Выступление на круглом столе по теме: "Психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях сенсорной комнаты"

Малютина Олеся Юрьевна

В выступлении отмечается актуальность проблемы психологического сопровождения детей с РАС. Раскрываются особенности психологического портрета детей с аутизмом, обозначаются основные направления работы с аутичным ребёнка педагога-психолога с использованием сенсорной коимнаты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях сенсорной комнаты Подготовила педагог-психолог МАУО «Надежда» Малютина О.Ю.

Слайд 2

Актуальность проблемы в настоящее время По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн. человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист . Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Представленная ниже таблица отображает статистику аутизма в мире. Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих этим психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год:

Слайд 3

Статистика аутизма в мире с 1995 по 2017 г.г. Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй. Год Количество аутистов по всему миру 1995 1 из 5000 2000 1 из 2000 2005 1 из 300 2008 1 из 150 2020 1 из 110 2012 1 из 88 2014 1 из 68 2017 1 из 50

Слайд 4

Страны-рекордсмены Анализ статистики аутизма по странам показывает, что наибольшее количество людей страдающих этой патологией проживает: Южная Корея. Америка. По состоянию на 2012 год в США каждый пятидесятый житель был диагностирован, как аутист . На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38 жителю.

Слайд 5

График роста числа детей с аутизмом в Америке. Специалисты не связывают развитие аутизма с принадлежностью к определенной расе, социальным условиям жизни, материальному благополучию. Хотя влияние внешней среды и генетики исключить нельзя.

Слайд 7

На сегодняшний день статистика аутизма в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Также не ведется статистика детей с аутизмом в России. Поэтому можно сделать вывод, что процент таких малышей, гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина , аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России.

Слайд 8

РАС в России Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом . Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов : отсутствие хороших психиатров , которые умеют ставить правильные диагнозы; нежелание россиян обращаться к врачам; несерьезное отношение к расстройствам нервной системы. К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников. Как показывает статистика аутизма в России, в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.

Слайд 9

У малышей это заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга. Ребенок совершает повторяющиеся действия, его интересы ограничены, он практически или совсем не разговаривает. Также малыш не хочет и не может общаться с другими детьми. Признаки заболевания можно заметить у ребенка в возрасте до 3 лет. По статистике детский аутизм диагностируется ежедневно каждые 20 минут. У мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Среди детей мужского пола аутистов в пять раз больше, чем среди детей женского пола. Аутизм нередко сопровождается умственной отсталостью.

Слайд 10

В настоящее время клинико-психологическая картина синдрома РДА характеризуется большинством авторов как полиморфная и противоречивая (L.Wing,1976; M. Rutter , 1978; В.М. Башина , 1980, 1999; В.Е. Каган,1981; К.С. Лебединская,1988). Однако в период своей наибольшей выраженности она может быть представлена стойким сочетанием двух видов расстройств: 1) аутизм; 2) стереотипность поведения.

Слайд 12

Психическое развитие при РАС искажается

Слайд 13

Типология отклоняющегося развития

Слайд 15

Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера ) – особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами(1943 г.).

Слайд 16

Что такое РДА? Аутизмом называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА) .

Слайд 17

РДА- первазивное (всепроникающее) расстройство проявляется в аномальном развитии всех областей психики: - интеллектуальной сферы - воображения - эмоциональной сферы - речи - личностной сферы - внимания - сенсорики - памяти - моторики (крупной и мелкой)

Слайд 20

« Человек – животное общественное » Аристотель (384 – 322 до н.э.) Фундаментальное свойство человека - стремление к общению с окружающим миром и себе подобными, к коммуникации и социализации . Зародыши социальности в норме можно увидеть уже у беспомощного младенца. Здоровый ребенок очень быстро начинает узнавать мать и выделять ее из окружения.

Слайд 21

Актуальность проблемы повышения качества обучения и воспитания ребёнка с РАС в современной системе образования определяется: - быстрым ростом в мире популяции детей с различными отклонениями в развитии -периодической сменой клинической картины различных детских заболеваний (их мутацией) - появлением новых подвидов внутри основного заболевания, что неизбежно ведёт к усложнению классификации отклоняющегося развития детей сложностью структуры дефекта детей с РАС. При этом формируется своеобразная картина искажённого психического развития в каждом конкретном случае, инклюзия в систему современного образования детей с РАС потребностями)

Слайд 22

Трёхуровневая модель психического развития (ВПФ, познавательная сфера в целом) Высший уровень Базовые составляющие Уровень причин

Слайд 23

СТРУКТУРА БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Слайд 24

Базовые составляющие психического развития при РДА: Аффективная организация Произвольная регуляция психической активности Пространственно-временные представления

Слайд 25

Психологический портрет детей с РАС Форма НР Тяжесть дефекта По материнской линии По отцов-ской линии школа семья

Слайд 26

Психологический профиль ребёнка с РАС

Слайд 27

Специфические особенности развития детей с РАС Наиболее часто при РАС проявляются: трудности обучения в частности и формирования произвольного и целенаправленного поведения в целом, нарушения сна и приема пищи, нарушения взаимодействия с близкими взрослыми (например, симбиотическая связь между ребенком и матерью), нарушения активности , высокая вероятность появления дезадаптивного поведения. К началу школьного возраста отмечается высокая вариабельность в развитии социальной, речевой, познавательной сферы детей с РАС.

Слайд 28

Особенности детей с РДА Стереотипное поведение ; Чрезмерная психомоторная возбудимость ; Трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром; Трудно выражают собственные эмоциональные переживания и понимают состояния других; Стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и активно этому сопротивляются; Задержка и нарушение коммуникативной функции языка - мутизм (состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими).

Слайд 29

Механизмы психических расстройств у детей с РАС, препятствующих их нормальному психическому развитию: 1 ) дефицит психической активности; 2) нарушение инстинктивной сферы; 3) нарушение сенсомоторных функций; 4) нарушение двигательной сферы и речи. парадоксальная противоречивость ряда расстройств при РДА, их полюсность : 1) безразличие к окружающим + высокая ранимость; 2) игнорирование людей + напряжённость в их присутствии; 3) непереносимость общения + симбиотическая привязанность к матери; 4) повышенная брезгливость + стремление брать всё в рот, облизывать; 5) боязнь смерти + страх перед жизнью.

Слайд 30

Направления медико - психолого - педагогического воздействия

Слайд 31

Основные направления коррекционно- развивающей работы: Снизу вверх (по принципу замещающего развития) Сверху вниз (симптоматическая направленность)

Слайд 32

Учитывая специфику искаженного развития, необходим комплексный подход к социализации детей с РАС. Необходимо включение в команду специалистов различного профиля: медицинского : детских психиатров , невропатологов, инструкторов ЛФК, массажистов. педагогического : психологов , логопедов, дефектологов, воспитателей, учителей, музыкального работника и других.

Слайд 33

Команда специалистов, работающих с детьми

Слайд 34

При составлении психокоррекционных программ необходимо ориентироваться на специфику аффективной патологии. Традиционно в специальной психологии выделяются две основные группы детей с искажённым психическим развитием : — дети с выраженным искажением эмоционально-волевого развития; — дети с выраженным искажением когнитивного развития. Некоторые авторы предлагают выделить третью группу — мозаичные формы искаженного развития, при котором наблюдаются как искажения эмоционально-волевой сферы, так и когнитивных процессов (Семаго Н., Семаго М., 2000). Однако следует подчеркнуть, что определяющим симптомокомплексом у детей с искаженным развитием является аффективная патология , а нарушения речи, моторики, когнитивных процессов являются вторичными и могут способствовать углублению психического дефекта.

Слайд 35

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем: — ориентация аутичного ребенка во внешний мир; — обучение его простым навыкам контакта; — обучение ребенка более сложным формам поведения; — развитие самосознания и личности аутичного ребенка. В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА : 1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. 2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. 3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. 4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. 5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.) 6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Слайд 36

Основные этапы психокоррекционной работы: Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.

Слайд 37

Волшебный мир сенсорных ощущений Сенсорная комната СНУЗЛИН

Слайд 38

История создания сенсорных комнат Разработаны в Голландии в конце 70-х годов для искусственной сенсорной стимуляции тяжёлых больных психоневрологического профиля и больных с грубым снижением интеллекта В начале 80-х годов активно используется в Великобритании. Расширяется круг клиентов: девиантное поведение, различные психические отклонения и т.д. В Россию впервые завозится в 1992 году

Слайд 39

Сенсорная комната- это организованная особым образом окружающая среда, в которой происходит «оккупация мозга» сенсорными стимулами

Слайд 40

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА И ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ СЕАНСЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ КАК: самостоятельная реабилитационная процедура; способ подготовки ребенка к медико – психолого - педагогическим мероприятиям (предварительная релаксация, снятие страхов, тревожности перед медицинскими мероприятиями и т.п.); средство оптимизации, повышения мотивации реабилитационного процесса.

Слайд 41

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ВЕДЕТСЯ КОМПЛЕКСНО ПО НЕСКОЛЬКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: - коррекционного характера, - развивающего характера, - профилактического характера, - психотерапевтического характера.

Слайд 42

СУБЪЕКТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: - КЛИЕНТ (без ограничения в возрасте), - ЕГО МИКРО- И МАКРООКРУЖЕНИЕ (детско-родительские, межличностные отношения).

Слайд 43

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМИ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ детей с РАС ЯВЛЯЮТСЯ: психозы грубые органические поражения ЦНС эпилепсия, судорожная готовность в активной стадии ОГРАНИЧЕНИЯМИ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ЯВЛЯЮТСЯ: эпилепсия, судорожная готовность (необходим контроль ЭЭГ), СДВГ, тревожность, индивидуальные предписания невропатолога.

Слайд 44

ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: подгрупповые и индивидуальные занятия, консультации, беседы, семинары-практикумы, тренинги, школа родителей (обучающие занятия), диагностика (тестирование, наблюдение).

Слайд 45

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ЯВЛЯЮТСЯ: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА КЛИЕНТА, СЕНСОРНАЯ СФЕРА (ощущения и восприятие в различных модальностях и сочетаниях), АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, ВОЛЕВАЯ СФЕРА, РЕГУЛЯТОРНО - КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (пространственные и пространственно- временные представления, произвольность психической активности, базовые аффективной регуляции).

Слайд 46

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ: программы, основанные на нейропсихологическом подходе, телесно- ориентированные и двигательные техники, программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития, программы, основанные на психометрическом и функциональном подходе, сказкотерапия , игротерапия , методы релаксации, психогимнастика , музыкотерапия песочная терапия интерактивные модули.

Слайд 47

УСЛОВНО ОБОРУДОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЕЛИТСЯ НА ДВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКА: РЕЛАКСАЦИОННЫЙ БЛОК : снятие мышечного и психо - эмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного покоя. Оборудование: мягкие настенные и напольные покрытия, пуфики, чанки , подушечки, водяные и надувные матрасы, фонотека различной релаксационной музыки, приборы, создающие рассеянный свет, столбики. АКТИВАЦИОННЫЙ БЛОК : активация различных функций ЦНС за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды (возбуждение интереса, стимуляция подвижности и исследовательского подхода, формирование межанализаторных связей, развитие и коррекция базовых и основных составляющих психического развития клиентов). Оборудование: различные панели

Слайд 48

В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ: Организация богатой полисенсорной среды , с помощью которой человек воспринимает и познает окружающий его мир. Изолированная подача сенсорных эталонов различной модальности , возможность регулирования длительности и мощности, дозированности их воздействия на анализаторы клиента в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного человека. Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность клиента, активизирующие его мысли. Вариативность взаимодействия разнообразного цветового, осязательного, звукового, музыкального фонов, возможность их изолированного и совместного использования в зависимости от поставленной цели. Мягкое покрытие, цветовой, музыкальный фон, зеркала на стенах Возможности использования оборудования в своих профессиональных целях специалистами различного профиля (медицинского и педагогического) Абстрактность оборудования , возможности его вариабельности использования

Слайд 49

Возможность создания сенсорной среды по индивидуальному проекту клиента. Широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости). Узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях. Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики, базовые составляющие психического развития клиента. Возможность профессионального использования психокоррекционных методик различной направленности на фоне стимулирующего воздействия на организм клиента оборудования сенсорной комнаты. Активационный и релаксационный блоки

Слайд 50

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И РЕЖИМ (ИНТЕНСИВНОСТЬ) ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ, встреч определяется индивидуально с учётом: средних возрастных нормативов, тяжести состояния клиента, его эмоциональной реакции на оборудование, принципа замещающего онтогенеза - возврат на предыдущий этап работы, степени адаптации (от 5 до 30-45 минут), динамики продвижения клиента. Рекомендуется частота встреч 2-3 раза в неделю.

Слайд 57

Растяжка «Морская звезда» Произвольность двигательной активности тела

Слайд 58

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция ребёнка с РАС включает: Психологическая коррекция: а) установление контакта со взрослым б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страха в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками г) формирование целенаправленного поведения д ) преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности влечений; 2. Педагогическая коррекция: а) формирование навыков самообслуживания б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности) 3. Медикаментозная коррекция: Поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия 4. Работа с семьёй: а) психотерапия членов семьи б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребёнка в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребёнка в домашних условиях г) обучение родителей методикам воспитания ребёнка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе

Слайд 59

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ» 1.способствовать переходу от восприятия к наглядно-образному и образно-логическому мышлению. 2.развивать операции наглядно -образного, схематического, ассоциативного, элементов словесно- логического, креативного видов мышления. 3.развивать свойства мышления: отвлеченность, обобщенность, гибкость, быстроту. 4.развивать зрительную, слухоречевую, опосредованную, тактильно-двигательную виды памяти, их процессы и свойства. 5.развивать активное воссоздающее, творческое виды воображения. 6.развивать произвольность познавательных процессов. 7.развивать объем, свойства внимания.

Слайд 60

«ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» развитие (коррекция) представлений о пространстве собственного тела. развитие (коррекция) представлений о взаимоотношениях тела и внешних объектов. развитие (коррекция) пространства речи и языка (лингвистические и квазипространственные представления). развитие (коррекция) пространства межличностных отношений. «РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ» развитие произвольности сенсомоторной активности (регуляция двигательной активности). развитие произвольности регуляции психических процессов и функций. развитие рефлексивно- волевой регуляции.