"Взаимопонимание и дружба"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Развивающее занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimoponimanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Развивающая работа с учениками 3-х классов

Взаимопонимание и дружба

Цель: углублять представления учащихся о взаимоотношениях в классном коллективе.

Задачи:

  • раскрыть значение понятий «школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность»;
  • развить умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками;
  • воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам.

Ресурсы: аудиозапись песни «Ровесники, ровесницы» на слова И.Дик, музыку А.Островского.

Ход занятия:

Упражнение «На класс…»

Психолог предлагает учащимся по очереди вставить пропущенное слово в предложение: «Наш класс - .... коллектив». Например: «Наш класс - это интересный (дружный, сплоченный, веселый, жизнерадостный, надежный, творческий) коллектив».

Игра

Психолог обращается к классу с утверждениями. С места поднимаются те ребята, которые могут отнести озвученное утверждение к себе.

Психолог:

  • Встаньте те, кто:
  • занимается спортом;
  • играет в куклы;
  • любит играть в хоккей;
  • является футбольным болельщиком;
  • любит аэробику;
  • готовится в будущем к службе в армии;
  • собирается в будущем выйти замуж;
  • сам стирает свои вещи;
  • после окончания школы продолжит образование в высшем учебном заведении;
  • умывается по утрам;
  • любит животных;
  • ходит в магазин за продуктами;
  • умеет вязать крючком;
  • любит читать;
  • может починить сломанный стул.

Психолог:

  • Есть занятия, которые выполняют и мальчики, и девочки, но есть такие, с которыми лучше справляются или мальчики, или девочки.

Психолог читает стихотворение Сергея Михалкова:

Мальчик с девочкой дружил

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый,

Как приятель, он не раз

Провожал ее до дому,

До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе

Он ходил на стадион.

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.

Но родители-мещане

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане

Стал захаживать жених!»

Отворяют дверь соседи,

Улыбаются: «Привет!

Если ты за Таней, Федя,

То невесты дома нет».

 Стоит вместе появиться,

За спиной уже: «Хи-хи!

Иванов решил жениться,

Записался в женихи!»

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

И не думал он влюбляться,

И не знал он до сих пор,

Что он будет называться

Глупым словом: «Ухажер!»

Чистой, честной и открытой

Дружба мальчика была.

А теперь она забыта!

Что с ней стало? Умерла!

Умерла от плоских шуток,

Злых насмешек, шепотков,

От мещанских прибауток

Дураков и пошляков.

Проводится беседа по вопросам:

  • Как вы думаете, какие отношения складывались между мальчиком и девочкой?
  • Что чувствовали мальчик и девочка, слыша насмешки за спиной?
  • Как бы вы повели себя в подобной ситуации?
  • Возможна ли настоящая дружба между мальчиком и девочкой?
  • Есть ли у вас друзья противоположного пола? Как складываются ваши отношения? (Ответы учащихся)

Психолог:

  • Дружба мальчика и девочки может быть по-настоящему красива, если основана на взаимопонимание и взаимоуважении.

Упражнение

Выбираются два «журналиста» - мальчик и девочка. Мальчик берет интервью у девочек, девочка - у мальчиков. Примерные вопросы:

  • Какие черты характера вы больше всего цените в мальчиках (в девочках)?
  • Есть ли среди ваших друзей мальчики (девочки)? Расскажите о них.
  • Как к вашей дружбе с мальчиком (девочкой) относятся подруги (друзья)?

        (Ответы учащихся)

Разминка

Психолог:

  • Встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших руках находится огромнейший букет чудесных цветов. Это могут быть розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы.

Вы чувствуете их аромат. Подарите букет своему однокласснику (однокласснице), а вместе с цветами - добрые пожелания. Пусть очарование этого момента надолго останется с вами.

Игра «Дружный класс»

Игру может провести ученик. Он называет дела, которые можно сделать вместе и дружно. Если учащиеся согласны, они хлопают в ладоши.

Ведущий:

  • Мы можем:
  • Создать классную библиотеку.
  • Принять участие в соревнованиях по плаванию.
  • Помочь благоустроить школьный двор.
  • Выехать на природу.
  • Написать песню.
  • Пойти в больницу к заболевшему товарищу.
  • Отвечать у доски.
  • Пойти на прием к директору школы.
  • Спеть веселую песню.

Психолог:

  • Закройте глаза и представьте себя наедине... со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное... Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения...

Творческая работа

  • Самые обычные дни в классе и в школе можно сделать запоминающимися. Главное - взяться за это дружно, продумать, чтобы всем было интересно. Давайте посоветуемся, что поможет сплотить наш коллектив, и заполним таблицу. (Дети заполняют таблицу в Тетради ученика)

Понедельник День улыбок

Чтобы понедельник не был «трудным» днем, каждый начинает его дома и в классе с улыбки: шутит, рассказывает веселые истории. О шутке важно не забывать в течение всего дня.

Вторник

День сюрпризов

В этот день все друзья по классу, школе готовят друг другу небольшой сюрприз. Например, можно сделать открытку или сувенир своими руками, сообщить хорошую новость или угостить друзей своим фирменным печеньем.

Среда

День добрых дел

В этот день можно придумать и выполнить хорошее, доброе, полезное дело: посадить дерево, помочь библиотекарю, написать заметку в стенгазету, подготовить концерт для малышей.

Четверг

Чистый четверг

В этот день проводится уборка в учебном кабинете. Все вместе под звуки веселой музыки наводят порядок на своих рабочих местах, поливают цветы, вытирают пыль в помещении. Можно объявить соревнование: кто быстрее и качественнее выполнит свой участок работы, тот получает приз.

Пятница

День интеллектуального общения

В этот день все вместе читают интересную книгу или участвуют в интеллектуальных играх. Можно провести дискуссию на интересную тему.

Суббота

День веселых затей

Можно объявить «Праздник в королевской семье», когда все обращаются друг к другу на «вы»: «Ваше Величество», «Ваше высочество».

Воскресенье

День здоровья

Весь класс отправляется в поход или просто совершает прогулку на природу, где можно поиграть, попрыгать, посоревноваться в ловкости.

По окончании работы проекты презентуются. Психолог подводит итоги, отмечая наиболее интересные предложения каждой из подгрупп.

Заключительная часть:

  • Учитесь понимать своих одноклассников, старайтесь быть доброжелательными к ним, уважайте тех, кто рядом. Помните, дружба в классе крепка доверием и взаимопониманием.

Домашнее задание:

  • Напишите письмо девочкам или мальчикам своего класса о том, какими вы хотите их видеть. В зависимости от адресата выберите рамку для письма. Раскрасьте рисунок.

Психолог:

  • Сколько замечательных дел можно сделать в дружном классе! И таких дел впереди много. Их можно отразить в специальной книге «Если вместе, если дружно», сделав зарисовки, вклеив фотографии и т.д. В конце года будет интересно просмотреть книгу и вспомнить яркие минуты, проведенные вместе с друзьями.

Звучит песня «Ровесники».

Ровесники

Слава. И.Дик, Музыка. А.Островского

Ровесницы, ровесники,

Девчонки и мальчишки.

Одни поём мы песенки,

Одни читаем книжки.

Припев:

Девчонки, мальчишки,

Мальчишки, девчонки,

Мы учимся вместе, друзья.

Всегда у нас весело в классе.

Да здравствует дружба! Ура!

Всегда у нас весело в классе.

Да здравствует дружба! Ура!

Бегут по общей лестнице,

Звонок услышав звонкий,

Ровесники, ровесницы,

Мальчишки и девчонки.

Припев.

Ровесники, ровесницы,

Мальчишки и девчонки,

Пусть будет дружбы вестником

Припев вот этот звонкий.

Припев:

Девчонки, мальчишки,

Мальчишки, девчонки,

Мы учимся вместе, друзья.

Всегда у нас весело в классе.

Да здравствует дружба! Ура!

Всегда у нас весело в классе.

Да здравствует дружба! Ура!