"Ковер мира"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kover_mira_profilaktika_konfliktov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психопрофилактическая работа с подростками

Ковер мира

Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними

Цель: рассмотреть механизм обратной связи и научить принципам и правилам трансляции обратной связи.

- Вон человек, что скажешь ты о нем?
Ответил друг, плечами пожимая:
- Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?
- Вон человек, что скажешь ты о нем?

-Спросил я у товарища другого.
- Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?

Расул Гамзатов

Вводная часть

Упражнение «Цвет»

Оно может служить настройкой на занятие, посвященное обратной связи.

Инструкция. Вы, наверное, замечали, что иногда мы, говоря о нашем состоянии и настроении, используем цвета. Сейчас в течение 30 секунд в полной тишине мы будим настраиваться, пытаясь почувствовать настроение соседа слева, а потом попробуем обозначить его цветом.

Анализ

• Почему именно такой цвет обозначал то или иное состояние и настроение?

• Что помогало почувствовать настроение другого?

• Что мешало почувствовать настроение другого?

Упражнение «Комплименты»

Инструкция. Как часто мы с вами говорим комплименты друг другу? Сейчас у нас будет возможность это сделать! Каждый из нас, по очереди, будет говорить комплимент своему соседу справа.

Анализ
• Как вы себя чувствовали, когда вам говорили комплименты и когда их говорили вы?

• Удалось ли отразить в комплименте уникальность и положительные качества именно того человека, к которому комплимент был обращен?

Основная часть

Работа в парах - 1

Инструкция. Разделитесь, пожалуйста, на пары и сядьте так, чтобы вам было удобно общаться. Одному из участников в каждой паре я сейчас дам карточку, на которой описана ситуация. (Например: «Ваш друг не дал вам переписать контрольную работу - ваша реакция: вы разозлились на него, обиделись».) У вас будет 3 минуты, чтобы подумать, как инсценировать данную ситуацию.
Теперь, каждая пара будет разыгрывать свою ситуацию, а все остальные участники группы будут в этот момент наблюдателями. Будьте внимательны!

Анализ 
• Что каждый из вас чувствовал во время проигрывания ситуации? С чем это связано?

• Какие чувства возникли, когда вы были зрителями?

• Как вы давали обратную связь?

• Удалось ли конструктивно дать обратную связь?

• Если нет, то почему? Что можно сделать лучше?

Работа в парах - 2

Участникам дается та же инструкция, но теперь работа происходит в парах одновременно, с использованием правил трансляции и получения обратной связи (этим правилам предварительно можно посвятить дискуссионное занятие, урок, тренинг).

Анализ
• Вспомните ситуацию № 1.Что-то изменилось?
• Что вам мешало и что помогало?
• Получилось ли ваше общение более продуктивным?

Упражнение «Волшебный стул»

Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.

Инструкция. В нашем кругу сегодня есть место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания. Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи, тому, кто сидит на «волшебном» стуле, - внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?

Анализ
• Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?
• Что удивило?
• Удалось ли вам следовать правилам?
• Хотите ли дать обратную связь группе?

Упражнение «Картинки»

Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника всей группе.

Инструкция. Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное - то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.

А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди будет презентовать свой рисунок, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

Анализ
• Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?

• С чем вы согласны, а с чем нет?

• Что показалось неожиданным?

«Рассказ»

Инструкция. Возьмите, пожалуйста, листочки и ручки и напишите свои имена и фамилии. Теперь сложите их в этот мешочек. Сейчас каждый из вас вытащит по одному листочку, и о человеке, чье имя написано на листочке, вы напишете короткий рассказ, стараясь рассказать как можно точнее о его внутренних качествах, особенностях.

Затем все рассказы мы соберем в одну стопку, перемешаем, и я зачитаю их. Ваша задача - отгадать, о ком идет речь.

Анализ
• Сложно ли было написать рассказ? Почему?
• Что помогало догадаться, о ком идет речь?
• Что удивило?
• Что очень точно было отражено в рассказе?
• Удалось ли воспользоваться правилами получения и передачи обратной связи при выполнении этого упражнения?

Упражнение «Афоризмы»

Инструкция. Каждому из вас я раздам небольшой листочек, где написано высказывание какого-то человека. Ваша задача - внимательно прочитать высказывание, которое попало вам в руки, и подумать, а затем озвучить и обосновать, о ком из группы может идти речь. Затем все остальные тоже предполагают, о ком идет речь, и кто хочет, говорит свое мнение. Афоризм будет отдан тому, кто вызвал у участников больше всего ассоциаций. В итоге у каждого должен оказаться один такой листочек.

Анализ
• Почему те или иные пословицы вы относили к человеку?
• Что удивило?
• С чем согласны или не согласны?
• Удалось ли воспользоваться правилами получения и передачи обратной связи при выполнении этого упражнения?

Правил приема обратной связи не так много, но это не делает его более легким, а даже наоборот - усложняет. Давайте вкратце рассмотрим эти правила.

• Необходимо выслушать обратную связь до конца, не интерпретируя слов собеседника и не выстраивая систему контраргументов в процессе слушания.

• Важно попытаться осмыслить и вернуть ее говорящему своими словами. Таким образом мы даем собеседнику понять, что услышали его, и проясняем те моменты, которые остались недопонятыми.

• Надо всегда помнить, что обратная связь - мнение одного человека, которое не интегрирует отношения всего вашего окружения к вам. Его восприятие ваших поступков исключительно субъективно и, соответственно, может быть неполным. Не стоит спорить с ним и доказывать обратное, ведь он имеет право на свою собственную точку зрения, собственные чувства и эмоции.

• Ситуация получения обратной связи еще не является сигналом к незамедлительным внутренним изменениям и коррекции поведения. Человек, выслушавший обратную связь, не обязан ей руководствоваться, он может принять ее к сведению, а может и вовсе не воспользоваться. Обратная связь - не средство воздействия, а способ взаимодействия.

• Часто необходимо помочь партнеру решиться на обратную связь, дать ему возможность почувствовать вашу готовность выслушать все, что он хочет вам сказать. 

Возможные афоризмы для упражнения

Серая скука, и страх, и злоба - вот причины того, что жизнь столь коротка. Р. Бах

Чем выше летает чайка, тем дальше она видит. Р. Бах

Наши поступки подобны строчкам буриме: каждый связывает их, с чем ему заблагорассудится. Ф. Ларошфуко

Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно. А. Рюноскэ

Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему. Плутарх

Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Н. Макиавелли

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр

Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле. Н. Макиавелли

Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ф. Ларошфуко

Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится. Ф. Ларошфуко

Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.
Э. Кюблер-Росс

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. Ф. Ларошфуко