Методическая разработка Тренинг командообразования и развития лидерских качеств педагогов

Зылькова Дарья Анатольевна

Цели:

- развитие навыков группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели;

- создание условий для проявления лидерских способностей педагогов, развитие лидерского потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Методическая разработка

Тренинг для педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной части

Командообразование и развитие лидерских качеств современного педагога

Цель:

- развитие навыков группового взаимодействия, улучшение коммуникации между членами группы, получение участниками опыта успешного достижения групповой цели;

- создание условий для проявления лидерских способностей педагогов, развитие лидерского потенциала.

Задачи:

- выявление основных качеств лидера;

- развитие навыков оценивания собственных действий и качеств личности;

- обучение навыкам взаимодействия в группе для достижения общей цели.

            Адресат: педагоги образовательных учреждений.

            Общая продолжительность: 2,5 часа.

            Структура занятия:

  1. Упражнение «Волшебный мешок»

Первый этап, знакомство:

Представиться, достать 1 предмет из мешка и назвать по одному положительному качеству, которым должен обладать современный педагог, которое есть у данного предмета или которое ассоциируется с этим предметом.

Примеры:

- иметь свой внутренний стержень как карандаш;

- имеющим достаточное количество знаний и мудрость, как книга;

- способность критически мыслить и исправлять свои ошибки, как корректор;

- умеющим зацепить внимание детей, как зажим для бумаги;

- слышащим детей, как наушники;

- поощрять, подбадривать учеников, как конфета;

- и т.д.

Ведущий записывает на доске или ватмане все названные качества.

Второй этап упражнения:

Участникам раздаются листы для индивидуального заполнения бланков. Задача педагогов – оценить, насколько развито у них каждое из качеств от 1 до 10 баллов.

Третий этап:

Каждый участник в обратную сторону круга повторяет названное раннее качество и способ, как это качество можно развить. Сначала говорит участник-обладатель вытащенного предмета, далее группа при необходимости добавляет свои ответы. Задача ведущего – дополнять и корректировать при необходимости услышанные высказывания.

Четвертый этап, подведение итогов:

Ведущий:

«С помощью данного упражнения мы сформировали образ идеального педагога, провели самооценку выделенных качеств и обсудили способы их развития, которые вы можете использовать на практике. Согласно учениям Л.С. Выготского, мы определили зону ближайшего развития для каждого из вас.»

  1. Упражнение «Вавилонская башня»

Каждому участнику команды дается индивидуальное задание. 

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, должен сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей. Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (10 минут).

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось трудным? Успешно ли было взаимодействие в группе? Благодаря чему?

  1. Упражнение «Необитаемый остров»

Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вам необходимо:

А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;

Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции,     роли, обязанности и т.п.);

В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).

     На это вам дается 20 мин. и полная свобода действий в рамках пунктов а – в.

     Обсуждение: Что вы чувствовали во время организации жизни на острове?

     Какую роль вы выполняли на острове?

     Вы были удовлетворены этой ролью?

     Если нет, то какая роль вам больше бы подошла?

     Как воспринималось поведение других на острове?