«31 и Я – это семья»

Лучкова Татьяна Алексеевна

Профилактическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 31_i_ya_-_semya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа

 «31 и Я – это семья»

Счастье - это когда утром хочется
идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Цели: 

  • организация совместного пространства для взаимодействия и творчества всех участников образовательного пространства;
  • расширение психологических и социально-нравственных знаний, формирование установки на восприятие и понимание эмоциональной стороны общения с ребенком;
  • осознание его эмоционального состояния и создание атмосферы социальной и психологической безопасности.

Ход занятия

  1. Организационная часть

Участники образуют большой круг. Называется тема  и цели собрание. Родителям предлагает быть искренними, открытыми.

Игровые задания для родителей

Цель: установление коммуникативных, доброжелательных отношений.

        Упражнение «Наши дети»

Психолог предлагает встать и пожать друг другу руки тем родителям, у которых в
классе учится сын. Затем встают и жмут друг другу руки родители, у которых в классе учится дочь.

Так родители образуют два круга. В каждой группе родители называют имя своего
ребенка и его любимое занятие (хобби).

Упражнение «Разминка»

Психолог убирает один стул, все родители встают в круг. По сигналу некоторые родители должны пересесть на другое место, кто-то один не успевает занять стул (так
как стульев на один меньше, чем количество участников). Этот человек встает в круг
и дает свое задание:

  1. пересаживаются все те, кто утром поцеловал ребенка;
  2. кому нравится путешествовать с семьей;
  3. кто играет на каком-нибудь инструменте;
  4. у кого есть домашние животные;
  5. кто любит беседовать со своим ребенком.

  1. Вступление

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Итак ключевые понятия

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

- Какие функции выполняет семья?

• репродуктивная (рождение детей);

• экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);

• хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

• воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

• социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

• восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);

• коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

  1.  Практическая часть

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Семь Я»

Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними:

прямой - хорошие отношения,

волнистой линией - эмоционально-неуравновешенные,

пунктиром - слабые,

жирной линией - авторитарные.

При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи.

Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.

Упражнение «Герб семьи»

С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.

 «Традиции нашей семьи»

Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.

Традиции родительской семьи

Традиции моей семьи

 

 

 «Нравственные основы семьи»

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.

Вопросы к занятию

• Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему?

• Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания?

• Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания?