"Что такое конфликт?"

Лучкова Татьяна Алексеевна

 Профилактическое мероприятие для подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_konflikt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Профилактическое мероприятие для подростков

Что такое конфликт?

Цели и задачи: познакомить учащихся с общими представлениями о конфликтах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия:

Приветствие: Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» - называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одногруппникам и психологу.

Ведущий. Я хочу вам прочитать басню И.А. Крылова, а вы внимательно слушайте, и попробуйте определить какое явление описывается автором (Приложение).

- Как вы думаете, какое явление описано в этой басне? Как бы вы его назвали? (Ответы ребят.)

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в магазине, на работе… Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны… Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.

Ведущий. Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.)

- Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.

Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни - в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему? (Ответы ребят.)

Практическое задание: Причины конфликтов

Участники выделяют причины, по которым происходят конфликты между детьми и взрослыми (кластер).

- Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений. Главное правильно их разрешить. Психолог Кеннет Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

Конкуренция - человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

Конкуренция, соперничество («акула») - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Избегание - когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

Избегание, уклонение («черепашка») - уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление - человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Приспособление («медвежонок») - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Сотрудничество - человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

Сотрудничество («сова») - выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс - партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

Компромисс («лиса») - выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Ведущий. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, Рак и Щука»? Как можно было бы его разрешить и в каком случае они смогли бы столкнуть воз с поклажей? Можно ли вообще его разрешить?

Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями в данной басне - раком, лебедем и щукой.

- Вам предлагается послушайть басню «Змея» (Приложение). Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать этот конфликт? (Ответы ребят.)

- В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.

- Ребята, с какими конфликтами вы познакомились на сегодняшнем занятии? (Ответы ребят.)

- Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.

- Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте эту странную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его».

– «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Ведущий: Вы, наверное, улыбались, когда я читала эту сказку. В чем же было дело? (ответы ребят).

- Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Задание: переписать конец сказки. Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Ведущий: Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.

- Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми, кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может, навсегда…

- Исторические факты могут служить примером: Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру I дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

- Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить - и кончено!

 (Из книги «Исторические анекдоты
из русской жизни». М., 2004)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Басня «Змея»

Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
«А то уж, - говорит, - мне жизнь моя постыла.
Куда ни покажуся я,
То все меня дичатся,
Кто послабей;
А кто меня сильней,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я боле не снесу;
А если б соловьем запела я в лесу,
То, возбудя бы удивленье,
Снискала бы любовь и, может быть, почтенье.
И стала бы душой веселых я бесед».
Исполнил Юпитер Змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево вползя, Змея на нем засела,
Прекрасным соловьем Змея моя запела,
И стая было птиц от всюду к ней подсела;
Но, воззряся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием?
«Уж ли вам голос мой противен?» -
В досаде говорит Змея.
«Нет, - отвечал скворец, - он звучен, дивен,
Поешь, конечно, ты, не хуже соловья;
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало.
Нам страшно вместе быть с тобой.
Итак, скажу тебе, не для досады:
Твоих мы песен слушать рады -
Да только ты от нас подале пой».

Что такое

конфликт?

У подростков

родители

сверстники

взрослые

учителя

Соперни-

чество

Приспособление

Избегание,

уклонение

Сотрудни-

чество

«Черепашка»

«Акула»

 «Медве-жонок»

«Сова»

Сотрудни-чество

Компромисс 

«Лиса»