Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие на острова чувств и эмоций"

Полстянкина Ольга Александровна

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Закрепить умение узнавать и выражать «Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх», «Злость», эмоциональные состояния в мимике. Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений. Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение. Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, между педагогом и воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе

«Путешествие на острова чувств и эмоций»

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Закрепить умение узнавать и выражать «Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх», «Злость», эмоциональные состояния в мимике. Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений. Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение. Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, между педагогом и воспитанниками.

Игра «Радостная встреча» 

Психолог. У меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу передать его вам по кругу. (Улыбается ребенку, передает плюшевое сердечко и говорят при этом слова: «Я очень рада видеть тебя…»).

- Что вы сейчас чувствуете?

Психолог. Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром в мое окно постучался «Солнечный лучик», и передал для вас письмо. Давайте прочитаем его?

«Привет, ребята! Я услышал про ваш детский сад, и мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. Я освещаю многие планеты, и вот на одной планете «Добрячки» случилась беда, к ним недавно прилетала злая волшебница и заколдовала их. Помогите, освободите их от колдовства и верните им их эмоции».

- Поможем «Солнечному лучику» расколдовать жителей планеты «Добрячки»?

- Чем мы можем помочь и как? (варианты ответов детей). Наверное, нам нужно отправиться на планету «Добрячки»? Вы согласны? Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали?

Психолог. Ребята, а как вы думаете, можно путешествовать на облаках? Мы сейчас превратимся в одно большое облако, беритесь за руки и полетим. (Под музыку «Облака» В. Шаинского).

Психолог. Вот мы и на планете «Добрячки». Нам предстоит выполнить несколько сложных заданий на волшебных полянках этой планеты.

«Поляна Радости» 

- Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

- А какое у него настроение?

- Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость — это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».

«Радость — это когда у всех праздник».

«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость — это когда нет войны».

«Радость — это когда все здоровы».

«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

Психолог. Вот вам первое задание. Игра «Волшебный мешочек»

– Человечек – радость сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?

«Остров Грусти»

- Что такое грусть? Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть). Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение?

Упражнение «Клубок»

Становитесь в круг…Сейчас мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что-то не получается…» (передаю клубок по кругу). А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек, и она исчезнет.

- А как вы думаете, как избавиться от грусти? Постараться улыбнуться, вспомнить о самом приятном на свете, например о сладкой конфете. Поиграть с друзьями.

«Пещера страха»

- Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение «Страшные звуки»  (звучит муз. Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)

Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

- Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

- Как вы догадались? (ответы детей).

Упражнение « Закончи предложение…»

«Страх – это, когда…», «Мама боится, когда…», «Воспитатель боится, когда…»,

«Я боюсь, когда…»

Упражнение « У страха глаза велики»

- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

- Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

- Как вы догадались? Изобразим злость. А поможет нам стихотворение:

Шел король Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком и стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи. (В.Приходько)

- Бывает такое, что вы злитесь? Что ты делаешь, когда злишься? (ругаюсь, дерусь, кричу….) А теперь, превратимся в злых мальчиков и девочек…

Брови сильно сдвинуты к переносице. Между бровями образуются складки. Рот сжат, немного кривится.

- Молодцы, ребята.

Упражнение «Коврик злости»

Здесь, оказывается тоже можно оставлять свою злость.… Предлагаю зайти на коврик(одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

«Тропинка «Удивления»

Какой человечек здесь живет? (Удивление). Как вы догадались? Когда мы удивляемся? Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.

Игра «Небылицы»

Зимой можно купаться?

А однажды летом я каталась на санках с горки!

Я видела собаку с тремя головами.

Днем на небе бывают звезды?

Психолог. Ребята, сколько картинок с эмоциями мы собрали? (5). Я думаю, жителям планеты Добрячков они очень нужны. Мы сделаем для них ромашку настроения и вместе с Солнечным лучиком отправим жителям планеты, чтобы они снова могли испытывать эмоции: радоваться, удивляться, огорчаться и злиться.

«Ромашка эмоций»

Психолог. Ребята, спасибо вам за помощь. Несмотря на то, что путешествие было  нелегким, вы отважно начали и успешно преодолели все трудности.

Дети образуют дружный круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, ДОБРОГО ДНЯ!», затем убирают кулачки.

Сказочное путешествие в мир эмоций

(конспект занятия)

Цель: закрепить полученные знания  об основных эмоциях; развивать умение  свои чувства и чувства других; научить детей способам выражения  собственных эмоций через мимику, жесты, позу, слово.

Основные задачи:

  1. Воспитательные: воспитание культуры поведения, умение вести себя в коллективе.
  2. Образовательные: обучение элементам техники выразительных движений; умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости по средствам мимики.
  3. Развивающие: развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей; способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения; координации слова с движением; обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих  различные эмоции, чувства настроения;  развитие у детей внимания; развитие наглядно-образного мышления; развитие мелкой моторики рук.

Формы занятия: игровая.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Основные методы обучения:

  • Беседа
  • Импровизация
  • Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
  • Мимические этюды
  • Коммуникативные упражнения
  • Развивающие упражнения
  • Физкультминутка для развития мелкой моторики рук

 

Методическая цель:  Познакомить педагогов с методами  и приемами способствующими развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Материал:

— разноцветные бумажные кораблики на голову детей

— пиктограммы с изображением  эмоций: удивления, страха, грусти, радости.

— картинка медведь вверх и заяц низ, картинка медведя и зайца.

— картинки «Нелепицы»  по количеству детей

— конверты 2 шт. (большие)

— разрезная картинка «Солнышко» (большая)

— 3 мольберта

— фломастеры по количеству детей

— звуки моря, песня про «Улыбку»

— картинка грустной девочки и веселой девочки (большая)

— картинка напуганного мальчика и веселого мальчика (большая)

— физ. принадлежности (канат, туннель, обручи, дуга).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Приветствие. «Улыбка по кругу»

Психолог: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть  секрет хорошего настроения. Вы готовы отправиться в путь?

Дети:          Да!

Психолог: Для этого вам нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы плыть.

Дети:          (дети выбирают кораблик)

Под спокойную музыку дети подплывают к 1- ому острову. (Мольберту)

Психолог:  Молодцы! Вот мы с вами приплыли  на первый остров.  Как вы думаете, ребята, как он называется? (Дети смотрят на пиктограмму)

Дети:           Удивление!

Психолог:  Правильно! А вы умеете удивляться?

Дети выражают  эмоцию удивления с помощью мимики (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты)

Психолог:  На этом острове живет необычное, удивительное животное. Посмотрите на него.

Дети рассматривают необычное животное. Голова от медвежонка, а туловище от зайчика.

Психолог:   Это удивительное животное не знает кто оно, и просит вас разобраться  кто он такой. Чтобы помощь  нашему зверьку, надо решить нелепицы.

Дети выполняют задания с картинками «Нелепицы» используя фломастеры. Пока дети выполняют задания психолог меняет картинки.

Психолог:  Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Образуя круг рассказывают друг другу свои ответы.

Психолог: Молодцы, ребята! Вы все правильно определили. Ой, посмотрите, что же произошло с нашим героем?

Дети:          ответы детей.

Психолог: Звери говорят вам спасибо! И дают вам за это волшебный конверт. Ребята давайте возьмем с собой конверт, может быть он нам еще пригодиться. Отправляемся дальше в путешествие.

Звучит мелодия моря.

Физкультминутка «Море».

Психолог: Дети давайте немножко отдохнем и поиграем.

По морю гуляют волны, одна маленькая волна, другая маленькая волна (волнообразные движения правой и левой рукой по очереди)

Вот большая волна – цунами. (сцепив руки в замок выполнять волнообразные движения двумя руками сразу)

По волнам плывут дельфины – мама и папа (синхронные волнообразные движения руками вперед)

Один нырнул, другой вынырнул (попеременные волнообразные движения руками вперед)

За ними плывут их дельфинятки сыночек и дочка (синхронные волнообразные движения кистями рук)

Один нырнул, другой вынырнул (попеременные волнообразные движения кистями рук)

Вот плывут их хвостики (руки в кулаки, большие пальцы делают круговые движения вместе)

Вот один плавничок, вот другой (руки в кулачки, указательные и средние пальцы делают круговые движения вместе)

Навстречу им плывут змейки, одна и другая (руки в кулачки, мизинчики делают круговые движения вместе)

А со дна морского выплывают медузы и осминожки (кулачки сжать, разжать несколько раз)

Показали ножки осминожки (пошевелили пальчиками)

Все они смеются, радуются и танцуют (потрясти руками)

Психолог: Дети поплыли дальше! (Играет музыка)

Психолог: Приплыли! Посмотрите на эмблему этого острова. Как вы думаете, как он называется?

Дети:         Остров страха!

Психолог:   Давайте попробуем изобразить страх на лице.

Дети изображают чувство страха с помощью мимики (глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт)

Психолог:  Дети посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что с ним случилось, Почему он напуган?

Дети:         отвечают на вопрос.

Психолог:  Ребята, оказывается он не слушал маму, убежал от нее в лес и потерялся. И ему очень страшно. Давайте ему поможем! Мы пройдем все  препятствия, и покажем дорогу домой.  Для этого нам надо пройти лабиринт.

Дети выполняют задание (туннель, дуга, канат, обручи)

Психолог:  Молодцы! Мы помогли мальчику найти дорогу домой. Теперь ему не страшно, ведь он дома с мамой. В благодарность он дарит вам это волшебный конверт, который вам еще пригодиться.

Психолог:  Поплыли дальше?

Дети под музыку плывут.

Психолог:  Смотрите на горизонте появился последний третий остров. Это необычный остров  — он заколдованный.  Все его жители  постоянно плачут. Посмотрите на эмблему этого  острова. Какая эмоция изображена здесь?

Дети:          Грусть!

Психолог:  Правильно, ребята! А вот одна из жительниц этого остова.

Психолог показывает портрет грустной девочки.

Психолог:  Эта маленькая Грустинка. Она знает зачем вы сюда приехали – вы хотите  вместе с ней погоревать!

Дети вместе с Грустинкой показывают эмоцию грусти (брови сдвинуты, уголки губ опущены)

Психолог:  Стоп! Стоп! Стоп!  Ребята, — это же волшебный остров Плакс! Вот видите, вы уже подаетесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники. Может быть мы сможем помочь маленькой Грустинке?

Дети:          ответы

Психолог:  Грустинка говорит, что ее может расколдовать волшебная картинка. Но у нее есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая ее остров, раскидала остальные кусочки на другие острова.

Психолог:  Ребята, давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах!

Дети открывают конверты и находят остальные кусочки.

Психолог: Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем остров Плакс.

Дети раскладывают  картинку на доске, где изображена  улыбающихся смайлик.

Психолог:  Ребята, как же перестать грустить?

Дети:          Нужно улыбнуться друг другу!

Звучит музыка М. Пляцковского  «Улыбка».

Психолог:  Правильно! Давайте больше улыбаться, чем грустить!

Психолог:  Ребята, а давайте поменяем эмблему острова Грусти на Радость.

Дети меняют эмблему.

Психолог:  А сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение». (рефлексия занятия)

Грусть это…..

Удивление это…

Злость это…..

Радость это ….

Психолог: Молодцы! Дети как вы думаете мы разгадали  секрет хорошего настроения?

Дети:           ответы.

Психолог:  Ребята, нам пора возвращаться. Давайте немного отдохнем перед дорогой домой.

Дети ложатся  на ковер. Звучит спокойная расслабляющая музыка. Упражнение «Солнечный зайчик».

Психолог:  А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул  солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дольше по лицу, нежно погладьте  его ладошками: на лбу, на носике, на ротике, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, что бы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки ноги. Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза  и встать.

Дети поднимаются и встают в кружок.

Психолог:  На этом наше волшебное путешествие подошло к концу. Я вам дарю эти кораблики. Давайте попрощаемся (пирамида рук). Спасибо вам ребята!

Использованные дополнительные материалы