Печатная работа в электронном журнале «Образование Нижнекамского муниципального района» №7 2016-2017 г.г. на тему: "Практический опыт психологического образования родителей, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием"

Малютина Олеся Юрьевна

Как известно, коррекционное воздействие на ребёнка с отклонениями в развитии состоит из двух основных взаимосвязанных процессов: это непосредственно коррекционно- развивающая работа с самим ребёнком и организация различных форм помощи его родителям. Только такой подход обеспечит непрерывность коррекционного воздействия.Семья является первым социальным институтом, в котором ребёнок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребёнку с проблемами в развитии. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создаёт основу для развития личности ребёнка в целом. В статье раскрываются главные направлениямя современной государственной политики РФ в этой области, основные типы матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, качественные изменения в семьях данной категории на нескольких уровнях, которые необходимо учитывать при построении психолого-педагогической работы по сопровождению ребёнка с ОВЗ и его семьи. Описывается опыт работы психологической службы отделения реабилитации МАУО "Надежда" в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Печатная работа в электронном журнале  

«Образование нижнекамского муниципального района»  

на тему: «Практический опыт психологического образования родителей,

воспитывающих детей с отклоняющимся развитием»

Как известно, коррекционное воздействие на ребёнка с отклонениями в развитии состоит из 2 основных взаимосвязанных процессов: это непосредственно коррекционно-развивающая работа с самим ребёнком и организация различных форм помощи его родителям. Только такой подход обеспечит непрерывность коррекционного воздействия.

Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создаёт основу для развития личности ребёнка в целом.

В отечественной науке и практике в последнее 10-летие уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Актуальными становятся проблемы изучения особенностей воспитания детей с отклонениями психофизического развития в семье, разработки новых организационных форм и педагогических технологий, включая родителей в коррекционно-воспитательный процесс.

Современная государственная социальная политика в РФ с опорой на принятые в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН законов об обеспечении равных прав и возможностей для всех детей, имеющих те или иные недостатки в развитии, отводит семье, в которой воспитывается такой ребёнок, всё большую роль.

Главными направлениями современной государственной политики в этой области являются:

- приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии;

- разработка эффективных методов помощи семье данной категории.

Для эффективной организации такой системы психологической помощи родителям ребёнка с отклонениями в развитии необходимо учитывать особенности его семейного воспитания. Первые исследования в данной области были предприняты за рубежом в середине XX века. В отечественной науке последствия травмирующей ситуации в семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, рассматривались в первую очередь в рамках медицинских исследований. И только к концу 90-х годов появились первые психологические исследования, имеющие большое практическое значение (это исследования Н.В. Мазуровой, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и др.). Проблемы семей данной категории рассматривались исследователями не только через призму проблем самого ребёнка, но и его родителей.

Особый интерес вызывают у практического психолога качественные изменения в семьях данной категории на нескольких уровнях:

- психологический уровень, на котором члены семьи, особенно матери, в результате рождения проблемного ребёнка, испытывают сильный психологический стресс, в силу чего может возникнуть предрасположенность к развитию пограничных форм нервно-психической патологии;

- социальный уровень, на котором наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях, происходит деформация взаимоотношений и между родителями (в 32 % случаев такие браки распадаются);

-соматический уровень, на котором психогенный стресс матери провоцирует возникновение у неё соматических хронических заболеваний.

Важен и учёт в работе специалиста на какой фазе психологического осознания факта рождения ребёнка с каким-либо нарушением в развитии находится семья, обратившаяся к психологу. В отечественной практике выделяется 4 фазы:

  1. состояние растерянности, страх или агрессии. Родители испытывают чувство собственной неполноценности, вины, растерянности, беспомощности.
  2. фаза «отрицания» поставленного диагноза. Родители отказываются от обследований, становятся неоправданными оптимистами.
  3. фаза погружения в депрессию, на которой родители признают диагноз ребёнка и испытывают горе, обиду.
  4. фаза самостоятельного, сознательного обращения за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации.

Опыт работы психологической службы в нашем учреждении показывает, что почти 65 % родителей, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием,  склонны переоценивать способности своих детей, 25-30 % - их недооценивают, и только 5-10 % родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов.

По отношению к воспитанию и обучению ребёнка возможно условное деление родителей на 3 группы:

  1. Активные родители, которые интересуются жизнью своего ребёнка, постоянно обращаются к специалистам, выполняют их рекомендации.
  2. Пассивные родители, которые заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны, требования и рекомендации специалистов выполняют только под контролем.
  3. Безразличные родители, которые стремятся «сдать» своих детей в учреждение интернатного типа, тяжело переживают непосредственное общение с ними.

Выше перечисленные особенности структуры и психического состояния семьи ребёнка с особыми образовательными потребностями должны обязательно учитываться при построении системы взаимодействия специального психолога с семьёй, при выборе форм работы с каждым родителем.  Психологу прежде всего необходимо помнить, что родитель должен быть подготовлен к взаимодействию с ним, и эффективнее всего произойдёт данное взаимодействие, если родитель сам проявит инициативу к общению с психологом.

Именно на данную подготовку родителей к взаимодействию с психологом и должно быть направлено образовательное звено психологической реабилитации.

В деле психолого-педагогической реабилитации эффективность коррекционного воздействия на ребёнка на 50-70% зависит от активного участия в ней родителей. А если это ребёнок со сложной структурой дефекта, с тяжёлым дефектом - на все 80-90%. Именно поэтому работе с родителями таких детей специалисты коррекционных учреждений должны уделять большое внимание.

Невозможно добиться эффективного взаимодействия с родителями и тем более достичь качественного обучения их приёмам реабилитации без образовательного компонента. Порой именно нехватка или отсутствие у родителей знаний из области психологии и педагогики является главной причиной их пассивности или низкого качества процесса обучения ребёнка в домашних условиях.

Опыт моей работы в направлении образования родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, накапливался более 10-ти лет. Образовательный компонент занимает важное место в системе психологической реабилитации и тесно переплетается с коррекционным, развивающим, профилактическим и воспитательным направлениями.

Психологическое образование родителей рассматривается с двух важных сторон:

-теоретическое просвещение,

-практическое обучение родителей методам и приёмам реабилитации детей в домашних условиях.

Теоретическая сторона образования направлена на формирование у родителей определённого объёма знаний из области общей, возрастной и специальной психологии. На мой взгляд, каждый родитель должен иметь теоретические знания двух уровней:

-психологические особенности развития ребёнка в определённый возрастной период.

-особенности психического развития ребёнка, имеющего определённый дефект.

То есть, мама ребёнка 10-ти лет с нарушениями зрения должна владеть знаниями об уровне психического развития ребёнка 10-ти лет и об особенностях психического развития ребёнка с нарушениями зрения (т.е. как зрительный дефект влияет на психическое развитие ребёнка). Такой запас теоретических знаний позволит маме грамотно строить работу с ребёнком, поможет ей понимать своего ребёнка и простраивать ближайшие перспективы его развития, конечно же, под чутким руководством специалистов.

В рамках теоретического просвещения мы с родителями часто простраиваем так называемый индивидуальный психологический профиль ребёнка в форме схемы, которая включает в себя: структуру дефекта ребёнка, где отмечаются первичные и вторичные дефекты, их взаимосвязь, влияние их на обучение ребёнка, воспитание, трудовую, профессиональную и т.д. деятельность. Эти схемы желательно разрабатывать рукой родителя, схема должна быть динамичной (составляться, дополняться по мере просвещения родителя и обучения его приёмам работы с ребёнком). Данные схемы дают возможность родителям наглядно видеть сильные и слабые стороны ребёнка, учат родителей понимать своего ребёнка, наблюдать за ним, простраивать перспективы его развития, механизмы компенсаторных процессов ребёнка. В ходе данной работы повышается уровень активности родителей в реабилитационном процессе.

С целью теоретического просвещения родителей мною используются следующие формы работы, положительно зарекомендовавшие себя в практике: консультирование (очень разнообразное по форме, содержанию,  длительности, качеству и динамике), лекции, беседы, круглые столы и деловые игры.

Во время деловых игр и круглых столов (носящих теоретическую направленность) большое внимание уделяю, на мой взгляд, важной проблеме-  обучению родителей подбору изучаемой ими литературы и правильному её прочтению (т.е. самообразованию родителей). Часто родители выписывают литературу по интернету, приобретают её в книжных магазинах. Эта литература порой носит специализированный или научный характер. Она не только может быть мало полезной для родителей, но и может не правильно истолковываться ими и даже приносить вред. За круглыми столами, во время деловых игр родители учатся прорабатывать теоретический материал, обсуждают прочитанное, приводят примеры из своей практики, подтверждающие теоретические аспекты в литературных источниках, учатся делать выводы, выделять главное в тексте. Очень хорошо, если вследствие данной работы психолога создаются домашние библиотечки, родители делятся литературой друг с другом, находят в интернете сообщества по проблемам развития своих детей.

Практический аспект психологического просвещения решает важную задачу обучения родителей приёмам коррекционно-развивающего обучения детей в домашних условиях. В данном направлении мною используются следующие групповые и индивидуальные формы работы с родителями: семинары-практикумы, деловые игры, профилактические занятия (очень важные и эффективные для профилактики возникновения у ребёнка вторичных и последующих дефектов), коррекционно-развивающие занятия, проводимые психологом совместно с родителями и детьми.

10-тилетний опыт проведения обучающих занятий, в ходе которых психолог работает  совместно с родителями и детьми, позволил выделить ряд их  преимуществ в решении сложных задач психологического образования родителей и достижения более высокой эффективности психологического воздействия на родителей:

  1. Увеличивается длительность психологического воздействия на родителя. Курс данных занятий включает от шести до десяти  встреч.
  2. Психологу предоставляется уникальная возможность следования важному в специальной психологии принципу единства диагностики и коррекции.  На совместных с родителями и детьми занятиях открываются широкие возможности использования очень мощного инструмента психологической диагностики- наблюдения, которое помогает психологу в динамике отследить результаты своей работы и по ходу данной работы сразу корректировать методы и стратегию своего воздействия на родителя.
  3. Детско-родительские группы в ходе курсовых встреч с психологом носят динамический характер (т.е. психолог может изменять состав группы родителей и детей по количеству и качеству её участников непосредственно во время курса психологической реабилитации).
  4. В ходе данных курсовых занятий осуществляется возможность использования в образовательном процессе родителей принципа причинности (определения причин самых разных аспектов: причины заболевания ребёнка, причины особенностей его психического развития, его поведения, причины успехов и трудностей родителей и т.п.).
  5.  На курсовых встречах с родителями и детьми у психолога появляется возможность решения очень важной психологической задачи-формирования активной позиции родителей в реабилитационном процессе (выделятся несколько степеней активности родителей: пассивная позиция, безразличная, истинно активная и притворно активная позиции).
  6. Решается также не менее важная задача формирования адекватных родительских установок. Большое внимание в этой области отводится работе родителей в «зонах актуального и ближайшего развития» конкретного ребёнка.
  7. У психолога появляются широкие возможности использования приёма ненаправленного воздействия на родительские установки. Родители порой очень негативно воспринимают «назидания, наставления, поучения» специалистов, очень удачно данные приёмы можно заменить положительным примером участника родительской группы или живым диалогом между родителями, во время которого «рождается истина».
  8. Возникает возможность создания родительских сообществ во время курсового общения родителей друг и другом. Данные «живые» сообщества родителей могут объединяться по разным критериям: возраст родителей, детей, заболевание детей и т.п.
  9. Возможность динамического отслеживания психологом и родителями детско-родительских отношений, эффективного влияния психолога на этот процесс. С этой целью могут использоваться видеозаписи первых и последних занятий курса, их качественная оценка. Родители в данном случае имеют уникальную возможность сравнивать свои действия во временной динамике, а также с действиями других родителей; сравнивать успехи ребёнка в динамике, а также действия ребёнка с действиями других детей.
  10. На занятиях может эффективно осуществляться процесс разработки и развития совместно с родителями карты индивидуального психологического статуса ребёнка (структуры дефекта с её проекцией на дальнейшее развитие ребёнка, его профориентацию). Таким образом, родитель наглядно сможет отслеживать динамику его взаимодействия с психологом и роста уровня повышения своего образования.

Подводя итоги всему выше сказанному, хочется отметить, что опыт нашего учреждения в осуществлении психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает - раннее включение родителей и непрерывное психологическое образование их в течение всего коррекционно-воспитательного процесса позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии ребёнка, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребёнка с главной целью - интеграции его в общество.

Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб, 2006.-304 с.
  2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М., 2006. - 408 с.
  3. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии// Дефектология, 2009, №1. - С.3-10.
  4. Ткачёва В.В.. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии// Дефектология, 2009, №3.- С.30-35.