Занятие в сенсорной комнате по развитию и коррекции когнитивной сферы у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта "Белая-белая сказка"

Малютина Олеся Юрьевна

Занятие с интерактивным обрудованием по формированию у детей сенсорного восприятия, произвольности познавательных процессов, активных и гибких представлений о зимних явлениях. Элементы психогимнастики, физминутки и релаксации помогают педагогу поддерживать работоспособность и мотивацию к познанию на протяжении всего занятия. Рефлексия является важным моментом работы для формирования самоосознания и глубины усвоения знаний. Сенсорная комната создаёт сказочную обстановку, формирует абстактные картины зимних пейзажей, мгновенно устанавливает тесный контакт педагога с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в сенсорной комнате

по развитию и коррекции когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

со сложной структурой дефекта

Тема:  “Белая-белая сказка”

Задачи:

  1. Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения при восприятии зимних явлений.
  2. Развивать и корректировать произвольность познавательных процессов.
  3. Развивать зрительное, тактильное, слуховое восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, образную память.
  4. Развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.
  5. Развивать и корректировать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с зимними явлениями.
  6. Формировать активные, гибкие представления о зимних явлениях.
  7. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование

  1. Интерактивные панели сенсорного оборудования.
  2. Дополнительно  к комплекту оборудования сенсорной комнаты: цветик-семицветик, пиктограммы основных эмоций, чудесный мешочек, плоскостные  геометрические формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), предметные картинки с изображением природных явлений, птиц, животных, растений, одежды зимнего, осеннего, летнего сезонов года (по 3 на каждого ребенка).

Ход занятия:

Основные части занятия, цели,

оборудование

Ход занятия

1. Вводная часть

- упражнение “Моё настроение”

(психогимнастика)(оборудование:пиктограммы эмоций радости, грусти, злости)

Цель: создать положительный настрой на занятие, закреплять знания об основных эмоциях.

-игра “Кто я?” (психогимнастика) (оборудование:мяч)

Цель: развивать самосознание на основе упражнения в самоопределении относительно родственных связей, пола, социума, возраста.

- постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент  (дневной свет, цветик-семицветик)

- умственная разминка “По цветным дорожкам”(оборудование: чудесный мешочек с геометрическими формами, предметные картинки по сезонам года)

Цель: концентрация внимания, закреплять навыки подбора предметов к  материалу изготовления, геометрической форме, развивать тактильно-двигательное восприятие, активизировать представления об основных признаках зимы, осени, лета.

2. Основная часть.

-“Зимняя сказка” (оборудование: голубой фонарь, интерактивные панели “Столбики”, “Телевизор”, “Водопад”)

Цель: развивать операции ассоциативного мышления на основе упражнения в сравнении оборудования комнаты с зимним периодом, развивать гибкость, активность представлений о природных явлениях, основных признаках зимы

- Физ/минутка “Игры зимой” (оборудование: аудиокассета “Времена года” – “У камелька”)

- игра “Зимний лес” (оборудование: интерактивная панель “Столбики”, тактильная панель)

Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительно- тактильное восприятие на основе упражнений в ассоциации образцов панели с животными, птицами зимнего леса, определяя признаки их сходства и отличия

  1. Заключительная часть

-игра “На полянке” (оборудование: зеркальные шары, световые пушки)

Цель: релаксация, развивать умение слушать стихотворение, воспринимать красоту художественного слова

- рефлексия

Психолог:

  • С каким настроением вы пришли на занятие? (расскажите, покажите)
  • С каким настроением я вас встречаю?  Я очень рада видеть вас. У меня есть два друга-колобка. Посмотрите, какое  у них настроение? (грустное, сердитое,  злое…). Какое настроение возьмем с собой  на занятие? (веселое, хорошее, радостное…)

 - Расскажем колобкам- кто мы? Поиграем в игру “Кто я?”, поможет  нам  веселый мяч (дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос: “Кто ты?”: мальчик, девочка, ребенок, человек, внук, сын, брат, друг, мы – люди).

  • Сегодня в нашей волшебной комнате вырос волшебный цветок (педагог показывает цветок), все лепестки у него разного цвета (дети называют цвета). Он волшебный – помогает путешествовать. Хотите отправиться в путешествие? Какое сейчас время года? Предлагаю вам отправиться в путешествие в зимнюю сказку. Согласны?

  • До волшебного цветика-семицветика можно дойти по цветным дорожкам. На каждой дорожке – 3 клеточки, пройдете их, если выполните задания (дети передвигаются по клеточкам дорожек, выполняя задания):
  1. Игра “Один – много” (педагог называет предмет в единственном числе, дети - во множественном): ветер- ветры, мороз -морозы, сугроб – сугробы….
  2. “Подбери предмет” (педагог называет  материал изготовления, дети – предметы, сделанные из этого материала)
  • Что бывает стеклянным (деревянным, пластмассовым, железным)?
  1. “Чудесный мешочек”  (педагог предлагает детям на ощупь определить геометрические формы, подобрать предметы к данной форме)
  2. “Сезоны года” (дети выбирают из группы предметных картинок картинки по теме “Зима”, объясняя свой выбор, называют к какому времени года относятся оставшиеся картинки)

Психолог:

  • Вот мы и дошли до цветика-семицветика. Какого цвета лепесток поможет нам попасть в зимнюю сказку? (белого). Взялись дружно за руки, произносим волшебные слова-заклинания:

               Лети, лети лепесток

               Как весенний ветерок

               Лишь коснешься ты земли –

               В зимнюю сказку нас перенеси.

  • Все вокруг белым-бело

     Много снега намело

  • Где лежит снег? (на земле белым одеялом, на деревьях, домах,  намело сугробы)
  • Какой снег зимой? (холодный, белый, блестящий, сверкающий, искрящийся, хрустящий, пушистый, легкий, чистый – грязный, мокрый)
  • Каким цветом зимой солнце? (белым, голубым). Почему? (светит, но не греет, холодное).
  • А это что зимой? (столбики) –  деревья
  • Что это у деревьев? (стволы, макушки, корни).
  • Какие деревья зимой? (снежные, холодные, голые, спящие, одетые в белые шубки).
  • Почему вы решили, что деревья спят? (медленно дышат, мало пьют, сок двигается медленно).

(включается панель “Телевизор”)

  • На что это похоже зимой? (снежинки, мороз, салют, узоры на стекле, снег искрится).
  • Как мы называем  это явление, когда падают снежинки с неба? (снегопад). А если- снегопад с ветром? (метель, пурга, вьюга, буран).
  • Почему мороз красный?  Как люди спасаются от мороза? (надевают шубы, шапки, валенки, варежки…).
  • Когда зимой мы видим салют? (в праздник Новый год).

(включается панель “Водопад”)

  • На что похожи ниточки зимой? (на сосульки, на снежинки)
  • Сплетем по одной снежинке. Какой она формы? Что случится со снежинкой, если она упадет на ладошку? (растает, потому что боится тепла).
  • Из чего состоит снег? (из воды)

Дети имитируют движениями зимние забавы, называя их (катание на санках, на лыжах, на коньках, на ледянках, игра в хоккей, снежки, лепка снеговика)

Психолог:

  • Хотите отправиться в зимний лес? Чего много в лесу? (деревьев)
  • Кто живет в зимнем лесу? (животные, насекомые, птицы – дети перечисляют их, называют что они делают зимой в лесу)
  • Найдем в зимнем лесу его обитателей?! Я загадываю загадки, вы отгадываете и находите этих животных или птиц “в лесу”.

Загадки: - Шубка – иголки

                 Свернется он – колкий

                 Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж)

- Это что за зверь лесной

  Встал как столбик под сосной

 И стоит среди травы

 Уши выше головы   (Заяц)

- Разбойник серый, нет ему веры

  Все клыками щелк.Кто это? (Волк)

  - Черноклювый, красногрудый

    И зимой найдет приют:

    Не боится он простуды –

    С первым снегом тут как тут! (снегирь)

 (дети объясняют признаки ассоциации образцов панели с обитателями леса)

Психолог:

  • Мы долго путешествовали, пора отдохнуть. Ложитесь поудобнее. Полюбуемся на зиму ещё раз (психолог проверяет расслабление мышц тела у каждого ребёнка)

Чтение стихотворения И.З.Сурикова “Зима”

-Какая зима? (красивая, морозная, снежная, весёлая). Почему? Это хорошо или плохо?

-Возвращаемся в детский сад (дети закрывают глаза, оборудование выключается). Вот мы и вернулись в детский сад. Потянулись и потихонечку встаём.

-Понравилось вам путешествие? Какое у вас сейчас настроение? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали сегодня? Мы дарим вам колобков с весёлым настроением, пусть это настроение сохранится у вас на весь день. Занятие окончено. Сегодня все хорошо занимались. Спасибо вам за работу.