Конспект подгруппового занятия в сенсорной комнате по развитию произвольности психической активности, пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Малютина Олеся Юрьевна
Занятие направлено на развитие у детей с ОВЗ произвольности сенсомоторной активности, формирование, совершенствование пространственных представлений на уровне схемы тела, формирование лингвистического пространства языка, развитие произвольности внимания, восприятия и воображения. В ходе занятия используются методы нейропсихологической коррекции и преимущества интерактивного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в сенсорной комнате

по развитию произвольности психической активности,

пространственных представлений

у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

для психологов дошкольных учреждений

на базе МАУО «Надежда»

Тема: Волшебные превращения.

Задачи:

  1. Развивать произвольность сенсомоторной активности.
  2. Формировать, совершенствовать собственно пространственные представления на уровне схемы тела, соматогнозиса в вертикальной и горизонтальной плоскости.
  3. Формировать лингвистическое пространство соматопространственного  гнозиса.
  4. Развивать произвольность внимания, восприятия и воображения.
  5. Воспитывать мотивацию к познанию, чувство взаимопомощи, дружеские взаимоотношения в коллективе.

Структура занятия:

  1. Вводная часть:

Психогимнастика «Комплименты» (оборудование: сердечко). Цель: упражнять в подборе комплиментов своим товарищам, создавать положительный настрой на занятие, сплочение коллектива.

Дети по кругу передают сердечко, даря друг другу комплименты.

Умственная разминка «Ручки-липучки» (с частями тела). Цель: закреплять знания места расположения частей тела относительно друг друга, развивать произвольность психической активности.

Дети ручками «прилипают» к заданным частям тела, называя их, по команде располагают руки в заданном положении (прилипли к части лица, расположенной выше носа, к чему прилипли?)

  1. Основная часть:

- игра «В королевстве зеркал»  (оборудование: панель «Столбики»).

Цель: закрепление знаний о частях тела, упражнять в определении места расположения частей тела относительно друг друга в вертикальной и горизонтальной плоскости, в принятии заданной позы с ориентировкой на пространственное расположение частей тела, вводить в пассивный словарь детей предлоги, словосочетания, обозначающие место расположения частей, воспитывать дружеские чувства в коллективе.

Дети, находясь перед зеркалом, между столбами, принимают заданные статичные и динамичные позы, определяют их удобство, функциональное назначение, схожесть. Задания: расположить руки выше макушки, голову ниже плеч, определить что находится между подбородком и лбом, между глазами; правую руку положить на макушку, выполнять круговые движения, левую руку- на живот, похлопывать его, сесть так, чтобы колени оказались выше живота, сделать так, чтобы пятки оказались выше макушки, голова оказалась между коленями. Располагаясь на панели в ограниченном пространстве, дети вынуждены искать способы собместного размещения с учётом заданной позы.

-упражнение «Волшебный карандаш» (оборудование: люминисцентная доска, фонарики).

Цель: закреплять знания частей лица, их места расположения относительно друг друга в вертикальной плоскости, вводить в активный словарь детей предлоги «выше, чем…», «ниже, чем…», «между».

Дети по очереди прорисовывают на доске фонарём части лица, называя их и их место расположения относительно друг друга, показывают части лица на себе, ощупывают их, называют их назначение.

- упражнение «Разноцветный ковёр» (оборудование: панель «Цветные клетки»).

Цель: развивать произвольность сенсомоторной активности, упражнять в расположении частей тела на заданной плоскости с учётом веса, пространственной ориентировки, воспитывать чувства взаимопомощи, доброжелательные чувства в коллективе.

Дети самостоятельно распределяют между собой клетки, располагаются на них так, чтобы все клетки горели одновременно. Клетки загораются от веса, нажима на них. Поощряются  различные варианты взаимопомощи детей (подсказки, зажигание клеток) друг другу.

- игра «Извержение вулкана» (оборудование: диапроектор «Расплывающиеся пятна»).

Цель: совершенствовать навыки ориентировки собственного тела на горизонтальной плоскости, при движущихся образах, развивать произвольность сенсомоторной активности, быстроту реакции, переключение и распределение внимания, воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Дети с острова перемещаются на поляну, где происходит извержение вулкана (расплываются в разном направлении с разной скоростью, разной формы, со сменой цветов разноцветные пятна). Их задача: удержаться в этой динамической картине на зелёном цвете- на траве и не попасть в лаву- на оранжевый, жёлтый, красный цвета. Задание может варьироваться: удержаться на двух цветах: синем –воде и зелёном- траве. Могут использоваться минуты отдыха- перемещение детей на остров для передышки.

- игра «Завтрак лягушат» (оборудование: зеркальные шары).

Цель: развивать произвольность соматопространственной активности, совершенствовать ориентировку тела в пространстве относительно других тел.

Дети- «лягушата» ловят «бабочек» - световые блики от шаров на свои части тела по заданию (расположиться так, чтобы на различных частях тела оказалось пять бабочек; чтобы бабочки сели на руки, коленки и живот, чтобы они оказались все выше коленей…). Проговаривается место расположения световых бликов на частях тела, получившиеся у детей позы- на что похожи- на кузнечиков, бабочек, цаплю…, удобство данных поз.

  1. Заключительная часть:

- релаксация «Росток». 

Цель: снятие психо-мышечного напряжения, зажимов, развивать произвольность управления напряжением частей собственного тела.

Исходное положение — сидя на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. Психолог  предлагает: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — поднимаются руки вверх, смотрим на них, будто тянемся к солнцу.

- рефлексия (дети перечисляют, что делали на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно выполнить, чему новому научились).