"Вечные темы: свобода и ответственность"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Тренинговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoboda_i_otvetstvenost_zanyatie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психопросвещение учащихся

Вечные темы: свобода и ответственность

Тренинговое занятие для учащихся 8  классов

Цель: дать школьникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории;

активизация внутренних ресурсов личности, развитие творческого потенциала, вербальных и коммуникативных навыков.

Ход занятия

Занятие начинается со вступительного слова, в котором ведущий сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме.

Ученики делятся на три группы для дальнейшей работы.

1 этап - Незаконченные предложения: участникам предлагается коробочка с карточками. На каждой карточке - незаконченное предложение, которое учащиеся должны закончить вслух, пуская коробочку поочередно каждой группе и вытягивая карточку.

Карточки с незаконченными предложениями

В общении с другими людьми я стараюсь...

Для меня любовь - это...

В моем понимании жизненные ценности человека...

В дружбе я ценю..

Справедливость для меня - это...

Свобода для меня - это...

Я считаю, что по отношению друг к другу люди должны прежде всего...

Индивидуальность и неповторимость человека, по моему мнению, выражается в...

Понятие патриотизм для меня заключается в...

Настоящая красота - это прежде всего....

Я считаю, что ставить перед собой жизненные цели... (важно или нет)

Взаимопонимание должно проявляться в...

Делается короткий вывод о многообразии взглядов на вечные темы, о различных способах самовыражения, о неповторимости личности каждого.

2 этап – Понятие «свобода».

Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», психолог предлагает каждой группе познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода - это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  • наличие прав и их гарантированность;
  • один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Ведущий. Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода». Вместе с классом психолог вспоминает ставшие привычными выражения:

  • «свобода личности»,
  • «свобода духа»,
  • «политические свободы»,
  • «свобода слова»,
  • «свободное время» и т.д.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы - одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

3 этап – Свобода и ответственность в жизни учеников.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Я свободен в принятии решений

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

 

 

 

 

 

 

Таблица заполняется в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно - возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Вопросы для обсуждения

- За что мы ценим свободу?
- Может ли человек быть абсолютно свободен?
- В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
- Что ограничивает это стремление?

4 этап – Пути расширения свободы.

Ведущий. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны? (каждая группа составляет список).

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.

Ведущий. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности - это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

5 этап – «Я ответственен за …»

Каждая группа предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

- «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
- «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
- «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя).

6 этап – Ответственный человек.

- «Ответственный человек - это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».
Учащиеся индивидуально отражают данную схему в тетрадях, расставляя указанные позиции в соответствии с личностно значимой иерархией (некоторые категории могут ими не указываться как незначимые).

7 этап – Синквейн.

В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);
2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

На наших занятиях темами стали следующие:

СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЫБОР

Вот примеры нескольких работ:

Свобода.

Независимая. Самостоятельная.
Мыслить. Делать. Быть.
Всего дороже на свете.
Полет.

Свобода.

Независимая. Достойная.
Думать. Говорить. Действовать.
Свобода - право каждого человека.
Независимость.

Ответственность.

Самостоятельная. Честная.
Была. Есть. Будет.
Тяготит тебя или радует.
Свобода.

Ответственность.

Надежный. Обязательный.
Обещаю. Выполню. Смогу.
Всегда отвечу за слова!
Исполнительность.

Выбор.

Уверенный. Свободный.
Подумать. Решить. Принять.
Готов ты сделать выбор?
Решай!

Выбор.

Свободный. Достойный.
Искать. Пробовать. Действовать.
Ответственное решение здравомыслящего человека.
Поиск.

Обычно знакомство с вариантами синквейнов проходит довольно эмоционально, некоторые ребята к следующему занятию приносят пятистишия собственного сочинения по тем темам, которые близки им; практически всегда возникает желание услышать варианты, рожденные в других классах. Поэтому, если со стороны авторов нет возражений, мы устраиваем своеобразную «выставку» творческих работ, с которой можно при желании ознакомить и родителей, и педагогов.

7 Этап - Упражнение «Цветок чувств».

- Сегодня на занятии мы затрагивали и раскрывали вечные темы, которые актуальны для человека всегда. Подумайте, какие чувства у вас возникали сегодня, как бы вы их выразили в нескольких словах?

Учащимся предлагаются разноцветные «лепестки» (какого цвета им хочется), на которых они напишут чувства, испытанные на занятии. Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Так получается цветок чувств всей группы.

В общении с другими людьми я стараюсь...

Для меня любовь - это...

В моем понимании жизненные ценности человека...

В дружбе я ценю…

Справедливость для меня - это...

Я считаю, что ставить перед собой жизненные цели... (важно или нет)

Настоящая красота - это прежде всего....

Понятие патриотизм для меня заключается в...

Взаимопонимание должно проявляться в...

Индивидуальность и неповторимость человека, по моему мнению, выражается в...

Свобода для меня - это...

Я считаю, что по отношению друг к другу люди должны прежде всего...

Я свободен в принятии решений

Я свободен в принятии решений

Я свободен в принятии решений

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Свобода - это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  • наличие прав и их гарантированность;
  • один из основополагающих принципов правового государства.

Свобода - это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  • наличие прав и их гарантированность;
  • один из основополагающих принципов правового государства.

Свобода - это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  • наличие прав и их гарантированность;
  • один из основополагающих принципов правового государства.

Свобода - это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  • наличие прав и их гарантированность;
  • один из основополагающих принципов правового государства.

 «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность)

 «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен)

«Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя)

 «Ответственный человек - это...» (какие качества).      «Ответственный человек - это...» (какие качества).    «Ответственный человек - это...» (какие качества).

«Ответственный человек - это...» (какие качества).      «Ответственный человек - это...» (какие качества).    «Ответственный человек - это...» (какие качества).