Обучающий тренинг в сенсорной комнате «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ с целью их успешной интеграции в среду сверстников»

Малютина Олеся Юрьевна

Формирование коммуникативных умеий у дошкольников с ОВЗ- современная проблема, требующая систематической и планомерной работы команды специалистов. Успешная социализация детей с ОВЗ в общество напрямую зависит от их умения преподать себя и успешно выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Данная работа должна проходить с привлечением современного реабилитационного оборудования и строиться в структуре: "Я и моё тело", "Я и мои желания и возможности", "Я и другие". Обучающий тренинг в сенсорной комнате направлен на осознание актуальности данной проблемы, на определение возможностей сенсорной комнаты в формировании коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ. Также участниками тренинга определяются и проводятся по основным направлениям заявленной проблемы коммуникативные игры, двигательные техники, релаксационные упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающий тренинг в сенсорной комнате

для учителей-дефектологов

Тема тренинга: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ с целью их успешной интеграции в среду сверстников» 

Задачи:

1.Формирование профессиональных навыков использования оборудования сенсорной комнаты в работе специального педагога.

2.Развитие творческого потенциала личности, воображения, профессиональной компетентности.

3.Воспитание активной позиции педагогов в использовании методов сенсорной стимуляции в формировании коммуникативных качеств воспитанников.

4.Знакомство с преимуществами сенсорной комнаты в процессе коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

5.Профилактика профессионального выгорания педагогов.

План тренинга:

  1. Вхождение участников семинара в мир сенсорных ощущений (психогимнастика). 
  2. Мини-лекция «Коммуникативное развитие дошкольника»
  3. Преимущества оборудования сенсорной комнаты (практическое обсуждение).
  4. Проведение с участниками семинара коррекционно- развивающих игр, частей занятия.
  5. Заключительная часть. Рефлексия.

  1. Вхождение участников практикума в мир сенсорных ощущений: 

Психогимнастическое упражнение «Мои ощущения».

Включается оборудование сенсорной комнаты:

1)релаксационный блок-диапроектор «Расплывающиеся пятна, панель «Столбики», панель «Водопад», музыкальное сопровождение  М. Глинка «Жаворонок»;

2) активационный блок-зеркальные шары в движении, диапроектор «Волшебные переливы», люминисцентная доска, красный фонарь.

 Педагоги поочерёдно в каждом блоке погружаются в мир ощущений, прислушиваются к своим ощущениям, возникающим мыслям, желаниям, расслабляются, активируются, ведущий семинара контролирует дыхание участников в блоке релаксации (дышим спокойно, медленно и глубоко, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот), их активность.

После выхода из мира сенсорных ощущений обсуждаются ощущения, впечатления участников, их изменения в зависимости от смены сенсорных стимулов, параллельно отмечаются преимущества сенсорной комнаты в работе педагога.

  1. Мини-лекция «Коммуникативное развитие дошкольника»

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений

— одна из важных задач воспитания личности

ребёнка дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В новейшем философском словаре термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т. д.

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Способность к общению состоит из: 1) желания вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умения организовать общение («Я умею!»); 3) знания норм и правил поведения («Я знаю!»). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

  1. Преимущества сенсорной комнаты.
  1. Изолированность от окружающего мира как стрессогенного фактора. Работа ведётся обязательно на фоне положительных эмоций клиента - индивидуальный проект.
  2. Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность ребенка,  активизирующие его мысли. Сенсорная   комната  обеспечивает  почти мгновенное установление теплого контакта между  педагогом и ребенком-  эффективность и результативность работы. Важно при работе с клиентами с низкой мотивацией, интеллектом и астенией…, при работе с родителями.
  3. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств  (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования - межанализаторная связь, ненаправленная коррекция.
  4. Активизируется мозговая активность, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).
  5. Возможность профессионального использования коррекционных методик по познавательному развитию различной направленности на фоне стимулирующего воздействия на организм  клиента оборудования сенсорной комнаты.
  6. Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности  и  мощности, дозированности и систематизированности их воздействия на   анализаторы клиента в зависимости от структуры и тяжести дефекта при сложной структуре нарушений при ОВЗ.
  7. Наличие силуэтных, абстрактных образов, связанных с  основными сенсорными эталонами, создающих возможности для  создания различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов (лес, планета, подводный мир, зима).
  8. Безопасность передвижения, изолированность от окружения, уют и комфорт в индивидуально подобранном для клиента пространстве- при ОВЗ.
  9. Взаимодействие релаксации и направленной коррекции.
  10. Состояние релаксации наступает через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате (значительно сокращается время на восстановление сил и работоспособности клиента).
  11. Профилактика профессионального выгорания специалиста.
  12. Комплексное воздействие на организм ребёнка сенсорной среды в сочетании с основным направленным воздействием специалиста.
  13. Богатая полисенсорная среда. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения, и тем самым способствует развитию здоровой манеры поведения. Чем скуднее мир сенсорных ощущений,  окружающих ребенка, тем уже мировоззрение и больше стереотипов, что создает предпосылки к девиантному поведению, агрессии и т.д.
  14. Широкий спектр возрастных границ клиентов с ОВЗ (от рождения до 18 лет).
  15. Узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.
  16. Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики, базовые составляющие психического развития клиента, включая когнитивную и речевую сферы.
  17. Сенсорная комната позволяет активизировать деятельность нарушенных путей (слабовидящим  - увидеть цвета, не умеющим сидеть – ощутить эту позу…). Если это невозможно в силу тяжести патологии, сенсорная комната позволяет компенсировать дефект более активной деятельностью сохранных функций.
  1. Проведение с участниками семинара коррекционно- развивающих игр, частей занятия.

Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ рекомендуется начинать с направлений: «Я и моё тело», «Я и мои способности и желания», «Я и другие». При этом используются коммуникативные игры и упражнения, методы двигательных техник, релаксации, когнитивные игры. Проведение их в условиях сенсорной комнаты значительно повышают эффективность проводимой работы и стимулируют детей на общение со своим телом, своими возможностями и желаниями, а в итоге- с окружением!

Варианты игр и упражнений разной направленности:

Двигательные техники:«Яйцо» (диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Расплывающиеся пятна», проекция на стену, классическая музыка). Предлагается  участникам сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Представить себя цыплятами, которые вылупляются из яйца. Психолог садится сзади «ребенка» (участника тренинга), обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку «вылупляться». Далее работа в парах.

«Тоннель». Участникам предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце.

Растяжка с дыханием «Собираем робота» (работа в парах). Участникам предлагается удобно лечь, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем их просят напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Напарник помогает определить степень расслабления каждой части тела и проблемные места растяжки. Снова предложить участникам прислушаться к своему телу и при необходимости дополнительно поработать с напряженными участками тела, например, сделать несколько медленных круговых движений головой или расслабить икры ног и т.д.

Дыхательные упражнения «Параходики» (под музыку «Звуки моря», голубой фонарь) (лежа на спине) (под музыку «Звуки моря», голубой фонарь). Исходное положение — лежа на спине. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

Глазодвигательные упражнения «Звездопад» (зеркальные шары в покое и движении) (лежа на спине). Они выполняются с широко открытым ртом. И. п. — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем- вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

Телесные упражнения «Барабанщики» (сидя на полу) (красный фонарь).

  • Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук.
  • «Перекрест». Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног. Наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторять упражнение трижды и менять перекрестное положение ног.
  • «Вездеход». «Качалка».

Упражнения для развития мелкой моторики рук (сидя на полу).

  • «Змейки». Предложите участникам представить, что их пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от вас, потом — друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
  • «Кулак—ребро—ладонь». «Лезгинка». «Ухо—нос».
  •                                              

  • Когнитивное упражнение «Шумящие коробочки» (формирование аудиальной памяти). И. п. — сидя на полу. Психологу необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и др.), которые при сотрясении создают различные шумы. Участники с закрытыми глазами прислушиваются к шуму одной из коробочек, которую трясет инструктор, затем перебирают свои коробочки и находят аналогичную.
  • Когнитивное упражнение «Медузы», «Осьминожки» (диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Море») (формирование пространственных представлений, стимуляция осязательного восприятия). Варианты игры: 1) дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.; 2) участники садятся паравозиком, близко друг к другу, руки расставляют в стороны, веером, представляя медузу, осьминога. Один участник с закрытыми глазами пытается определить чьи руки-«щупальца» он нашёл, что они делают (извиваются, напряжены, висят)
  • Коммуникативное упражнение «Костер» (диапроектор Солар-250, колесо «Волшебные переливы», проекция на полу). Участники садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде (словесной инструкции) «жарко» участники должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».

Коммуникативное упражнение «Имя». Участники садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.

Коммуникативное упражнение «Скала». Участники на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия практического занятия участниками практикума (основные игры и упражнения, направления работы педагога в сенсорной комнате, преимущества оборудования, субъективные ощущения, эмоциональный фон участников, мотивационные ощущения).