«Ох и Ах»

Лучкова Татьяна Алексеевна

Профилактическое мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oh_i_ah.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое мероприятие для младших школьников

«Ох и Ах»

Цели: 

  • ознакомить детей с понятием «настроение»;
  • ввести цветовые образы, символизирующие разные настроения;
  • развивать у детей умение управлять своим настроением.

Оборудование: карточки, изображающие разные эмоциональные состояния; «Цветок», незаконченные предложения, релаксационная музыка, мультфильм «Ох и Ах», бумага.

Ход занятия:

Перед учениками стоят корзины с цветными полосками и доска. Всем ученикам предлагается заглянуть в себя и оценить, с каким настроением они пришли в школу, а потом соотнести его с определенным цветом. Значения цветов не указывать. Затем ученики вывешивают свой цвет настроения на доску и получается цветовая палитра в виде цветка.

- Что такое настроение?

- Каким оно бывает?

- Важно ли другим знать о вашем настроении?

- Как вы узнаете о настроении другого?

- Только из слов? Можно ли понять настроение без слов?

Упражнение «Лица»

Психолог поочередно предъявляет карточки с изображением лиц. Задача участников - угадать, какое эмоциональное состояние у изображенного на картинке. Психолог задает уточняющие вопросы: «Почему вы считаете, что ему… грустно, весело, он расстроен?» И пр.

Упражнение «Цветное настроение»

- Мы успешно справились с предыдущим заданием, и мы движемся дальше. С разным настроением вы все пришли сегодня в школу. Кто-то идёт сюда с грустью, вспоминая, что будет контрольная работа; кому-то радостно, что он увидит друга; кого-то утром обидел близкий человек, и он идёт в школу обиженный.

Перед вами лежат листы бумаги, на них - цветок, она необычный. Это цветок вашего настроения. Вспомните, какой у вас вчера был день, а самое главное - какое у вас было настроение в те моменты, которые написаны на цветке. Ваша задача: раскрасить его соответственно вашему настроению. Можно подписать, какое это было настроение.

Результаты можно обсудить.

Упражнение «Заверши предложение»

Участникам группы предлагается бланк с неоконченными предложениями.

- У каждого из вас есть листок, где написаны предложения. Однако, как вы заметили, эти предложения еще не окончательно оформлены. Ваша задача: завершить их так, как считаете нужным. Каждый участник должен завершить его самостоятельно.

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

При желании участников ответы обсуждаются.

 

«Расскажи о чувствах без слов»

- Сейчас я вам буду описывать ситуации, а вы должны будете цветом обозначать настроение, чувства в соответствии с этой ситуацией.

Ситуация 1. Мальчик в первый раз встречается с семьей, которая хочет пригласить его к себе на каникулы. Он знает, что они придут с минуты на минуту и ждет.

Ситуация 2. Девочка и семья идут в зоопарк и смотрят там на обезьянок.

Ситуация 3. У ребенка день рождения, ему дарят подарок - он открывает коробку, где лежит сюрприз.

Ситуация 4. Мальчика спрашивают ребята во дворе: «У вас в детдоме все такие тупые?»

Ситуация 5. Девочка помогает маме готовить ужин и случайно задевает и разбивает стакан.

Ситуация 6. Сегодня день рождения человека, который когда-то был очень добр к вам, но умер несколько лет назад; вы вспомнили об этом человеке и его кончине.

Каждая из ситуаций предполагает, что ребенок не только примерит ее на себя, но также попытается выразить чувства, многие из которых могут быть под запретом (когда ребенок считает, что чувства столь «неправильные», что их не надо замечать, наоборот, их следует скрывать от других). Покажите, что все эти ситуации нормальны и чувства тем более допустимы. Обсуждение может происходить после завершения рисунка, сделанного по каждой из ситуаций. Рисунки складываются и перемешиваются, потом предлагается определить, какие чувства испытывает автор рисунка. Возможно, кто-то из детей скажет, что одним чувством не обойтись, - это хороший повод обсудить, что человек может испытывать в один и тот же момент разные чувства. Предложите самим детям придумать ситуации и представить их как тему для рисования.

Просмотр мультфильма «Ох и Ах» и обсуждение.

- С какими героями мы познакомились?

- Как их зовут?

- Подходят ли их имена к ним? Почему?

- Чем отличаются герои?

- Какое у них настроение?

- Какой у них характер?

«Бывают чувства у зверей?
У рыбок, птичек и людей?
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение».

- Что такое, по-вашему, хорошее настроение? (Высказывания детей.)

- Слово «настроение» – от слов «строй», «настраивать». Звуки наших внутренних струн – эмоции. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат – наше настроение. Настроение аналогично температуре тела, это – температура психики: нормальная соответствует жизнерадостности.

- От чего же зависит ваше настроение? (Дети предлагают варианты, психолог фиксирует их на доске):

  • от вас самих;
  • от других людей;
  • от погоды;
  • Место
  • Одежда
  • Люди
  • Пища
  • ТВ передачи
  • Книги
  • Время дня
  • Домашние дела
  • Приятели
  • Школьные уроки
  • ни от чего не зависит.

- Как настроение может влиять на нас всех?

- Наше настроение может влиять на наш характер, наше поведение, поступки, отношения, на количество друзей и т.д.

Упражнение «Радуга»

- А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет - оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.

Зеленый цвет - цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет - как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться со всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет - переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение?

Каждый участник группы высказывает свое мнение. Психолог стимулирует дискуссию.

Приёмы повышения настроения:

- Настроение можно создавать, изменять. Существуют приёмы повышения настроения, и вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые:

  • Вспомните о хорошем;
  • Отвлекитесь – почитайте, послушайте музыку;
  • Посмотрите хороший фильм;
  • Совершите прогулку;
  • Сделайте физические упражнения;
  • Имейте также в виду, что на настроение влияет цвет;
  • Плохая освещённость.

Ситуация – проба «Успокой приятеля»

- Ваш приятель не в первый раз ссорится с друзьями по двору. У него портится настроение. Его мнение: «Все соседские мальчишки (девчонки) вредные и противные!»

Задание. Поднимите другу настроение, не обижая и не оскорбляя никого (работа в парах).

Упражнение «Чемодан»

- А теперь я приглашаю вас встать в круг. Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который нужно собрать в дорогу. Только вместо вещей в этом чемодане будет находиться наше настроение, с  которым вы готовы поделиться с другими людьми и отправиться в путь. Необходимо соблюдать условие - каждый по очереди называет какое-либо настроение или его цвет.

Скачать Картинки цветы для раскраски 1713x1181 px

Скачать Картинки цветы для раскраски 1713x1181 px

Скачать Картинки цветы для раскраски 1713x1181 px

Скачать Картинки цветы для раскраски 1713x1181 px

Скачать Картинки цветы для раскраски 1713x1181 px

Скачать Картинки цветы для раскраски 1713x1181 px

«Бывают чувства у зверей?
У рыбок, птичек и людей?
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение».

- Что такое настроение?

- Что такое, по-вашему, хорошее настроение? (Высказывания детей.)

- Слово «настроение» – от слов «строй», «настраивать». Звуки наших внутренних струн – эмоции. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат – наше настроение. Настроение аналогично температуре тела, это – температура психики: нормальная соответствует жизнерадостности.

- Каким оно бывает?

- Важно ли другим знать о вашем настроении?

- Как вы узнаете о настроении другого?

- Только из слов? Можно ли понять настроение без слов?

Упражнение «Лица»

Упражнение «Цветное настроение» - цветок

Упражнение «Заверши предложение»

При желании участников ответы обсуждаются.

 

«Расскажи о чувствах без слов»

- Сейчас я вам буду описывать ситуации, а вы должны будете цветом обозначать настроение, чувства в соответствии с этой ситуацией.

Ситуация 1. Мальчик в первый раз встречается с семьей, которая хочет пригласить его к себе на каникулы. Он знает, что они придут с минуты на минуту и ждет.

Ситуация 2. Девочка и семья идут в зоопарк и смотрят там на обезьянок.

Ситуация 3. У ребенка день рождения, ему дарят подарок - он открывает коробку, где лежит сюрприз.

Ситуация 4. Мальчика спрашивают ребята во дворе: «У вас в детдоме все такие тупые?»

Ситуация 5. Девочка помогает маме готовить ужин и случайно задевает и разбивает стакан.

Ситуация 6. Сегодня день рождения человека, который когда-то был очень добр к вам, но умер несколько лет назад; вы вспомнили об этом человеке и его кончине.

Просмотр мультфильма «Ох и Ах» и обсуждение.

- С какими героями мы познакомились?

- Как их зовут?

- Подходят ли их имена к ним? Почему?

- Чем отличаются герои?

- Какое у них настроение?

- Какой у них характер?

- От чего же зависит ваше настроение?

- Как настроение может влиять на нас всех?

Упражнение «Радуга»

- А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет - оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.

Зеленый цвет - цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет - как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться со всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет - переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение?

Каждый участник группы высказывает свое мнение. Психолог стимулирует дискуссию.

Приёмы повышения настроения:

  • Вспомните о хорошем;
  • Отвлекитесь – почитайте, послушайте музыку;
  • Посмотрите хороший фильм;
  • Совершите прогулку;
  • Сделайте физические упражнения;
  • Имейте также в виду, что на настроение влияет цвет;
  • Плохая освещённость.

Ситуация – проба «Успокой приятеля»

- Ваш приятель не в первый раз ссорится с друзьями по двору. У него портится настроение. Его мнение: «Все соседские мальчишки (девчонки) вредные и противные!»

Задание. Поднимите другу настроение, не обижая и не оскорбляя никого (работа в парах).

Упражнение «Чемодан»

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…