Выступление на тему «Формирование творческой активности у детей с ОВЗ средствами проекции полисенсорного пространства» на региональном семинаре-практикуме «Развитие возможностей, творческой активности детей с ОВЗ посредством проектной деятельности»

Малютина Олеся Юрьевна

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Творческие способности активно развиваются у человека уже начиная с дошкольного возраста. Многие современные психологи и педагоги уделяют этому особое внимание, а дошкольники с большим желанием проявляют творческие умения в различных видах деятельности. Развитие творчества дошкольников с ОВЗ достаточно сложный процесс, который, осуществляется, опираясь, прежде всего, на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Различные клинические проявления болезни могут существенно усложнить данный процесс и требуют особой организации педагогического процесса в данном направлении. В выступлении рассматриваются гипотезы формирования творческих способностей зарубежных и отечественных учёных, основные компоненты творчества. Определяются возможности интерактивного оборудования в работе над творческими способностями дошкольников. Даются примеры игр на творческое мышление и воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Формирование творческой активности у детей с ОВЗ средствами проекции полисенсорного пространства»

Задачи:

  • Определение актуальности, основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
  • Наметить основные направлений работы по развитию творческих способностей в условиях интерактивной среды.
  • Выделить преимущества полисенсорного оборудования в развитии креативности дошкольников с ОВЗ.

Основные тезисы выступления:

Актуальность темы:

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Творческие способности активно развиваются у человека уже начиная с дошкольного возраста. Многие современные психологи и педагоги уделяют этому особое внимание, а дошкольники с большим желанием проявляют творческие умения в различных видах деятельности. 

Развитие творчества дошкольников с ОВЗ достаточно сложный процесс, который, осуществляется, опираясь, прежде всего, на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Различные клинические проявления болезни могут существенно усложнить данный процесс и требуют особой организации педагогического процесса в данном направлении.

  1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. 

Специфика детского творчества, раскрывалась в работах психологов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, др.), педагогов (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.). Анализ литературы даёт основание говорить о том, что творчество дошкольников, связывается с высоким уровнем развития самостоятельности, нахождением ребенка в активном состоянии, необходимостью определенных, базисных знаний, умений, развитием художественных способностей, эстетического восприятия, овладением системой умственных действий и др.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

О. М. Дьяченко призывал учить детей способам действий: опредмечиванию (умение видеть предмет в незавершенной фигуре и в соответствии с этим дорисовывать ее), включению (заданную в рисунке фигуру ребенок превращает во второстепенный элемент образа).

Большинство зарубежных и отечественных исследователей единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

2. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.

С какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

2. Основные направлений работы по развитию творческих способностей в условиях интерактивной среды.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, способствует нормализации психического состояния человека. Она имеет ряд важных преимуществ и возможностей для развития творческих способностей дошкольников.

Дж. Смит, Б.Н. Никитин и Л. Кэррол выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей, реализация которых возможна в условиях интерактивной среды.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. В сенсорной комнате блок активации даёт высокие стимулы детей к движению (ползанью, прыжкам, лазанью и бегу), даже если у ребёнка нарушены двигательные и зрительные, слуховые функции. Оборудование зрительно, тактильно и эмоционально стимулирует детей с движению в вертикальном и горизонтальном пространстве. А занятия инструкторов ЛФК в условиях сенсорной стимуляции особенно продвигает процесс творчества.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Абстрактность оборудования сенсорной комнаты, наличие диапроекторов с различной тематикой, различных обучающих эффектов интерактивного пола в сенсорной комнате даёт возможность углубить, расширить знания детей в различных областях наук (математики, географии, истории, природоведения…), заронить в них интерес к познанию, дать возможность путешествия к различным уголкам нашей планеты.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Разговор идёт о помещении ребёнка в зону ближайшего развития, когда он с долей самостоятельности познаёт что либо. В сенсорной комнате ребёнок чувствует себя в безопасности, он оккупирован массой сенсорных стимулов, которые завораживают, пробуждают интерес и направляют к действию. Ребёнок действует здесь и сейчас, у него повышается самооценка и возможности преодолевать препятствия самостоятельно.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Занятия в сенсорной комнате пробуждают желание ребенка, его интерес, стимулируют эмоциональный подъём, служат надежной гарантией повышения работоспособности, концентрации внимания, развития силы воли и целеустремлённости в достижении цели.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Занятия в сенсорной интерактивной среде совместно с родителями и в кругу детского коллектива существенно сближают детей и их родителей, направляя детей на самореализацию и познание мира.

Мягкие маты, мягкие цвета, зеркала и музыкальный фон создают атмосферу раскрепощённости, смелости и доступности.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте в условиях интерактивной среды является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Важно у дошкольников развивать быстроту, гибкость и оригинальность мышления.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения.

Варианты игр на творчество с использованием оборудования сенсорной комнаты:

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

P1000823

Дети по очереди, рассматривая оборудование комнаты, находят ассоциации с заданным предметом и доказывают свои сравнения. Например, детям предлагается найти деревья. На деревья могут быть похожи «Трубки с водой»- это стволы деревьев, или нити светооптических волокон- это ветки дерева и т.д.

"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук).

доска

Первый участник игры делает первый набросок на люминисцентной доске фонариком, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй участник, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Что получится в конце- это сюрприз для всех, но совместное творчество.

"Волшебные кляксы "

P1000379

На цветных клетках напольной панели выкладывается несколько клякс: на синие, красные, жёлтые и т.п. цвета. Участники по очереди превращают кляксы в предметы, учитывая их цвета. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игры на развитие диалектичности мышления.

P1

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1. Для игры выбирается любой предмет, например, карандаш. Детям предлагается рассмотреть образцы на тактильной панели, присвоить их качества карандашу и определить чем они будут хороши и плохи для карандаша. Например, колючий, железный, пушистый….

Вариант 2. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

- Сидеть дома - плохо, скучно;

- Можно пригласить гостей - и т.д.

Вариант 3. "Нелепицы"

На тактильной панели воображаемо рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке дети, ассоциируя образцы с предметами например, леса, придумывают ассоциации с нелепицами, другие находят их. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что неверно.

Литература:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб., 1997.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск, 1993.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига, 1994.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону. - 1993.

18. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1994.

20. Полуянов Д. Воображение и способности. - М., 1985.

21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

22. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994.