Главные вкладки

    « Особенности работы с сообщением о жестоком обращении с ребенком на Детском телефоне доверия».

    Матвеева Оксана Владимировна

          Жестокое обращение с детьми – это умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx27.04 КБ

    Предварительный просмотр:

          Жестокое обращение с детьми – это умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка.

     Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

    - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

    - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, так же лиц вернувшихся из мест лишения свободы;

    - безработица, постоянные финансовые трудности;

    - постоянные супружеские конфликты;

    - низкий уровень культуры, образования;

    - нежелательный ребенок;

    - умственные или физические недостатки ребенка;

    К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

    Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

    -физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

    -когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

    - дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

    Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.

    Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы:
    1. Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. 

    Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми: 
    «Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается, что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии. 
    «Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.  

    2. Психическое (эмоциональное насилие) — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

     3. Сексуальное насилие (или развращение) – использование ребенка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия детской проституцией, в том числе используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.д с целью извлечения прибыли;

     4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность). 
    Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. 

    Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить.

    Самое обидное, что решение своих проблем дети — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. 
    Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до полиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.

           Насилие всегда несет эффект, направленный в будущее, когда выросшие дети будут продолжать насилие.

    Из практики консультантов детского телефона доверия, ребенок ставшей жертвой физического, психологического или сексуального насилия можно узнать по следующим признакам:

    • -звонки могут начинаться с молчания. Так дети иногда проверяют насколько для них здесь безопасно, можно ли доверять человеку, который отвечает на звонок, приятный ли у него голос, как этот человек реагирует на молчание;
    • -речь ребенка зачастую может отличаться тем, что она как будто без эмоций. Темп речи медленный, голос тихий, иногда это может быть шепот. В разговоре ребенка присутствуют длинные паузы. Естественно, что ребенок может заплакать, голос его может задрожать. В речи могут возникать запинки, появиться заикание;
    • -сообщение о насилии от ребенка возможно как в первую минуту разговора, так и спустя некоторое время;
    • -иногда ребенок может заговорить о насилии «в третьем лице». Такое поведение характерно больше для жертв сексуального насилия, нежели для детей, которые подверглись физическому насилию, так как последние не так сдерживаемы чувствами стыда и страха, как дети с опытом сексуального насилия. Неосознанно защищая целостность своей личности, ребенок может рассказывать о себе как о другом человеке. Как будто не он был участником этих событий, а видел все со стороны;
    • -звонящий может вести беседу на совершенно разные темы, переходить с одной темы на другую, не закончив отвечать на вопросы консультанта;
    • -дети, рассказывая о насилии, выбирают часто тихую обстановку. Во время разговора они не смотрят телевизор, не играют, не рисуют. Они очень чутки к любым звукам вокруг, так как, находясь в большом напряжении, ожидают, что кто-то может войти и подслушать. В связи с чем, разговор может внезапно прерваться в любую минуту.
    • Действия психолога ДТД в процессе работы с ребенком – жертвой насилия:

    1)    Установить доверительный контакт.

    На протяжении всего процесса консультирования психолог постоянно создает ощущение безопасности у ребенка тем, что обеспечивает собеседнику стабильность и постоянство во взаимоотношениях с ним. Разрешает говорить ребенку так, как ему удобно (темп, отсутствие последовательности в речи, громкость голоса и т.д.), занимает не директивную позицию по отношению к ребенку.

    2)    Активное слушание.

    На этом этапе консультант, выслушивая ребенка, следует за ним. Позволяет ребенку говорить так, как ему удобно (например, шепотом), в том темпе, в каком у него получается (например, долго подходить к сути общения), перепрыгивать с одной темы на другую, рассказывать о посторонних вещах, не связанных с насилием.

    3)    Прояснение ситуации.

    На данном уровне консультирования психолог должен быть заинтересованным слушателем, а не ведущим, то есть очень важно следовать за ребенком в том направлении, в котором он хочет рассказывать. Психологу необходимо быть последовательным в работе с ребенком – жертвой насилия. Если консультант договорился с ребенком, что он может вернуться к болезненной теме, когда ему будет удобно, то уже не должен торопить его или возвращать к теме различными вопросами.

    4)    Помочь ребенку выразить чувства, которые он испытывает в данной ситуации.

    Ребенку в ситуации насилия очень сложно говорить о своих чувствах, поэтому психологу приходится называть их самому. Консультанту можно аккуратно проговорить о тех чувствах, которые откликаются у него. Или поведать о том, чтобы сам взрослый почувствовал в такой ситуации. Можно делать предположения, что это возможно похоже на такое-то чувство или же предложить выбрать из названных чувств то, которое больше всего подходит ребенку в данном случае.

    5)    Выяснить риски, которым ребенок может подвергаться в сложившейся ситуации.

    На данном этапе консультирования необходимо понять, насколько жесток и опасен для жизни ребенка акт насилия. Есть ли у ребенка возможность спрятаться или каким-то образом уменьшить вред, который ему собираются причинить? Есть ли у него безопасное место, где он может находиться хоть какое-то время? Что будет, если обидчик узнает, что ребенок разговаривает с консультантом по телефону и т.п.

    6)    Поиск внешних и внутренних ресурсов для переживания травмы.

    Внешними ресурсами для ребенка могут быть люди в семье, которым он доверяет и которые могут его защитить. Это могут быть, и дальние родственники, которые живут отдельно, и друзья, которые находятся рядом, и уважаемый учитель. Внутренние ресурсы – это все то личное и важное, которое помогает в трудные моменты жизни ребенка. Сюда можно отнести приятные воспоминания, увлечения, общение с животными, любимая игрушка и т.д.

    На данном этапе психолог помогает ребенку почувствовать положительные эмоции, увидеть светлые моменты своей жизни. Тем самым помогая найти силы для переживания травмы, разглядеть смысл для продолжения жизни. Когда психолог помог увидеть ребенку многогранность его жизни, расширил  его горизонты видения жизни, тогда ребенок начинает чувствовать себя ценным, важным для кого-то. У него появляется надежда на получение помощи и выход из ситуации, а самое главное, готовность эту помощь принять.

    Если ребенок в результате консультирования пришел к решению принять дальнейшую помощь и согласился назвать свое имя и адрес, то дальше могут в работу включаться другие специалисты, работающие с детьми – жертвами насилия и жестокого обращения.

    Передача информации о случаях жестокого обращения в соответствии с установленным порядком.

    Во Владимирской области принят порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально трудном положении. Информация которая поступает на ДТД о случаях жестокого обращения с детьми незамедлительно передается в учреждения социального обслуживания семьи и детей, расположенный по месту жительства несовершеннолетнего и его семьи, которые осуществляют проверку по указанному факту.

    Консультант делает запись о звонке в журнале статистического учета информации, поступившей по ДТД; также записывает в журнал учета случаев жестокого обращения с несовершеннолетними.

    Консультант обращается к супервизору с целью разбора состоящего диалога, получает профессиональную поддержку, восстанавливает рабочую форму

    Однако психологу – консультанту детского телефона доверия всегда надо помнить, что главным условием работы с жертвами насилия является безоговорочное принятие принципа невмешательства в ситуацию без согласия ребенка!