Системный подход к процессу социально-психологической помощи детям и подросткам

Ткачева Татьяна Владимировна

Системный подход к процессу социально-психологической помощи

детям и подросткам//Опыт, проблемы и перспективы социально-экономического развития и социального управления в России и за рубежом, с.289-295//Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2011.-310 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64 КБ
Файл раннее развитие19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Т. В. Ткачева

директор

Психологического центра

г. Кронштадта,

педагог-психолог

Системный подход к процессу социально-психологической помощи

детям и подросткам//Опыт, проблемы и перспективы социально-экономического развития и социального управления в России и за рубежом, с.289-295//Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2011.-310 с.

Рассмотрим вопросы социально-психологической поддержки детей и подростков на примере деятельности Кронштадтского центра психолого-медико-социального сопровождения. Одной из задач Центра является развитие социальных навыков детей и подростков, их социализация. Это предполагает работу с детьми и их семьями по преодолению социальной беспомощности по отношению к  адаптации к жизни в социуме, по обеспечению комфортного самочувствия при решении личных и социальных задач, по развитию гибкости в поведении/мышлении и умения договариваться, выявлять собственные потребности, считаться с правами окружающих, находить пути выхода из создавшейся ситуации.

Наш опыт показывает, что ребенок, как элемент семейной системы, впитывает в себя все гласные и негласные законы, по которым живет его семья, все семейные ценности, которые транслирует его окружение через своё поведение, реакции, то есть обратную связь на какие-либо события, вне зависимости от вербальных посылов, которые могут либо совпадать с поведением окружения, либо ему противоречить.  Поэтому, главным для успешной социализации ребенка или подростка является необходимость социально-психологической работы со значимыми взрослыми, как правило,  родителями ребенка. Хорошо, если в данный процесс включены такие социальные институты как учреждения образования, здравоохранения и другие, плотно вплетенные в жизненное пространство ребенка. Однако опыт показывает, что даже при активном включении одних только родителей в программу развития социальных навыков их детей, для ребенка складываются необходимые и достаточные условия формирования необходимых социальных качеств,  способствующих адекватному поведению и комфортному самочувствию в социальной действительности.

Ключевым моментом в данной работе с родителями является научение их выстраивать с детьми и друг с другом четкие, адекватные границы, передавать ответственность детям и другим членам семьи за обеспечение своих насущных потребностей, умение жить своей жизнью и признавать такое же право за другими людьми.

Проблема отсутствия четких границ ответственности во взаимодействии отдельных людей и определенных групп в настоящее время превратилась в социальную проблему и требует четко продуманных мер на всех уровнях государственного взаимодействия, в том числе и в семейной системе. Поэтому, необходимо понимать, что и гражданское общество, как система, и производственная или профессиональная группа людей, как система, и семья тоже как система подчинены одним и тем же законам причинно-следственных связей системных изменений. И недооценивать эти законы невозможно. Важно понимать, что любое действие, влечет за собой определенные последствия, которые не обязательно наступят завтра, как правило, их проявление отсрочено по времени. И ребенок или подросток, как элемент этой системы, находится так же в определенной связи с теми проявлениями, которые в ней только что произошли, и последствиями, которые произойдут завтра. Поэтому нецелесообразно вкладывать социально-психологические усилия лишь в отдельно взятого ребенка, так как он зависим от своих родителей (хотя при определенных его качествах и уровне зрелости его действия могут стать тем пусковым механизмом, который запустит все необходимые процессы восстановления семейных отношений и взаимодействий), а необходимо работать со всей семьёй, используя системный подход.

Как правило в наше учреждение по данному вопросу обращаются  родители в состоянии беспомощности, в тот момент, когда ситуация доведена до тупиковой или кризисной. Обращение происходит тогда, когда перепробованы все имеющиеся в арсенале методы воздействия на ребенка, но это не привело к ожидаемому результату. Что делали родители? Они упрощали ситуацию до той, в которой, по их мнению, они уже могли ориентироваться сами без помощи, или рассматривали какой-то отдельно взятый элемент ситуации. Проблема заключается в том, что в результате им приходится иметь дело с разрозненными фрагментами, по сути отдельными «паззлами» картины, общее, целостное видение которой ускользает. И по этой причине любые усилия, направленные на отдельно взятую часть проблемы, не приводят к ожидаемому эффекту, силы растрачиваются, а проблема остается. Поэтому, вторым важным моментом является то, что мы рассматриваем семью как целостную систему, с определенными связями, развивающуюся по определенным системным законам, и транслируем необходимость рассматривать внутренние её процессы исходя из принципов системного мышления. 

Д. О. Коннор и Я.МакДермотт в работе «Искусство системного мышления»  очень четко описали все выгоды от применения данного подхода [1].

«Какую пользу может принести системное мышление?

■  Вы получите возможность лучше управлять своей жизнью, если научитесь видеть закономерности, управляющие происходящими в ней событиями. Это означает, что вы сможете контролировать свое здоровье, работу, финансы и личные взаимоотношения. Вы больше не будете беспомощны перед грядущим, а сможете предсказывать события и готовиться к ним.

■  Вы получите более эффективное средство для решения проблем и более действенные мыслительные стратегии, будете не просто лучше решать проблемы, но и сумеете изменить порождающее их мышление.

■  Останутся в прошлом или, по крайней мере, станут более редкими дни, когда вам приходится «напрягаться изо всех сил». Решая проблемы, мы зачастую упорно ломимся в «открытые двери» и только потом выясняем, что нужно было всего лишь потянуть ручку на себя. Системное мышление как раз и заключается в том, чтобы знать, с какой стороны расположены петли и в какую сторону открывается дверь. Если вы это знаете, то достаточно легонько толкнуть ее (или потянуть на себя).

■  Системное мышление - это основа четкости в мыслях и общении, это путь к тому, чтобы видеть больше и дальше. Очевидные обьяснения иногда неверны, а правота не всегда на стороне большинства. Видя другую, более широкую картину, вы сможете точнее понять происходящее и действовать так, чтобы в долгосрочной перспективе получать наилучшие результаты.

■  Системное мышление поможет вам уйти от поисков вины — в себе или в других. Такие действия бесполезны, поскольку, как правило, люди делают все возможное в рамках той системы, в которой находятся. Исход определяется ее структурой, а не их стараниями. Чтобы усилить свое влияние, нужно понять структуру системы.

■  Системное мышление необходимо, чтобы более эффективно управлять собой и другими. В бизнесе оно поможет вам постичь сложность процессов, и вы сможете понять, как их улучшить. Системное мышление учит создавать команды и направлять групповую работу, потому что любая группа или команда действует как система» [1. С.21-22].

Опираясь на вышесказанное, становится понятным, почему в работу по социализации подростка, в первую очередь включаются родители. При удачном прохождении программы родителями самому ребенку социально-психологическая помощь может даже и не потребоваться.

Итак, с какими же проблемами наиболее часто встречающимися обращаются в наш центр родители?

1. Проблема зависимого поведения, порождаемая социальной беспомощностью  в решении внутрисемейных противоречий и трудностей.

2. Проблема насилия в семье, как эмоционального, так и физического, выражаемая в неумении адекватно реагировать на поведение членов семьи в ходе повседневного общения с подростками   и друг другом, справляться с собственными эмоциональными проблемами.

3.  Проблема отсутствия здоровой модели внутрисемейных взаимоотношений, из-за    недостаточности    знаний    и    навыков    членов семьи и служб, работающих с семьей,    для    моделирования здорового, эффективного внутрисемейного взаимодействия.

Основная цель работы – создание условий  для трансляции здоровой модели семейных взаимоотношений и  обучения семьи преодолению  ее социальной беспомощности, которая является источником многих социальных проблем, таких как эмоциональное и физическое насилие, различные формы зависимостей, психосоматические заболевания, а также, трансляции здоровой модели семейных взаимоотношений.

Задачи:

  1. Психологическая помощь членам семьи в преодолении трудностей построения здоровых отношений внутри семьи.
  2.  Обучение членов семей здоровым формам взаимодействия.
  3. Обучение членов семей методам эффективного выстраивания отношений.
  4. Организация работы групп социальной поддержки с населением по месту жительства, и другим различным признакам, в том числе и с со-зависимыми членами семей.

Целевая группа проекта – семьи, готовые работать со своими проблемами, создающими высокий риск дисфункционального семейного развития.

Описание целевой группы.  Семья, в каждый момент времени, движется либо к социальному «выздоровлению», либо к «болезни». Здоровые семьи, в отличие от «больных», признают свои проблемы и открыто ищут помощи в решении этих проблем (конфликты супругов, начало употребления детьми и другими членами семьи психоактивных веществ, правонарушения детей, плохая успеваемость и т.д.).  Поэтому целевой группой проекта являются здоровые семьи, которые осознали свою проблему и ищут помощи. Семья, имеющая проблему, но не получившая помощь своевременно, постепенно начинает делать секрет из проблемы и превращается в нездоровую и дисфункциональную.

Методы и формы работы:

 Методы работы:

  • социальное проектирование;
  • развивающий диалог.

Формы работы:

  • индивидуальное и групповое консультирование членов семей;
  • семейное консультирование;
  • игровое консультирование детей до 10 лет;
  • обучение членов семей.

Ожидаемый результат. Семья, как любая  сложная система, проходит изменения медленно и неравномерно, с запаздыванием, поэтому необходимо в каждом конкретном случае оценивать степень продвижения по пути «выздоровления» семьи, не ожидая незамедлительных конкретных результатов. Однако результаты условно можно ранжировать в последовательность семейных достижений, таких как:

-  семья и ее члены перестают чувствовать себя беспомощными;

  • приходит успех в решении конфликтных, повторяющихся ситуаций;
  • появляется эмоциональная устойчивость;
  • приходит понимание того, что происходит и почему так происходит;
  • изменяется поведение одного члена семьи, что влечет за собой изменение поведения остальных членов семьи, происходит изменение семейной системы;
  • появляется новый способ взаимодействия семьи;
  • семья становится открытой, оказывает поддержку каждому члену семьи;
  • становится возможным управление собственной жизнью;
  • появляется опыт совместного решения проблем;
  • возникает системное видение проблемных ситуаций и знание того, что надо сделать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О’Коннор Д. Искусство системного мышления / Д. О’Коннор, Я. МакДермотт. М.: Центр новых технологий, 2006. 256 с.



Предварительный просмотр:

Раннее развитие или почему дети не хотят идти в школу.

В настоящее время стало очень модным с ранних лет заниматься развитием и обучением ребенка. По всей видимости это связано и с изобилием информации того как и с какими дидактическими играми этим заниматься, и с доступностью этого рода услуг, и с желанием упредить школьные трудности.

Про то, что спрос рождает предложение, и про коммертизацию развития тут говорить не будем. Остановимся на желании профилактировать школьные трудности. Ведь это вроде так понятно, придем в школу подготовленные - и все пойдет как по маслу. Но не тут то было. Опыт работы с первоклассниками  показывает, что последние годы дети уже! в детском саду не хотят идти в школу. Раньше тоже такое было, но по-другому. В первый класс, в школу, ребята очень стремились попасть, это считалось честью быть школьником, а интерес к учению пропадал примерно к 5 классу. Об этом много статей в свое время было написано. Но сегодня, спустя лет 15-20, ситуация можно сказать омолодилась.

Так почему же дети не хотят, как раньше, идти в школу? И помогает ли им ранняя подготовка к школе?

Во-первых, тотальная компьютеризация. О ней подробно здесь рассказывать не буду. Главное – это смещение акцента внимания ребенка с окружающего внешнего мира, который ему необходимо познать и освоить, научиться с ним взаимодействовать,  на гаджеты. Формирование ранней медиазависимости и, как следствие – несформированность жизненных навыков, которые должны быть освоены на разных возрастных этапах развития. Конечно, современный мир требует быстрого освоения новых технологий, но нельзя забывать, что жизнь человека разделена (условно говоря) на определенные этапы. И у каждого этапа – своя задача, которую ребенок, а потом уже и взрослый человек должен решить. И если этого не произойдет, то возможно в более позднем возрасте, придется решать те задачи, которые относились к  более раннему этапу развития. К примеру, Маугли научить говорить и думать как современный человек в 10-летнем возрасте очень трудно (если вообще возможно).

Во-вторых, ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Обучение по модели школьного обучения  – тормозит развитие ребенка. Заорганизованность детской жизни,  перегрузка этим обучением ребенок отторгает его.  А вот занятия у будущего учителя перед поступлением в школу, куда более полезны, т.к. это смягчает процесс адаптации к школьному обучению, происходит узнавание учителя, его требований, привыкание к  ребятам, такая мини подготовка, разминка перед стартом.

Одна мама, у которой ребенок всю неделю по графику ходил на разные кружки-занятия сокрушенно сетовала на то , что семья уже устала от его занятий и с ужасом ждет поступления в школу. Я спросила тогда, а есть ли у мальчишки свободное время, когда он может поваляться на полу с машинкой или кубиком, просто пофантазировать, побегать с домашними в догонялки, прятки и прочее?  Мама очень удивилась и сказала, что это было в её детстве, а сейчас все иначе. Но она вроде бы тоже понимает, что что-то в этой ситуации не правильно, но вот вдруг её знакомые мамы спросят – куда ваш мальчик ходит, а ей нечего ответить, а эти мамы начнут про свои кружки рассказывать. Она что плохая мать?  Спрашивает у сына - нравятся ли ему занятия, он кивает. А малыши часто и сами не знают нравятся им занятия или нет. Тут главное - их интерес. Если от конструктора невозможно оторваться несколько часов – это творческий процесс, интерес. Что ж получается, мы из страха оказаться не очень хорошей матерью таскаем ребенка по кружкам, которые ему не очень-то интересны, медленно тем самым убивая в нем желание познавать. Т.е. кратко и жестко это выглядит так- мы наносим вред своим детям дабы выглядеть прилично в глазах окружающих. Почему же это не понятно? Ведь понятно, что если мы будем учить ребенка ругаться матом, выпивать , курить- это вредно.

В третьих, вместе с этим нужно добавить и то, что семейное воспитание и досуг перестал быть развивающим. Родители перекладывают ответственность за развитие детей на образовательные организации. А было бы очень хорошо, если родители не заставляли решать интересные задачки детей, а сами бы увлеклись разгадыванием логических головоломок, и ребенок глядя на маму с папой сам подключился к этому процессу. И это бы было их семейным способом жизни. Сами бы читали вслух книги по очереди друг другу, сами бы музицировали, рисовали, придумывали четверостишья и т.д. и т.п. И в этом случае, не нужны были бы кружки с самого рождения. Потому что кружок, даже самый лучший с самой лучшей ведущей, никогда не заменит образа жизни семьи. Конечно, для кого- то в отдельных случаях это будет палочкой-выручалочкой, но… в отдельных случаях. Ребенка нельзя научить, оказывая на него воздействие, но можно научить, делая вместе с ним, интересуясь самим и вместе с ним, глядя на мир его глазами, но идти как бы на шаг впереди него,  на опережение, а иногда и просить его научит вас взрослых. Вы скажите, что нет времени? Мои учителя всегда говорили, что важно ни сколько времени мать проводит с ребенком, а как она его проводит. Можно часами гулять по парку, держа у уха телефон, и каждый будет сам по себе мать отдельно, ребенок отдельно. Хорошо, если он сам себя займет.

И в заключении хочу сказать, что диагностируя готовность к школе на выходе из детского сада, показатели готовности стали крайне низкими. 10 лет назад детям с такими показателями предложили бы повременить со школой. Очень многие дети не могут выполнять задания, расчитанные на 7  минут, больше 1,5-2 минут.  Они говорят что устали, что им надо отдохнуть. У большинства не развита зрительно-моторная координация, (это когда ребенок должен перерисовать точки или простые фигурки на свой листочек). Они не запоминают больше 3х символов, им не хочется искать решение занимательной задачи и т.д. и т.п. Обо всем этом в первую очередь надо задуматься мамам.

Если у вас возникли вопросы - наш телефон 8-911-824-08-01.

Директор Психологического центра г. Кронштадта

Т.В. Ткачева