Выступление на региональном семинаре «Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями» на базе ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г.Казань) Нижнекамского филиала.

Малютина Олеся Юрьевна

Произвольность- это функция, которая "модулирует" все развитие ребёнка, детерминирует психические новообразования. Она является важной составляющей воли, оперраций программирования и контроля, мотивационной активности. формирование произвольности психической активности согласно современной модели психического развития ребёнка является одной из трёх базовых составляющих, на основе которых выстраивается высший уровень психической деятельности. современный педагог должен подходить к проблеме коррекции и развития психических процессов ребёнка с точки зрения причинности и базовой направленности своей работы с ребёнком "снизу вверх", уметь диагностировать базовые предпосылки психического развития. Интерактивная среда поможет педагогу качественно провести работу по диагностике и развитию, профилактике и коррекции сенсомоторного (базового) уровня психической произвольной активности, на основе которой будут отстраиваться важные ВПФ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование произвольности психической активности ( 1 уровень-сенсомоторный ) у детей с ОВЗ с использованием методов интерактивной среды

Слайд 2

Произвольность-это функция, которая «модулирует» всё развитие ребёнка, детерминирует психические новообразования.

Слайд 3

Произвольность психической активности регуляция действий мотивационная активность волевые усилия контроль и программирование деятельности

Слайд 4

Трёхуровневая модель психического развития ( ВПФ, познавательная сфера в целом) Высший уровень Базовые составляющие Уровень причин

Слайд 5

Структура базовых составляющих психического развития 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1 уровень Произвольность ВПФ Произвольность сенсомоторной активности 4 уровень 3 уровень 2 уровень 1 уровень Произвольность сенсомоторной активности Произвольность эмоциональной регуляции

Слайд 6

Произвольность психической активности

Слайд 7

Типология отклоняющегося развития

Слайд 8

Произвольность психической активности в своём развитии может: Искажаться (РДА) Задерживаться (ЗПР) Недоразвиваться (у/о) Нарушаться (повреждаться) (ДЦП, нарушения слуха, зрения)

Слайд 9

Развитие произвольности психической активности нарушается различно: При умственной отсталости При нарушениях речи

Слайд 10

ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: последовательно оцениваются следующие параметры развития: Во-первых, возможность совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела в соответствии с заданной инструкцией (одновременное расслабление-напряжение обеих ног или рук, отдельных конечностей, попеременные движения конечностями, например, сгибание-разгибание руки или ноги). Во-вторых, возможность произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы) в направлении от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног. В-третьих, возможность регуляции силы мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое», желательно, с сохранением последовательности.

Слайд 11

Законы развития движений 1.Закон преемственности функций . Становление двигательных навыков преемственно и поэтапно. 2.Закон перекрытия стадий . Ребёнок осваивает одни стадии, совершенствуясь в других. 3. Закон последовательной дифференциации . Сначала формируется общее движение, которое потом осуществляется изолированно. 4.Цефало-каудальный закон: последовательность включения различных частей тела в «работу». 5.Проксимо-дистальный закон : движения от средних линий тела к дальним. 6.Закон основной оси: движения в плоскости, параллельной основной оси тела.

Слайд 12

Основные направления коррекционно - развивающей работы: Снизу вверх (онтогенетический подход) Сверху вниз (симптоматическая направленность)

Слайд 13

Система занятий проводится с использованием двигательных техник и представляет собой трёх уровневую систему: У ровень 1: «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов» (элиминация дефекта и функциональная активация подкорковых образований). Уровень 2: «Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром» . ( элиминация дефекта и функциональная активация задних и премоторных отделов обоих полушарий мозга). Уровень 3: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторного процесса» (передние префронтальные отделы мозга)

Слайд 14

Сенсорная комната- это организованная особым образом окружающая среда, в которой происходит «оккупация мозга» сенсорными стимулами

Слайд 15

Этапы коррекционной работы I этап - адаптационный. Его цель - снять напряжение мышц, их релаксация. Данный этап был обусловлен необходимостью снятия антагонизма между мышечной (двигательной) активностью детей и способностью их к сосредоточению. II этап программы включал тренировку и развитие произвольного внимания. III этап программы был направлен на тренировку и развитие произвольности действий.. IV этап - тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача - формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять ее качество и эффективность выполнения.

Слайд 16

Методы развития и коррекции произвольности двигательной активности

Слайд 17

Команда специалистов , работающих над развитием произвольности двигательной активности

Слайд 18

Методы нейропсихологической коррекции в коррекционно- развивающей и формирующей работе Растяжки- нормализуют гипотонус (снижена психическая и двигательная активность, эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость воли) и гипертонус . Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, опосредованно активизируют лобную долю, контролирующую мышление, речь и поведение. В сочетании с движениями языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Телесные упражнения , мелкая моторика развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии , мышечные зажимы- дифференциация сенсорной информации, опосредованно через лобную долю активизируют внутреннюю речь, произвольность и контроль .

Слайд 19

Волшебный мир сенсорных ощущений Сенсорная комната СНУЗЛИН

Слайд 20

Формирование произвольности владения собственным телом Упражнение «Берёзка»

Слайд 21

Упражнение «Раскрась своё тело» Произвольность телесной ориентировки

Слайд 22

«На берегу океана» Релаксация, расслабление-напряжение

Слайд 23

Растяжка «Морская звезда» Произвольность двигательной активности тела

Слайд 24

Упражнение «Чаша добра» Дыхательные упражнения, произвольность тела в вертикальной плоскости

Слайд 25

Этюд «Пробуждение цветов»

Слайд 26

Этюд «Бабочка в паутине»

Слайд 27

Упражнение «Хвост павлина»

Слайд 28

Упражнение «Лягушки и бабочки»

Слайд 29

Люминисцентная доска.