ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Морева Юлия Владимировна

Понятие инклюзивное образование. Проблемы инклюзии в образовательной среде, которые должны переходить в область задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_inklyuzii_v_obrazovatelnoy_srede.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Стрелкина Л.И.

Морева Ю.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 «Лицей №9»  

Зубкова О.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

г. Белгород

Сегодня система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей программе. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Для решения проблем в современной образовательной организации призвано решить инклюзивное образование.

Что же понимается под инклюзивным образованием? Инклюзивное образование это такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Оно обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участие во всех делах коллектива, развивает способности необходимые для общения и взаимодействия. Инклюзия означает раскрыть каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям, она учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку необходимые ученику и учителям для достижения поставленных целей.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает»  и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач.

 Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Проблема данного образования в школах сегодня стоит очень остро, так как рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями очень узок.

Например, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются за «кругом» системы образования по  экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Огромная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается определенная среда – педагогическая, моральная, материальная, которая адаптируется к образовательным потребностям каждого ребенка. Ее возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Концепция инклюзивного обучения в том, что все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы для этого необходимо построить систему, удовлетворяющую потребности каждого обучающегося, все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать очень сложно, так как оно связано с изменениями на ценностном и нравственном уровне. Проблемы его организации в современном образовании связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

На сегодняшний день все больше и больше родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья готовы привести ребенка в школу, но, к сожалению не каждая образовательная организация готова принять данную категорию детей именно здесь уже и просматривается первая проблема инклюзии [1].

Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей. Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ, как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку, туалетные комнаты). Часто появляется проблема доставки ребенка в школу. Необходимо предусмотреть транспортную поддержку.

На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, двери трудно открываются, неприспособленные туалеты), решение этой задачи требует серьезного финансирования. Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников.

Вторая проблема это социальный процесс, групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе.

Очень часто ребенку с ограниченными возможностями здоровья требуется тьютор и опять возникает проблема финансирования образовательного учреждения, то есть оплаты труда данного специалиста.

Не мало важную роль в работе с детьми, имеющими ограничение возможностей здоровья играют и материально-технические трудности, методические трудности − необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой, отсутствие специальных развивающих программ.

Из-за недостаточного взаимодействия школы с дошкольными образовательными организациями возникают трудности раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи.

Отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения населения.  Как показала практика, внедрение инклюзии в систему российского образования оказалось слишком быстротечным. Возник целый комплекс вопросов, требующих решения [2].

Но возможно создать благоприятные условия при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями.

Следующая проблема это неготовности учителя образовательной среды (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Но к счастью для решения данной проблемы на сегодняшний день создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, стажировочные площадки для пополнения знаний специалистов, а также обмена опытом.

Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом. Сегодня в стране изменилась стратегия в повышении квалификации педагогических кадров. В основе лежит потребность самого педагога.

Из вышесказанного следует, что образовательные организации сегодня не  готовы отвечать всем требованиям инклюзии. Это не значит, что нужно отвернуться от этой проблемы или принять факт неготовности как «провал или крах» инклюзии. А любая проблему должно перевести в область задач.

ЛИТЕРАТУРА

  1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс.
  2. Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.
  3. Маклачкова И. С. Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.