней, веток. Можно найти на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробовать описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяться ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величавое, другое - веселое, третье - грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

«Один - много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки):

«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка - большая, металлическая, красивая);

«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка - [л], кошка - [к]): «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно Больше слов на заданный звук;

«Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];

«Я к вам пишу,,»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может выть любым.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Литература:

1.Аммосова В.В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей. - Якутск: Бичик, 1995.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. - М.: «Мозайка-Синтез», 2004.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001.

4. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12.

5. Ладыженская Т.А. Устная речь как предмет и средство обучения. - М.: Флинта, 1998.

6.Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.