Выступление на тему: «Использование интерактивных коррекционно-развивающих технологий в рамках психологического сопровождения детей с ОВЗ в организации инклюзивного образовательного процесса»

Малютина Олеся Юрьевна
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование. Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).Обучение детей с ОВЗ в условиях полной и частичной инклюзии требует качественной организации их психологического сопровождения. В выступлении раскрываются основные направления, формы и методы психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях сенсорных комнат. Отмечаются преимущества интерактивного оборудования в работе с детьми, педагогами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Использование интерактивных коррекционно-развивающих технологий в рамках психологического сопровождения детей с ОВЗ в организации инклюзивного образовательного процесса»

Задачи:

  1. Теоретическое просвещение по теме.
  2. Формирование у педагогов активной позиции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Тезисы выступления:

В настоящее время в России увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обучение детей с ОВЗ в условиях полной и частичной инклюзии требует качественной организации их психологического сопровождения.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

  • проблема неприятия детей с ОВЗ;
  • проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
  • трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ проводится по направлениям: психодиагностика и психокоррекция, профилактические мероприятия и мероприятия развивающего характера. При этом субъектами психологического воздействия становятся дети с ОВЗ, их сверстники, родители и педагоги.

Психодиагностика охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, речь, двигательную сферу, соматическое состояние, неврологический статус.

Психокоррекция направлена на формирование познавательной, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной, личностной сфер.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ должно быть комфортным, гармоничным, чтобы «особые» дети стали достойными членами социума. При этом их здоровые сверстники также формируют у себя важные качества толерантности, личностные ценности здоровья, адекватной самооценки и др.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в образовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.

В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это  важная составляющая модели инклюзивного образования.

Одним из важных и зарекомендовавших себя в коррекционных учреждениях средств психологического сопровождения детей с ОВЗ является сенсорная интерактивная среда.

Современная развивающая сенсорная комната – это особая атмосфера для формирования и обогащения сенсорного опыта, совершенствования работы вестибулярного аппарата и достижения положительных эмоций.

Основные направления использования сенсорной комнаты в условиях инклюзивного образования:

Коррекционно-развивающее воздействие. Мощное воздействие на познавательные процессы ребёнка.

Совершенствование эмоционально-волевых качеств. Устранение повышенной гиперактивности, напряжения, боязливости, утомляемости.

 Формирование коммуникативных навыков, самооценки.

 Улучшение работы мелкой и крупной моторики. Формирование базовых предпосылок психического развития (пространственно-временных представлений, произвольности психической активности, базовой аффективной регуляции).

В сенсорной комнате может работать целая команда специалистов: учителя, психологи, предметники, воспитатели.

Активационный и релаксационный блоки оборудования сенсорной комнаты помогут в решении важных задач на снятие психо-эмоционального напряжения и активизации внимания и повышения работоспособности детей с ОВЗ и их сверстников.

Очень важно практическое отсутствие противопоказаний к посещению сенсорной комнаты у детей с самыми различными диагнозами, так как эта комната может функционировать в светлом и тёмном режимах.

Важно учитывать и широкую вариативность оснащённости и размеров сенсорных комнат. Комнаты комплектуются в зависимости от контингента воспитанников (возраста, диагноза и основных задач специалистов, работающих в ней).

В сенсорной комнате возможны как индивидуальные, так и групповые занятия. Длительность сеансов варьируется в зависимости от возраста и здоровья участников.

Волшебный мир сенсорной комнаты даёт возможность почти мгновенно установить контакт с ребёнком и настроить его на дружескую доверительную работу, повысить его мотивацию в общению и познанию.

Эффективно её использование и в работе с педагогами инклюзивного процесса. Это профилактика и коррекция профессионального выгорания, формирование доброжелательной атмосферы в диаде педагог- воспитанник, стимуляция творческого потенциала педагогов и детей. Все это содействует укреплению адаптационных возможностей и достижению состояния психо-эмоционального комфорта.

В сенсорной комнате возможно использовать самые разные технологии и методики психологического воздействия: сказкотерапии, игротерапии, психогимнастики, сенсорной стимуляции, нейропсихологии и рисуночных техник.

Таким образом, сенсорные интерактивные технологии являются важным звеном инклюзивного образования, многофункциональным и обладающим широким спектров психологического воздействия. Их активное использование в процессе инклюзивного образования даёт высокие возможности в повышении эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения с разным уровнем интеллектуального и физического здоровья.