Выступление на VI Международная научно-практическая конференция по теме: "Интерактивная среда в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Малютина Олеся Юрьевна
Инклюзия даёт возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объёме, с учётом его физического и психического состояния. Закон Министерства образования и науки РФ об инклюзивном образовании вступил в силу. В выступлении рассматриваются условия организации специальной предметно-развивающей среды для успешной реализации задач инклюзивного образования по средством использования интерактивного оборудования. Рассматривается широкий профиль задач развивающего, образовательного и коррекционного профиля, которые помогают решить целый ряд преимуществ интерактивного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина Олеся Юрьевна,

педагог-психолог МАУО «Надежда»

города Нижнекамска Татарстан

Интерактивная среда в системе психолого-педагогического сопровождения детей

с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Хочется обратить ваше внимание на широкие возможности использования интерактивного оборудования в современной системе инклюзивного образования.

Одна из важнейших задач нашего государства на современном этапе- реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение общего образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в новом «Законе об образовании», а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов», которая была ратифицирована в России в 2012 году.

В этих документах обозначено, что модель инклюзивного, то есть включенного образования является наиболее эффективным видом совместного обучения.

Термин «инклюзия» введен в 1994 году Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность для всех в плане приспособления системы к различным нуждам детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзия даёт возможность получить каждому человеку знания в необходимом для него объёме, с учётом его физического и психического состояния.

Инклюзия (калька с английского inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:

Инклюзия предполагает:

-вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

-а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий для каждого ученика.

В настоящее время в России происходит выстраивание системы инклюзивного образования детей дошкольного и школьного возраста, делаются первые практические шаги в реализации данной задачи в различных уголках страны.

Закон Министерства образования и науки РФ об инклюзивном  образовании вступил в силу. Безусловно, о качестве образования мы можем говорить только тогда, когда создаются специальные условия для его реализации.

Одним из главных условий эффективной реализации инклюзивного образования наряду с кадровым и финансовым обеспечением образовательных учреждений является создание материально-технической базы в учебных заведениях, организация специальной предметно-развивающей среды с учетом образовательных потребностей и возможностей каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для выполнения этой задачи  специальная предметно-развивающая среда (СПРС) должна быть: содержательно-насыщенной – т.е. включать средства обучения; трансформируемой,  полифункциональной, доступной, и безопасной.

В каждом образовательном учреждении такая среда обладает свойствами открытой системы и выполняет: образовательную, развивающую, воспитывающую, и стимулирующую функции.

Всем выше перечисленным принципам и функциям создания предметно-развивающей среды на наш взгляд отвечает современное интерактивное оборудование, которое является мощным инструментом всестороннего развития детей и раннего, и дошкольного и школьного возраста с различными образовательными возможностями. В данном случае хочется подчёркнуть широкий возрастной диапазон применения интерактивного оборудования!!!

Его активное внедрение в предметно-пространственную среду дошкольных и школьных учреждений поможет повысить эффективность осуществления и образовательных и воспитательных задач педагогов, а также позволит качественно осуществлять задачи коррекционно-развивающей, профилактической направленности как в работе с детьми с ОВЗ различных статусов инвалидности, так и с их здоровыми сверстниками, которые также смогут воспользоваться всеми преимуществами интерактивного оборудования.

Ярким представителем богатой полисенсорной интерактивной среды является сенсорная комната СНУЗЛИН.

Сенсорная комната является одной из современных технологий в направлении развития и коррекции различных сторон психики детей и подростков. Одним из важных преимуществ сенсорной комнаты является  почти мгновенное установление теплого и доверительного контакта между  педагогом и ребенком, тем самым повышая эффективность и результативность психолого- педагогической работы.

Мозг ребенка в условиях интерактивной среды активизируется через стимуляцию базовых чувств (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования – в итоге создаются прочные межанализаторные связи, активизируются корковые и подкорковые отделы ЦНС.

Сенсорная комната- это организованная особым образом окружающая среда, в которой происходит «оккупация мозга» сенсорными стимулами в определённой последовательной цепочке: а именно- «оккупация мозга» - далее- релаксация- далее- нормализация функций организма- затем- ключевой доступ к подсознанию- доступ к ресурсам нашего организма- и в итоге компенсация, которая является одним из ключевых механизмов  в работе с детьми с ОВЗ.

В сенсорных комнатах эффективно реализуются все принципы, на которых базируется инклюзивное образование: принцип индивидуального подхода реализуется (путём создания для каждого воспитанника и ученика индивидуального полисенсорного пространства), принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников реализуется (через привлечение в сеансы в интерактивной среде и каждого воспитанника, и его родителей, и различных специалистов психолого-педагогического и медицинского профиля), принцип междисциплинарного подхода (позволяющий каждому специалисту учебно-воспитательного процесса с использованием оборудования сенсорной комнаты решать свои узко специализированные задачи, направленные в итоге на достижение общей цели образовательного учреждения- социализации детей в современное общество, их профессионального и личностного самоопределения и самореализации).

Сенсорные комнаты многолики, подбор комплекта оборудования в данных комнатах и его расстановка должны определяться с учётом возраста и клинико- психолого-педагогического статуса воспитанников конкретного образовательного учреждения.

Сенсорные комнаты разработаны в Голландии в конце 70-х годов для искусственной сенсорной стимуляции тяжёлых больных психоневрологического профиля и больных с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х годов они активно используются в Великобритании. Расширяется круг клиентов: девиантное поведение, различные психические отклонения и т.д.

Состояние релаксации наступает через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате (значительно сокращается время на восстановление сил и умственной работоспособности ребёнка, стабилизируется энергетический баланс организма).  

Изолированность и необычность обстановки «волшебной комнаты» естественным образом способствует уходу от стрессогенных стимулов внешнего мира.

Методы и технологии психолого-педагогического сопровождения воспитанников в сенсорных комнатах имеют широкий спектр и показывают на практике свою высокую эффективность: игротерапия, сказкотерапия, методы сенсорной стимуляции, рисуночные, телесно-ориентированные и двигательные техники, методы нейропсихологической коррекции, методики коррекции и развития базовых составляющих психического развития детей, цвето- и светотерапии.

Оборудование сенсорных комнат разделяется на релаксационный и активационный блоки. Активационный блок позволяет активизировать работу головного мозга, восстановить работоспособность организма, развивает внимание и мотивационную сферу ребёнка, формирует его волевые качества, активно воздействует на личностную, эмоциональную, коммуникативную, речевую, сенсомоторную сферы человека- т.е. оказывает всестороннее воздействие!!!!. Релаксационный блок позволяет снять психо -эмоциональное напряжение, восстановить эмоциональный фон, работоспособность, что также очень важно в ходе образовательной и воспитательной работы.  

В сенсорных комнатах с использованием всех её преимуществ могут проводиться различные формы образовательного и воспитательного процессов: психолого-педагогическая диагностика, подгрупповые и индивидуальные занятия, элементы различных уроков, досуговые и праздничные мероприятия, консультирование, беседы, семинары-практикумы, тренинги, школа родителей (обучающие занятия), лечебные процедуры в виде массажа и занятий ЛФК, необходимых при комплексном реабилитационном воздействии в работе с детьми с ОВЗ.

Продолжительность и режим (интенсивность) таких сеансов определяется индивидуально с учётом: средних возрастных нормативов участников группы, клинического статуса каждого ребёнка, особенностей его эмоциональной реакции на оборудование, степени адаптации, динамики  продвижения каждого участника группы (в среднем временной интервал сеансов варьируется от 20 до 45 минут). Рекомендуемая частота мероприятий в условиях сенсорных комнат- 2-3 раза в неделю.

Количество участников групп сеансов в сенсорной комнате зависит от площади помещения сенсорной комнаты (которая может быть также различной), от комплектации оборудования, целей психолого-педагогического воздействия, возраста воспитанников. Очень важно при этом обеспечить каждому участнику группы свободный доступ к оборудованию и возможность индивидуального подхода к нему со стороны специалиста.

Эффективными в условиях интерактивного оборудования являются различные подходы к психолого- педагогической коррекции: как онтогенетический (так называемый «снизу вверх») так и симптоматический (так называемый «сверху вниз»). Спектр психолого-педагогических воздействий широк.

Проводить узкоспециализированные и комплексные занятия в условиях сенсорной комнаты может целая команда специалистов и дошкольного и школьного учреждения: это и логопеды, и дефектологи, учителя, психологи, воспитатели.

Сенсорные комнаты могут эффективно использоваться и в направлении  профилактики и лечения синдрома профессионального выгорания педагогов, работающих в дошкольных и школьных образовательных учреждениях с использованием методов аутотренинга, цветовой, музыкальной и аромотерапии.

Условное деление  интерактивной среды на два варианта: «светлую» и «тёмную» сенсорную комнату даёт возможность практически исключить наличие противопоказаний к её посещению ….

Нельзя не подчеркнуть ещё одно преимущество сенсорных комнат: практическое отсутствие противопоказаний к их посещению и по возрасту и по медицинским показаниям.

Противопоказаниями  для посещения так называемой «тёмной сенсорной комнаты» являются: психозы, грубые органические поражения ЦНС, эпилепсия (в активной стадии). С детьми данной категории активно используется в работе «светлая сенсорная комната». Таким образом, все участники образовательного процесса могут быть охвачены коррекционно-развивающими и профилактическими мероприятиями в различных вариантах сенсорной среды.

В Муниципальном Автономном Учреждении Образования «Надежда» города Нижнекамска республики Татарстан сенсорная комната функционирует с 1992 года, монтирована в числе одной из первых в России. В течении более чем 25 летней работы она активно используется в направлении психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ от рождения до 18 лет. Ежемесячно сенсорную комнату посещают дети с различным статусом инвалидности.

Многолетний опыт работы в направлении реабилитации детей с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты позволил специалистам учреждения выделить и подтвердить ряд преимуществ и высокую эффективность  использования интерактивного оборудования, которые могут активно использоваться в инклюзивной среде.

Таким образом, в заключение хочется подчеркнуть, что при систематической и планомерной работе команды педагогов в условиях интерактивной среды, сенсорные комнаты могут стать одним из эффективных современных средств психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.