Стендовый доклад на тему: "Методы релаксации в системе формирования произвольности психической активности у детей с ОВЗ "

Малютина Олеся Юрьевна
Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х г.г. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.С точки зрения нейропсихологии (одной из важных наук современности), процесс релаксации задействует все три блока головного мозга человека (по учению А. Р. Лурия о функциональной организации ВПФ), активизируя их, способствуя их гармоничной и эффективной работе, необходимой для выполнения любой психической функции. В докладе рассматривается место релаксации в коррекционном процессе, основные методы и этапы релаксации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стендовый доклад

на региональной конференции

среди педагогов дошкольных образовательных учреждений

Республики Татарстан

«Система специальной помощи детям с ОВЗ и их семьям:

проблемы, опыт, перспективы»

Тема: Методы релаксации в системе формирования произвольности психической активности у детей с ОВЗ.

Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!

«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе

со стрессами».  Р. Коуплан

Общее ухудшение социальной и экологической обстановки в России привело к тому, что в 2017 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Неумолимо растёт количество детей «группы риска». Зачастую специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестают приносить результаты. Соответственно встаёт вопрос об использовании иного пути коррекционного воздействия на данную популяцию детей.

Одним из современных путей решения данной проблемы является построение коррекционной помощи детям с ОВЗ на основе векторной направленности «снизу вверх»,  начиная с диагностики и коррекции тех уровневых структур в ходе психического онтогенеза, на которых произошёл «сбой психологической программы развития» ребёнка. В данном случае обязательной категорией диагностики и коррекционной направленности являются «базовые составляющие психического развития ребёнка», важное место в числе которых занимает произвольность психической активности. Её стартовым  первым подуровнем являются произвольность двигательной и телесной активности, в ходе формирования которых ребёнок знакомится со своим телом, с его пространственным положением в окружающем мире, изучает возможности и ощущения своего физического  состояния, начинает учиться расслаблять своё тело, восстанавливать и контролировать его работоспособность. 

Упражнения на релаксацию выполняют комплексную функцию в развитии ребёнка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребёнка о собственном теле, о своих эмоциональных состояниях, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, саморегуляцию, успокаивают и уравновешивают психику.

С точки зрения нейропсихологии (одной из важных наук современности), процесс релаксации задействует все три блока головного мозга человека (по учению А. Р. Лурия о функциональной организации ВПФ), активизируя их, способствуя их гармоничной и эффективной работе, необходимой для выполнения любой психической функции.

Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.

РЕЛАКСАЦИЯ - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Много о значимости техники мышечной релаксации говорили американский психолог Э. Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И. Шульц, систематически и глубоко изучая их.

Существует великое множество техник, приемов и методов, направленных на снятие напряжения и расслабление.

Наиболее эффективной в работе с детьми с ОВЗ с точки зрения нейропсихологии признано сочетание релаксации в ходе целостного занятия с глазодвигательными, дыхательными, коммуникативными, пальчиковыми упражнениями, растяжками, играми с правилами.

Известные психотерапевтические методы часто сочетают в себе сразу несколько видов релаксации, что делает их максимально эффективными.

При этом обучение методам релаксации следует разделить на этапы (которые особенно тщательно необходимо соблюдать в работе с детьми дошкольного возраста):

1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Мощным современным средством релаксационного воздействия на детей с ОВЗ является сенсорная комната СНУЗЛИН, позволяющая эффективно использовать в ходе тренингов на релаксацию цвето-, свето-, звуко- и музыкотерапию.