Печатная работа в сборнике на VI Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования" на тему: "Современное реабилитационное оборудование в условиях инклюзивного образования"

Малютина Олеся Юрьевна

В статье раскрывается суть инклюзивного образования, место сенсорных комнат в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Рассматриваются преимущества интерактивного оборудования и основные направления, формы и методы его использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина Олеся Юрьевна,

педагог-психолог МАУО «Надежда»

города Нижнекамска Татарстан

СОВРЕМЕННОЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN REHABILITATION EQUIPMENT IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация. В статье раскрывается суть инклюзивного образования, место сенсорных комнат в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. Рассматриваются преимущества интерактивного оборудования и основные направления его использования.

Abstract. The article reveals the essence of inclusive education, the place of sensory rooms in the process of psychological and pedagogical support of children with special educational needs in the conditions of a general educational institution. The advantages of interactive equipment and the main directions of its use are considered.

Ключевые слова: инклюзивное образование, сенсорная комната, интерактивные технологии, психолого-педагогическое сопровождение, обучение, коррекция и развитие, профилактика.

Keywords: inclusive education, sensory room, interactive technologies, psychological and pedagogical support, training, correction and development, prevention.

Одна из важнейших задач нашего государства на современном этапе- реализация права людей с ОВЗ на получение общего образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в новом «Законе об образовании», а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов», которая была ратифицирована в России в 2012 году.

В этих документах обозначено, что модель инклюзивного, то есть включенного образования является наиболее эффективным видом совместного обучения.

Термин «инклюзия» введен в 1994 году Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность для всех в плане приспособления системы к различным нуждам детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзия даёт возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объёме, с учётом его физического и психического состояния.

Инклюзия (калька с английского inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:

-вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

-удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

В настоящее время в России происходит выстраивание системы инклюзивного образования детей дошкольного и школьного возраста, делаются первые практические шаги в реализации данной задачи в различных уголках страны.

Закон Министерства образования и науки РФ об инклюзивном  образовании вступил в силу. Безусловно, о качестве образования мы можем говорить только тогда, когда создаются специальные условия для его реализации.

Одним из главных условий эффективной реализации инклюзивного образования наряду с кадровым и финансовым обеспечением образовательных учреждений является создание материально-технической базы в учебных заведениях, организация специальной предметно-развивающей среды с учетом образовательных потребностей и возможностей определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с ФГОС дошкольного и школьного образования развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи  специальная предметно-развивающая среда (СПРС) должна быть: содержательно-насыщенной - включать средства обучения; трансформируемой  полифункциональной, доступной, безопасной.

СПРС в каждом образовательном учреждении обладает свойствами открытой системы и выполняет: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Всем выше перечисленным принципам и функциям отвечает современное интерактивное оборудование, которое является мощным инструментом всестороннего развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста с различными образовательными возможностями. Его активное внедрение в предметно-пространственную среду дошкольных и школьных учреждений поможет повысить эффективность осуществления образовательных и воспитательных задач педагогов, а также позволит качественно осуществлять задачи коррекционно-развивающей, профилактической направленности как в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья различных статусов инвалидности, так с их здоровыми сверстниками.

Ярким представителем богатой полисенсорной интерактивной среды является сенсорная комната СНУЗЛИН.

Сенсорная комната является одной из современных технологий в направлении развития и коррекции различных сторон психики детей и подростков. Она  обеспечивает  почти мгновенное установление теплого и доверительного контакта между  педагогом и ребенком, тем самым повышая эффективность и результативность психолого- педагогической работы.

Мозг ребенка в условиях интерактивной среды активизируется через стимуляцию базовых чувств (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования – в итоге создаются прочные межанализаторные связи, активизируются корковые и подкорковые отделы ЦНС.

Сенсорная комната- это организованная особым образом окружающая среда, в которой происходит «оккупация мозга» сенсорными стимулами в определённой последовательной цепочке: «оккупация мозга» - релаксация- нормализация функций организма- ключевой доступ к подсознанию- доступ к ресурсам нашего организма- компенсация.

В сенсорных комнатах эффективно реализуются все принципы, на которых базируется инклюзивное образование: принцип индивидуального подхода (путём создания для каждого воспитанника и ученика индивидуального полисенсорного пространства), принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (через привлечение в сеансы в интерактивной среде и детей, и родителей, и различных специалистов психолого-педагогического профиля), принцип междисциплинарного подхода (позволяющий каждому специалисту учебно-воспитательного процесса с использованием оборудования сенсорной комнаты решать свои узко специализированные задачи, направленные в итоге на достижение общей цели образовательного учреждения- социализации детей в современное общество, их профессионального и личностного самоопределения и самореализации).

Сенсорные комнаты многолики, подбор комплекта оборудования в данных комнатах и его расстановка должны определяться с учётом возраста и клинико- психолого-педагогического статуса воспитанников образовательного учреждения. Есть ряд общих требований к организации таких комнат, их необходимо соблюдать. Например, цветовая гамма сенсорных комнат должна быть пастельных тонов, комната должна быть со звукоизоляцией и затемнением, обязательным компонентом её является музыкальное сопровождение, в разной комбинации наличие панелей полисенсорной стимуляции, зеркал.

Сенсорные комнаты разработаны в Голландии в конце 70-х годов для искусственной сенсорной стимуляции тяжёлых больных психоневрологического профиля и больных с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х годов они активно используются в Великобритании. Расширяется круг клиентов: девиантное поведение, различные психические отклонения и т.д.

В Муниципальном Автономном Учреждении Образования «Надежда» города Нижнекамска республики Татарстан сенсорная комната функционирует с 1992 года, монтирована в числе одной из первых в России. В течении более чем 20 лет она активно используется в направлении психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ от рождения до 18 лет. Ежемесячно сенсорную комнату посещают дети с различным статусом инвалидности. Сеансы в сенсорной комнате направлены на оказание психолого-педагогической поддержки детям и их родителям.

Многолетний опыт работы в направлении реабилитации детей с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты позволил специалистам учреждения выделить ряд преимуществ в использовании интерактивного оборудования, которые могут активно использоваться в инклюзивной среде, а именно:

-организация  богатой полисенсорной среды,  с  помощью  которой  человек воспринимает и познает окружающий его мир;

-возможность изолированной подачи сенсорных эталонов различной модальности, регулирования длительности  и  мощности, дозированности их воздействия на   анализаторы ребёнка;

-высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность ребёнка,  активизирующие его мысли;

-абстрактность оборудования создаёт широкие возможности для  развития различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов (различное сочетание сенсорного оборудования превращает комнату в подводный мир, космическое пространство, лес или просторы полей и т.д.);

-мягкое покрытие, цветовой, музыкальный фон, зеркала на стенах, тактильные вибраторы,  различная комбинация оборудования создают благоприятные условия для психо - эмоциональной разгрузки, коррекции психических состояний, развития  эмоционально-волевой  сферы, самосознания ребенка. Состояние релаксации наступает через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате (значительно сокращается время на восстановление сил и умственной работоспособности ребёнка, стабилизируется энергетический баланс организма).  Изолированность и необычность обстановки «волшебной комнаты» естественным образом способствует уходу от стрессогенных стимулов внешнего мира.

Методы и технологии психолого-педагогического сопровождения воспитанников в сенсорных комнатах имеют широкий спектр и показывают на практике свою высокую эффективность: игротерапия, сказкотерапия, методы сенсорной стимуляции, рисуночные, телесно-ориентированные и двигательные техники, методы нейропсихологической коррекции, методики коррекции и развития базовых составляющих психического развития детей, цвето- и светотерапии.

Оборудование сенсорных комнат разделяется на релаксационный и активационный блоки. Активационный блок позволяет активизировать работу головного мозга, восстановить работоспособность организма, развивает внимание и мотивационную сферу ребёнка, формирует его волевые качества, активно воздействует на личностную, эмоциональную, коммуникативную, речевую, сенсомоторную сферы человеческого организма. Релаксационный блок позволяет снять психо -эмоциональное напряжение, восстановить эмоциональный фон, работоспособность, что очень важно в ходе образовательной и воспитательной работы.  

В сенсорных комнатах с использованием всех её преимуществ могут проводиться различные формы образовательного и воспитательного процессов: элементы различных уроков, занятий, досуговые и праздничные мероприятия, лечебные процедуры в виде массажа и занятий ЛФК, необходимых при комплексном реабилитационном воздействии в работе с детьми с ОВЗ. Команда специалистов (логопеды, дефектологи, психологи), осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении, могут повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на различные сферы психики детей с ОВЗ, проводя узкоспециализированные и комплексные занятия в условиях сенсорных комнат.

До настоящего времени нет готовых, утверждённых на уровне Министерства Образования, Министерства Здравоохранения или Министерства социальной защиты каких либо коррекционно-развивающих программ,  методических пособий для работы в сенсорных комнатах. Существуют методические рекомендации, обобщается опыт работы в различных учреждениях с различными категориями людей. Это создаёт определённую исследовательскую базу для творческого подхода специалистов, использующих оборудование сенсорной комнаты в своей работе, но и предъявляет высокие требования  к их уровню профессионального образования.

Сенсорные комнаты могут эффективно использоваться и в направлении  профилактики и лечения синдрома профессионального выгорания педагогов, работающих в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Активная работа педагога в сфере «человек-человек», насыщенность в его работе коммуникативных взаимодействий, а также высокий уровень активности и клинико-психологическое разнообразие детского коллектива может привести к формированию синдрома психологического выгорания. Периодические сеансы на релаксацию в сенсорных комнатах, использование методов аутотренинга, цветовой, музыкальной и аромотерапии могут способствовать профилактике возникновения данного синдрома, позволят поддерживать положительный эмоциональный настрой и хорошую работоспособность коллектива педагогов, так необходимых в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Психолого-педагогические и лечебные мероприятия в сенсорной комнате можно проводить в светлом и в тёмном помещении. Таким образом, условно можно обозначить два варианта интерактивной среды: «светлую» и «тёмную» сенсорную комнату.

Нельзя не подчеркнуть ещё одно преимущество сенсорных комнат: практическое отсутствие противопоказаний к их посещению и по возрасту и по медицинским показаниям.

Противопоказаниями  для посещения так называемой «тёмной сенсорной комнаты» являются: психозы, грубые органические поражения ЦНС, эпилепсия (в активной стадии). Ограничениями  для посещения «тёмной сенсорной комнаты» являются: эпилепсия, судорожная готовность (необходим контроль ЭЭГ), СДВГ, повышенная тревожность, индивидуальные предписания невропатолога. С детьми данной категории индивидуально варьируется время сеансов и исключаются или ограничиваются  в использовании яркие, мелькающие стимулы. Активно используется в работе «светлая сенсорная комната». Таким образом, все участники образовательного процесса могут быть охвачены коррекционно-развивающими и профилактическими мероприятиями в различных вариантах сенсорной комнаты.

Формы работы в сенсорной комнате с участниками образовательного процесса могут быть самыми разнообразными: психолого-педагогическая диагностика, подгрупповые и индивидуальные занятия, уроки, консультирование, беседы, семинары-практикумы, тренинги, школа родителей (обучающие занятия).

Продолжительность и режим (интенсивность) таких сеансов определяется индивидуально с учётом: средних возрастных нормативов участников группы, клинического статуса, особенностей эмоциональной реакции на оборудование, принципа замещающего онтогенеза - возврат на предыдущий этап работы, степени адаптации, динамики  продвижения каждого участника группы (в среднем временной интервал сеансов от 20 до 30-45 минут). Рекомендуемая частота мероприятий в условиях сенсорных комнат- 2-3 раза в неделю.

Количество участников групп зависит от площади помещения, комплектации оборудования, целей психолого-педагогического воздействия, возраста воспитанников. Очень важно при этом обеспечить каждому участнику группы свободный доступ к оборудованию и возможность индивидуального подхода со стороны педагога.

Эффективными в условиях интерактивного оборудования являются различные подходы к психолого- педагогической коррекции: онтогенетический (так называемый «снизу вверх») и симптоматический (так называемый «сверху вниз»). Спектр психологических воздействий широк.

Таким образом, при систематической и планомерной работе команды психологов и педагогов в условиях интерактивной среды, сенсорные комнаты могут стать одним из эффективных современных средств психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство обр. и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. –с. 4-9.

2.Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –No 16. –с. 38.

3.Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. -No 11. –с. 12-15.

4.Пуйлова М.А., Шевелева Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . –Рязань, 2014. –588 с.

5.Сенсорная комната. [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.dob-mir.ru/sensor.html

6.Запорожец A.B. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, форма и методы) //Дошкольное воспитание. 2007. -No8. -С. 30 -34.