Доклад на Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Методологические основы практической подготовки студентов в области специальной педагогики и психологии на базе МАУО"

Малютина Олеся Юрьевна
Педагогическая практика студентов является важной составной частью основных образовательных программ высшего профессионального образования, а также одной из форм организации учебного процесса, направленной на приобретение студентами умений профессиональной педагогической деятельности. МАУО «Надежда» на протяжении многих лет является так называемой эмпирической базой для практики студентов ИЭУиП г. Нижнекамска (ныне Нижнекамский филиал Казанского университета инновационных технологий имени В.Г. Тимирясова), получающих высшее профессиональное образование или проходящих курсы профессиональной переподготовки по специальностям в области дефектологии, логопедии, дошкольной и школьной педагогики и психологии. На базе всех отделений МАУО «Надежда» студентами ежегодно проводятся опытно-экспериментальные работы в ходе различных видов практик: учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная. Студенты посещаю занятия, уроки, семинары-практики, школы для родителей, активно вовлекаются в дискуссии, обсуждения и круглые столы. При этом решается целый ряд важных психолого- педагогических задач теоретического и практического назначения как в направлении подготовки будущих кадров в области коррекционной педагогики и психологии, так и в области повышения профессиональных компетенций практикующих специалистов учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина О.Ю. педагог-психолог МАУО «Надежда»

Методологические основы практической подготовки студентов в области специальной педагогики и психологии на базе МАУО «Надежда»

Педагогическая практика студентов является важной составной частью основных образовательных программ высшего профессионального образования, а также одной из форм организации учебного процесса, направленной на приобретение студентами умений профессиональной педагогической деятельности.

Особенно она эффективна, если преподаватель, дающий теоретические знания студентам, имеет практический опыт работы в области преподаваемой им дисциплины и смежных дисциплин.

МАУО «Надежда»  (ранее МПРЦ «Надежда»)  на протяжении многих лет является так называемой эмпирической базой для практики студентов ИЭУиП г. Нижнекамска (ныне Нижнекамский  филиал Казанского университета инновационных технологий имени В.Г. Тимирясова), получающих высшее профессиональное образование или проходящих курсы профессиональной переподготовки по специальностям в области дефектологии, логопедии, дошкольной и школьной педагогики и психологии.  Данное направление работы считается одним из наиболее важных в деле повышения компетентности, профессионализма и самообразования педагогов, работающих в учреждении, а также в деле повышения эффективности и качества подготовки будущих специалистов коррекционных и общеобразовательных учреждений.

На базе всех отделений МАУО «Надежда» студентами ежегодно проводятся опытно-экспериментальные работы в ходе различных видов практик: учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная.

Ряд специалистов школы-интерната, детского сада и реабилитационного отделения нашего учреждения уже более 5-10 лет занимаются преподавательской практикой в Казанском университете инновационных технологий имени В.Г. Тимирясова (Нижнекамский филиал) на факультете психологии и в отделении дополнительного и бизнес -образования, делясь со студентами не только теоретическими знаниями в области своей профессии, но и подкрепляя их разными практическими примерами из своего многолетнего опыта работы.

Практикующие педагоги МАУО «Надежда» (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психологи, воспитатели, узкие специалисты, учителя- предметники и учителя начальных классов) ежегодно показывают для студентов очной, заочной и вечерней форм обучения открытые уроки, комплексные и интегрированные, индивидуальные и групповые занятия, воспитательные мероприятия, дают мастер- классы. При этом происходит активное так называемое взаиморазвитие и взаимообразование как студентов, так и специалистов- практиков. Именно в этой форме взаимодействия «студент- специалист-практик» и происходит взаимное слияние теоретических и практических знаний.

Что приобретает специалист-практик в ходе практической работы со студентами?

Во -первых, он закрепляет, совершенствует, систематизирует и углубляет сформированные профессиональные умения и навыки  коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Во –вторых, у него формируется умение методологически обосновывать и практически подтверждать грамотность и эффективность использования выбранной им системы, средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на воспитанников и обучающихся. Формируются и совершенствуются навыки самоконтроля и самооценки специалиста.

В- третьих, педагог получает возможность конструктивного взаимообмена мнениями, возможность построения продуктивной дискуссии на возникающие спорные и не достаточно изученные в теоретическом или практическом плане темы, проблемные психолого-педагогические ситуации. Например, относительно выбора эффективных приёмов и методов коррекционного воздействия на ребёнка с сочетанной структурой дефекта, где один дефект требует применения конкретного коррекционного приёма, а другой- отрицает его; относительно учёта индивидуально-личностных черт характера, вторичных и тритичных отклонений в развитии ребёнка в ходе учебно-воспитательного воздействия, их предупреждения; относительно  определения взаимосвязи психокоррекционных направлений работы с вектором «сверху вниз» и «снизу вверх» в ходе планирования реабилитационных мероприятий с конкретным ребёнком и т.п.

Хорошо организованное обсуждение просмотренного студентами мероприятия является эффективной формой повышения психолого-педагогической и методической грамотности педагогов, развивает их рефлексивные способности, позволяет внедрить методические находки мероприятия в педагогическую практику многих педагогов, что в свою очередь позволяет повысить качество учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ. Нельзя при этом забывать, что многие студенты (преимущественно заочной и вечерней форм обучения) являются практикующими работниками в области смежных профессий или работают уже в дошкольных и школьных учреждениях, а значит, имеют определённый опыт педагогической работы.

В-четвёртых, открытое учебное и воспитательное мероприятие- одна из важнейших форм распространения передового педагогического опыта (как в среде молодых начинающих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, так и на уровне опытных практиков). Особенно сложно детям коррекционных учреждений естественно реагировать в ходе учебного процесса на присутствие зрителей, это в свою очередь требует от  педагога большего профессионализма в своей деятельности.

Нельзя не отметить и возникающие, стимулирующиеся в ходе подготовки и проведения открытых мероприятий творческие способности педагогов. Креативность помогает педагогу быть более гибким, находить не ординарные, но порой очень действенные пути повышения качества образовательного и воспитательного процессов.

Нельзя забывать и других важных участников данного двухстороннего процесса обмена опытом- студентов, относительно которых решаются также не менее важные профессиональные задачи.

Общеизвестно, что преподавание психологии и педагогики (особенно коррекционной) имеет специфику по сравнению с преподаванием других (технических, естественных и т.д.) наук. Специфика в том, что в результате преподавания психологии и педагогики (в том числе коррекционной) важно не только и не столько информировать учащихся, сколько продемонстрировать способность использовать психологические и педагогические знания в конкретных практических ситуациях, с конкретным контингентом воспитанников и обучающихся, в конкретном коррекционном учреждении. А главное, все сформированные умения и навыки студентов должны в их практической работе вести к конечной главной цели- успешной интеграции детей с ОВЗ в общество, их самореализации и социализации в микро- и макросоциуме.

Открытые мероприятия для студентов на базе МАУО «Надежда» способствуют решению ряда важных задач педагогической практики, среди которых:

  1. закрепление, углубление на практике теоретических знаний по специальной психологии и педагогике;
  2. формирование представлений о себе, как о педагоге; выработка адекватных профессиональных установок в педагогической деятельности;
  3. приобретение начальных умений педагогической деятельности, закрепление и формирование индивидуального стиля педагога путем посещения и активного обсуждения, посильного участия в различных типах занятий и уроков;
  4. формирование творческого подхода к коррекционно- педагогической деятельности; 
  5. развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных и психологических способностей;
  6. знакомство с различными учебными и воспитательными программами коррекционных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста;
  7. изучение опыта работы квалифицированных педагогов;
  8. системный анализ своей педагогической деятельности совместно с другими студентами и преподавателями (для практикующих студентов);
  9. осуществление методической работы (самостоятельная разработка конспектов практических занятий, уроков, участие в методических семинарах-практикумах, тренингах);
  10. приобретение умений исследовательской деятельности при изучении индивидуально-психологических особенностей личности учащихся и воспитанников МАУО «Надежда»;

10.формирование профессиональной позиции педагога коррекционного учреждения, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

11.знакомство со спецификой деятельности педагогов различного профиля в команде специалистов коррекционного учреждения;

12. в той или иной мере происходит проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности, воспитание любви к выбранной профессии;

12. развитие навыков самоанализа, рефлексии.

На базе нашего учреждения студенты имеют уникальную возможность изучения особенностей комплексной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ различных статусов инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, нарушения интеллекта, сложная структура дефекта), а также широкого возрастного диапазона (от рождения до 18 лет).

Таким образом, производственная практика на базе МАУО «Надежда» выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов: обучающую, развивающую, воспитывающую и диагностическую.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности. Эти профессиональные и личностные качества являются неотъемлемой частью профиля современного педагога коррекционного учреждения.