"Кинезиология на уроке в начальной школе"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Психопросвещение педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.docx721.24 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект тренинга

"Кинезиология на уроке в начальной школе"

Цель тренинга: познакомить учителей начальной школы с возможностями кинезиологии и способствовать ее использованию в образовательном процессе.

Ресурсы: слайды-презентация, стикеры, бумага для постеров, маркеры, текстовый материал, комплекс упражнений, интернет сайт - http://testoteka.narod.ru/int/articles/01.html, рефлексивные листы.

Ожидаемые результаты:

  •  учителя будут понимать, что такое кинезиология;
  • педагоги расширят представления о мозолистом теле, синхронизации работы полушарий, улучшении мыслительной деятельности школьников;
  • учителя овладеют комплексом движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Ход треннга:

1. Организационный момент. Деление на группы (по работе в параллелях).

2. Работа в группах:

Задание 1: каждая группа читает предлагаемый текст; необходимо после прочтения выбрать «рассказчика» и он переходит в другую группу и рассказывает ту информацию, которую узнали. По окончанию обмена информацией подводится резюме.

Задание 2:

Как можно определить доминирующее полушарие

http://testoteka.narod.ru/int/articles/01.html

Задание 3:

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.
1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

http://testoteka.narod.ru/int/articles/01.bmp


http://testoteka.narod.ru/0.pngВот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

3. Теоретическая часть:

3.1. Межполушарные связи

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Полушария головного мозга

Правое

Левое

Характеристика

гуманитарное,

образное,

творческое

математическое,

знаковое,

речевое,

логическое,

аналитическое

отвечает

за тело,

координацию движений,

пространственное зрительное

и кинестетическое восприятие.

за восприятие – слуховой информации,

постановку целей и построений программ

Единство мозга

деятельность двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело)

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

И.Кант

"Кончики пальцев - есть второй головной мозг". Ребенок только родился и уже осуществлены хватательные движения. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.

Парасковья Николаевна Петрова

3.2. Кинезиология

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки успешному обучению в школе и развитию ребенка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе с взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

4. Практическая часть:

Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 

1. «Кулак – ребро – ладонь»

  

2. Упражнение «Фонарики»

3. «Дом-ёжик-замок»

  

4. «Гусь-курица-петух»

  

5. «Зайчик-колечко-цепочка»

  

6. «Ножницы-собака-лошадка»

  

7. «Зайчик-коза-вилка»

  

8. «Колечко»

9. «Флажок-рыбка-лодочка»

  

10.«Сарай - дом с трубой - пароход»

  

5. Подведение итогов коучинга.

        Рефлексия.

Рефлексивные листочки.

С чем пришел ...

Что было полезно....

Мое состояние...

С чем ухожу....

Приложение 1.

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана.

За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга.

Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

         За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие – язык, ощущение времени, речь, ритм, письмо, упорядочение, счет сложных движений.

 Правое полушарие – невербальные способности, выражение эмоций, перцептивные навыки, пространственные, распознавания узоров, понимание лиц, мелодий элементарного языка.

         Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого - глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого  полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Приложение 2.

Известно, что в своей жизни мы задействуем не более 10% возможностей нашего мозга, хотя именно постоянные умственные нагрузки - путь к здоровью и долголетию. Причем желательно давать нагрузку обоим полушариям головного мозга.

У большинства людей - правшей - вопреки распространенному мнению, активно левое полушарие головного мозга, которое управляет правой половиной тела. У левшей, наоборот, - правое. Кроме управления моторикой человека, каждое из полушарий отвечает за разные типы мышления. Левое - за абстрактно-логическое (аналитическое, математическое) мышление, правое - за пространственно-образное (творческое, интуитивное).

Но функциональная асимметрия не исчерпывается лишь различиями в совершений мышечных функций правой и левой половины тела. Она сказывается и на работе органов чувств. У человека есть глаз и ухо, которые доминируют, даже половина носа или языка могут иметь разную чувствительность. У правшей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Есть мнение, что вся информация от обонятельных рецепторов анализируется исключительно правым полушарием, левое же вовсе не интересуется запахами.

Почему правшей больше? Причины победы праворукости существуют на уровне гипотез. Наиболее вероятная причина уменьшения количества левшей - это постепенная активизация роли левого полушария. У древнего леворукого человека более активным было правое полушарие, которому присущи неосознанные инстинктивные действия, чутье и интуиция, образная память, глубокое чувство ритма, звуков, запахов, прикосновений, хорошая ориентация в пространстве. С появлением же признаков цивилизации многие вышеперечисленные свойства человека остались невостребованными и их начали вытеснять более нужные функции левого полушария, которое управляет правой рукой, - такие, как конкретное мышление, язык, письмо, математические и аналитические способности. Постепенно дитя природы превратилась в дитя прогресса с активным левым полушарием и активной правой рукой.

Кроме правшей и левшей, существуют амбидекстры, которые одинаково хорошо владеют обеими руками, что является результатом синхронного умения управлять левым и правым полушариями. Амбидекстрия встречается чрезвычайно редко, хотя считается, что человека можно ей научить, и лабильность мозга означает большую успешность: мыслительный и познавательный процессы идут у таких людей более легко и результативно.

Мозг состоит из двух одинаковых полусфер, связанных т. н. «Корпус колосум» - мостом, который включает несколько миллионов нервных волокон. Для того чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно успевать анализировать полученную информацию, эти сведения передаются другому полушарию, когда большая часть полученного уже обработана. У левшей связи между полушариями не такие жесткие, как у «правого» большинства. Поэтому у них информация в коре головного мозга обрабатывается медленнее, но это не болезнь, а особенность. (У сильного правши другие трудности: жесткие связи между полушариями оставляют мало шансов на свободу творчества, разнообразие.) Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными, если не сказать больше. В литературе часто упоминается некоторая туповатость, которой вроде бы определялся Эйнштейн в школьные годы. Будущего отца теории относительности считали «умеренно способным», поскольку он очень медленно усваивал и «переваривал» новую информацию.

Ошибочная мысль о том, что левша не совсем «нормальный», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах таких детей переучивали писать правой рукой. Но надо понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но может привести к таким печальным последствиям, как трудности произношения, заикание, нелюбовь к чтению, задержка развития навыков рисования и т.д. Существуют исследования, доказывающие, что если вернуться к своей природе и начать писать и вообще все делать левой рукой, то все приобретенные болезни проходят, а человек становится способным творчески реализоваться.

Таким образом, для нормальной работы всех наших внутренних органов и систем необходимо сбалансировать работу левого и правого полушарий головного мозга.