«Воспитание сказкой»

Кузнецова Оксана Александровна

«Сказка-это зёрнышко, из которого

прорастает эмоциональная

 оценка ребёнком жизненных явлений»

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_o.a._vospitanie_skazkoy_statya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание сказкой»

Кузнецова Оксана Александровна воспитатель

МБДОУ «Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г.Чебоксары

«Сказка-это зёрнышко, из которого

прорастает эмоциональная

 оценка ребёнком жизненных явлений»

В.А.Сухомлинский

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Но самое главное сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребёнка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

 Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Почему воспитывать детей через сказку просто? Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.

Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь родители могут легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками. В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причём на подсознательном уровне.

Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.

Сказка формирует характер, воспитывает душу, развивают воображение и фантазию. Совместное чтение - возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.

Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и характера ребёнка. Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать сказкой. Для маленьких капризуль подходит воспитание потешкой.

В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных, более доступны для их понимания.

В возрасте 3-5 лет важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.

Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать детские детективы, повести Николая Носова. Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы.

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием -сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его

характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что немаловажно, результативным процессом!

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридевятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко – здесь, где мы живём.

Литература:

1.Аникин, В.П. Русская народная сказка: пособие для учителя. / В.П.Аникин. – Москва  : «Просвещение»,1986.-208 с.

2.Аникин, В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. / Рис А. Бисти. – Москва : Детская литература, 1988.-176 с.

3.Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: пособие. / Е.П. Арнаутова. - Москва : Карапуз, 2002.-264 с.

4. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие.  – 2-е изд., перераб. и доп. /  М.Д. Маханева, О.Л. Князева. –СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-304 с.

5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. / Л.Б. Фесюкова. – Харьков : ФОЛИО; Москва : АСТ, 2000. - 464 с.