Выступление на тему: "Психологическое сопровождение детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования"

Малютина Олеся Юрьевна
В выступлении отмечается важность и актуальность темы психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления и задачи психологической помощи, особенности организации работы психолога, сроки и формы, методы психологической работы. Отмечается значимость инклюзивного образования для детей с ОВЗ и их сверстников. Обозначаются объекты и субъекты психологического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Психологическое сопровождение детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования»

В настоящее время увеличивается количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 1 января 2019 года частота появления больных с ДЦП от 4 до 4,7 на 1000 детей. В России нет единой базы учета детей с ДЦП и его последствиями, и оценить возможные масштабы реального количества инвалидов такой категории крайне сложно.

При диагнозе ДЦП у детей наблюдаются различные двигательные нарушения (от лёгких нарушений походки до полного паралича ног и рук). По данным Л. М. Шипицыной, И. И. Мамайчук,  детский церебральный паралич объединяет группу синдромов, которые возникают вследствие повреждения мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от различных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и при родах. Основным нарушением при ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.

При детском церебральном параличе наблюдается сочетание нарушений двигательных функций со своеобразной аномалией психического развития (от парциальных нарушений ВПФ до выраженных нарушений интеллекта). Часто отмечаются речевые нарушения (алалия, дизартрия, задержка речевого развития) и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др.

Традиционно, в России сложилось представление о том, что детям с особыми образовательными потребностями необходимо обучаться в специализированных (коррекционных) учреждениях. Однако, на современном этапе развития образования, все большую популярность приобретает инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями и детей с нормой развития. Инклюзивное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием. Этот закон обеспечил возможность детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям с ДЦП, посещать массовые образовательные учреждения, находиться среди здоровых сверстников, общаться и взаимодействовать с ними.

Обучение в инклюзивном классе даст возможность ребенку с ДЦП адаптироваться к социальной среде, расширить круг друзей, сформировать адекватную самооценку, получить возможность конкурировать и научиться самопредьявлять себя, отстаивать своё мнение. Способность детей полноценно жить и реализовывать себя, свои возможности, способности, свой потенциал, выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации тесно связана с возможностью взаимодействовать со своими сверстниками, другими детьми, социальным окружением. Общение имеет важное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. В процессе обучения среди нормально развивающихся сверстников у детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и у детей с ДЦП, формируется познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, базовые учебные действия.

Так как уровень интеллектуального и двигательного, речевого развития у детей с ДЦП достаточно широк, таким детям могут рекомендоваться разные формы инклюзивного образования (частичная, полная, временная). При этом большие возможности и преимущества получат и здоровые сверстники, включая их нравственное воспитание (воспитание сочувствия, доброты, терпения, толерантного отношения..), личностное развитие (формирование адекватной самооценки, самопознание, мировоззрения и ценностных ориентаций, познание разнообразия нашего общества..).

Успешность адаптации детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования во многом зависит от эффективности их психологического сопровождения. Психолог, хорошо знающий клинико-психологические особенности детей с ДЦП, поможет команде педагогов образовательного учреждения простроить и грамотно реализовать индивидуальный маршрут реабилитации каждого ученика.

Психологический портрет ребёнка с ДЦП состоит из клинической картины заболевания, возрастных и индивидуальных особенностей его развития.  При этом важными направлениями психологической работы должны стать:

- развитие и коррекция познавательных процессов ребёнка;

-формирование личностной и эмоционально-волевой сферы;

-формирование коммуникативных умений у ребёнка с ДЦП;

-активное участие в разработке, коррекции и реализации индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка с учётом его адаптивных возможностей;

-работа с родителями в плане психологической поддержки, просвещения, обучения методам воспитания и развития психических процессов ребёнка в домашних условиях,;

-работа с педагогами учебного процесса в направлении просвещения в клиники- психологической картине заболевания, выдачи индивидуальных рекомендаций по конкретному ребёнку по запросу педагогов, проведения индивидуальной диагностики (для определения низкой успеваемости, слабого внимания на уроках…).

Таким образом, субъектами психологического воздействия в инклюзивном процессе становятся ребёнок-педагог-родитель. А объектами –все психические процессы и базовые составляющие психического развития ученика.

Внимательное и заботливое психологическое сопровождение ребёнку с ДЦП необходимо в течение всего периода обучения, начиная с дошкольного возрата. В период возрастных кризисов клинические и психологические особенности картины заболевания могут обостряться, кризисы- затягиваться.

Особое внимание следует уделить формированию и активному поддержанию у детей с ДЦП мотивации на обучение, активной учебной позиции, а также формированию адекватной самооценки, что способствует в старших классах адекватному профессиональному определению. Грамотная профориентация таких детей во многом определяет во взрослой жизни успешность их самореализации и самопредьявления.

Детям с умеренными и выраженными двигательными нарушениями часто достичь определённых результатов может помочь только сила воли, характера и целеустремлённость, умение ценить то, что имеешь. Этим они показывают положительный пример здоровым сверстникам, которые зачастую в современном мире являются больше собственниками и потребителями, эгоцентричными.

Раннее начало психологического сопровождения позволит достичь ощутимых положительных результатов в развитии и обучении ребенка с ДЦП, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирования, в связи с этим существует возможность ранней и более эффективной коррекции и компенсации нарушенных функций за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.

Важным направлением психологической помощи детям с ДЦП является коррекция и профилактика нарушений поведения, при этом следует отграничивать особенности их поведения, связанные с клинической картиной заболевания и с особенностями их воспитания в семье, так как таких детей часто воспитывают в двух полюсах- в условиях гиперопеки или авторитарного воспитания. Здесь важно активно работать с семьёй и обеспечить ребёнку богатый положительный опыт общения со сверстниками и педагогами. Научить их устанавливать контакты, поддерживать их, находить друзей, преодолевать или избегать конфликтов.

Более эффективной работа психолога будет при использовании самых современных технологий психологического воздействия: игротерапии, сказкотерапии, интерактивных и нейропсихологических технологий, арттерапевтических методов.

Важно научить детей с ДЦП поддерживать в условиях активной учебной нагрузки и внутри активных коммуникативных связей в классе положительный эмоциональный фон, снимать накапливающееся эмоциональное напряжение.

При этом эффективными будут не только индивидуальные формы работы с ребёнком, страдающим ДЦП, но и групповые, куда включаются не только дети с различной клиникой заболевания и психологическим статусом, но их здоровые сверстники, которые, безусловно, тоже нуждаются в помощи психолога.

Таким образом, только систематическое и длительное психологическое сопровождение детей с ДЦП поможет им успешно адаптироваться в условиях инклюзивного образования и развиваться внутри общества, полноправными членами которого они бесспорно являются.