Как разгрузить детское время

Худяшова Наталья Ивановна

Английский язык, плавание, изостудия, школа верховой езды... с первых лет дети включены в бешеный ритм «взрослой» жизни, непрерывную гонку за достижениями. В результате, успевая все, они зачастую не успевают главного - понять, что же такое время и как им распоряжаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razgruzit_detskoe_vremya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Как разгрузить детское время

Английский язык, плавание, изостудия, школа верховой езды... с первых лет дети включены в бешеный ритм «взрослой» жизни, непрерывную гонку за достижениями. В результате, успевая все, они зачастую не успевают главного - понять, что же такое время и как им распоряжаться.

Когда у 5-летней Кати выпал пер выи молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! 3начит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, - рыдала девочка. - Не хочу до ночи работать, как вы!». А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа: «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»

Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.

Почувствовать ход времени

Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.

«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, - признается Катя, мама двухлетней дочки. - Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и yкpoп».

Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько - чтобы созрели помидоры и яблоки. «Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», - поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.

Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно - так время становится для них реальным. «Завтра» - это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.

Осознать, что происходит

«Зачем я делаю то, что делаю?» ответ на этот вопрос важен для человека любого возраста. Не отдавая себе отчета в том, на что и с какой целью расходуется время, мы едва ли сумеем выдержать напряженный график, в котором практически все мы живем. Многим знакома эта сцена: раннее утро, мама пытается одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю - быть может, первую и последнюю за день - и помочь сыну или дочке собраться в детский сад или школу. В этой ситуации от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» удержаться непросто. Но ребенку еще труднее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть картинки в книжке? Почему сердится мама? Образуется порочный круг: малыш начинает нервничать, темп сборов окончательно падает, имама раздражается еще больше. «Каждый процесс можно разделить на три этапа, - поясняет психотерапевт Наталья Кедрова. - Сначала мы ориентируемся в ситуации, потом начинаем двигаться к цели и, наконец анализируем и усваиваем полученный опыт. В отношениях с ребенком проблема чаще всего в том, что взрослый зачастую «проскакивает» первый этап: он-то уже сориентировался и начал действовать, а теперь подгоняет ребенка, забывая, что тот отстает от него на шаг».

Все мы, а дети особенно, не любим совершать действия, смысла которых не понимаем. Для ребенка, вынужденного постоянно подчиняться никак неаргументированным требованиям взрослых, время - непостижимое и почти всегда враждебное - становится источником постоянной тревоги. И самый простой способ избавиться от нее – механически исполнять команды старших, стараясь как можно меньше вникать в их суть. «Ребенок, которого все время торопят и мало объясняют причины спешки, привыкает подчиняться обстоятельствам и даже не пытается планировать свое будущее: все равно оно зависит не от него, - продолжает Наталья Кедрова. - Есть риск, что, повзрослев, такой ребенок с трудом сможет принимать самостоятельные решения».

Старайтесь быть разумными родителями!

С уважением, Наталья Ивановна Худяшова, педагог-психолог