"Учимся сотрудничать"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Игры на развитие групповой сплоченности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_sotrudnichat.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся сотрудничать

Игры на развитие групповой сплоченности

Цель: помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике; подчеркнуть уникальность каждого участника; создание дружеской атмосферы взаимопомощи,

1. Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе ...

Меня зовут ... и я очень люблю петь... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться - в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

2. «Пересядьте все те, у кого...»

Эта игра способствует группообразованию, а также помогает провести первичную психодиагностику с помощью наблюдения за динамикой поведения участников группы, создать общую атмосферу занятия.

Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Пересядьте все те, у кого...» и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например: «Пересядьте все те, у кого есть волосы», «кто сегодня завтракал», «кто учится в школе». Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.

3. Игра «Что важно для меня?»

Игра развивает взаимодействие между членами группы, дает возможность каждому ребенку представить себя другим детям, сплачивает учеников класса.

Материалы: бумага и карандаш - каждому ребенку.

Инструкция. Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги (5 мин).

Дети ходят примерно с минуту. Время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем дети вновь бродят в тишине, читая записи одноклассников. После примерно восьми сигналов «Стоп!» дети возвращаются на свои места в классе. Обязательно после проведения проанализируйте игру в виде «обратной связи», как и все другие упражнения, которые вы включаете в занятия.

 

4. «Охота за сокровищем»

Для каждого из участников игры понадобится вот такая карточка:

с

Имя

Сходство

Различие

1

с

с

с

2

с

с

с

3

с

с

с

...

с

с

с

10

с

с

с

Участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего - найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.

Перед началом игры ведущий может привести примеры сходств и различий (и я, и он живем в одном доме, но у меня есть собака, а у него никто из животных не живет; и она, и я хотим стать фотомоделями, но я люблю миндальные пирожные, а она - мороженое).

5. Упражнение «Антарктида»

Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Психологически раскрепощает на дальнейшую работу.

Материал: несколько больших листов бумаги.

Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Инструкция. Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» - должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

6. «Зеркало»

Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг напротив друга. Первый в паре - «человек», второй - «зеркало». «Человек» начинает медленно и плавно двигать руками, а «зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание.

Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче - «зеркала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»?

7.  «Робот»

Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре - «робот», второй - «оператор». «Робот» может делать только то, что говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются ролями.

8. Игра «Авиакатастрофа»

Игра обучает эффективному поведению в достижении согласия, информированию относительно стилей поведения, а также способствует сплочению группы.

Материал: бумага, ручки, таблица, в которой перечислены необходимые предметы.

Инструкция. Предлагаю вам поиграть в игру, где главной задачей будет принятие единого решения. Послушайте, пожалуйста, задание. Вы в составе группы потерпели авиакатастрофу. Летчики погибли. Все члены вашей группы живы и здоровы.

Вы находитесь в пустыне Сахара. 10 часов утра. Температура воздуха - 45 °С, песка - 70 °С. Последняя отметка на карте пилота - 120 км к ЮЗ от лагеря буровиков. Но из разговоров пилотов перед аварией вы знаете, что самолет отклонился от курса примерно на 100 км неизвестно в каком направлении.

В корпусе самолета на месте аварии вам удалось найти предметы, которые я вам сейчас перечислю. Ваша задача - в колонке «Я» расставить перечисленные предметы по степени важности в данной ситуации. Поставьте цифру «один» у самого важного предмета, цифру «два» - у второго по значению и так далее.

Сначала каждый делает задание самостоятельно. После того как завершена индивидуальная работа по ранжированию, группе дается время для выполнения общего задания - прийти к общему мнению и записать его в колонке «Мы», а затем «Вместе». Обсуждая процесс принятия решения, полезно сосредотачиваться на вопросах типа «Какие виды поведения мешали, а какие помогали достижению согласия?».

                                                             Ф.И. ученика ___________________

Предметы

Я

Мы

Все

Фонарик

Перочинный нож

Магнитный компас

Набор бинтов

Парашют красно-белый

Килограмм соли

1 литр воды на каждого

2 литра водки

По пальто на каждого

Косметическое зеркало

9. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, - умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

 

10. «Гусеница».

Нам понадобятся несколько воздушных шаров - столько же, сколько играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их - нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры - пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.

Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что требуется от каждого, чтобы удачи добились все?

Ф.И. ученика ___________________                   Ф.И. ученика ___________________                   Ф.И. ученика ___________________                     Ф.И. ученика ___________________    

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Фонарик

Фонарик

Фонарик

Фонарик

Перочинный нож

Перочинный нож

Перочинный нож

Перочинный нож

Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас

Набор бинтов

Набор бинтов

Набор бинтов

Набор бинтов

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Килограмм соли

Килограмм соли

Килограмм соли

Килограмм соли

1 литр воды на каждого

1 литр воды на каждого

1 литр воды на каждого

 1 литр воды на каждого

2 литра водки

2 литра водки

2 литра водки

2 литра водки

По пальто на каждого

По пальто на каждого

По пальто на каждого

По пальто на каждого

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Ф.И. ученика ___________________                   Ф.И. ученика ___________________                   Ф.И. ученика ___________________                     Ф.И. ученика ___________________    

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Фонарик

Фонарик

Фонарик

Фонарик

Перочинный нож

Перочинный нож

Перочинный нож

Перочинный нож

Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас

Набор бинтов

Набор бинтов

Набор бинтов

Набор бинтов

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Килограмм соли

Килограмм соли

Килограмм соли

Килограмм соли

1 литр воды на каждого

1 литр воды на каждого

1 литр воды на каждого

 1 литр воды на каждого

2 литра водки

2 литра водки

2 литра водки

2 литра водки

По пальто на каждого

По пальто на каждого

По пальто на каждого

По пальто на каждого

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Ф.И. ученика ___________________                   Ф.И. ученика ___________________                   Ф.И. ученика ___________________                     Ф.И. ученика ___________________    

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Предметы

Я

Мы

Все

Фонарик

Фонарик

Фонарик

Фонарик

Перочинный нож

Перочинный нож

Перочинный нож

Перочинный нож

Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас

Магнитный компас

Набор бинтов

Набор бинтов

Набор бинтов

Набор бинтов

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Парашют красно-белый

Килограмм соли

Килограмм соли

Килограмм соли

Килограмм соли

1 литр воды на каждого

1 литр воды на каждого

1 литр воды на каждого

 1 литр воды на каждого

2 литра водки

2 литра водки

2 литра водки

2 литра водки

По пальто на каждого

По пальто на каждого

По пальто на каждого

По пальто на каждого

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало

Косметическое зеркало